Где живут приключения

Александр Кобзев
     — Где новенький? — доносится из коридора громкий мальчишеский крик.

     Новенький — это я. В Ордынск мы приехали в середине апреля. Я — диво дивное, новенький! Поэтому на первой же переменке вокруг меня собрались все мальчишки класса.

     — Как тебя зовут? Откуда приехал? Чем увлекаешься? Спортом занимаешься? — наперебой спрашивают мальчишки, протягивая руки и называя имена.

     Я едва успеваю отвечать на вопросы. Удовлетворить любопытство одноклассников не пришлось: в класс ворвался веснушчатый пацан.

     — Где новенький? — выпалил он, едва в дверях показался его крапчатый нос.

     Не дожидаясь ответа, он протиснулся ко мне и деловито пожал мою руку.

     — Я — Серёга! — он так выразительно посмотрел на окруживших меня одноклассников, что те расступились. — Я учусь в пятом “а”.

     — Я — в третьем “бэ”.

     — Сам вижу! — Серёгин крапчатый нос и рыжеватые вихры были в непрерывном движении. — Как тебя зовут?

     — Саша.

     — Саня, значит, — он опять посмотрел на мальчишек и сказал: — Я буду с ним дружить. Поняли?

     На переменках Сергей подбегал ко мне, суматошно подавал руку и непременно спрашивал, не обижают ли старшеклассники. Я делился с ним пирожными, которые мама давала на обед. Я был рад, что у меня появился первый настоящий друг.

     Серёга жил от школы далеко — в соседней деревне Вагайцево. Туда ходил автобус. Но в автобусе нужно покупать билет, а деньги Серёга проедал в столовке: брал дополнительную котлетку или в ближайшем магазине покупал лимонад и мороженое. Либо опаздывал к автобусу, заигравшись с мальчишками в мяч. Потом плёлся домой пешком.

     Он был общительным и подвижным мальчиком. Но, как я догадывался, он изнывал от одиночества.

     В отличие от Серёги, я часто проводил время за книгой в детской библиотеке. Библиотека была как раз по пути в музыкальную школу.

     Особенно ценные и необычные книги были в читальном зале. В первый же день я приметил “Жизнь животных” Брема. Целых шесть томов! Мне нравилось рассматривать в больших, совсем взрослых книгах изумительные картинки со всевозможными зверями, птицами, рыбами, бабочками, медузами. Я любовался картинками и мечтал плыть на корабле в жаркую Австралию или Индонезию.

     — Я наловлю этих птиц, зверей и рыб! — азартно говорил я. — Привезу их в нашу школу. Вот будет зоопарк! Самый лучший в мире!

     * * *

     После школы я шёл домой с кем-нибудь из соседских мальчишек. Но в тот майский день ко мне подошёл Серёга и унылым голосом попросил:

     — Мне скучно идти одному. Пошли со мною. Вдвоём будет веселее.

     В Вагайцево идти не хотелось.

     — Но обратно идти одному придётся мне, — сказал я.

     — Почему одному? Мы вместе пойдём. Я тебя провожу! Прямо до дома.

     Но Сергей не учёл одной очевидной вещи.

     — Но тогда тебе снова придётся до Вагайцево топать… одному.

     — Потом я один уйду, — он стал доказывать, что после всех путешествий-манипуляций с удовольствием пойдёт домой один.

     Но меня не проведёшь. Я сказал решительное “НЕТ”.

     Уловка Серёге не удалась. Тогда он решился на хитрый ход:

     — Что бы ты попросил, если бы тебя кто-нибудь уговаривал проводить до Вагайцево?

     С тайной надеждой я сказал:

     — Если бы мне кто-то предложил шесть томов “Жизни животных” Брема, я готов бы проводить того даже пять раз до Вагайцево.

     — А какие они, эти тОмы?

     — Такие большие, толстые и зелёные.

     Тут он состроил доверительную физиономию и шёпотом сказал:

     — Хочешь секрет расскажу, только никому ни слова! У меня есть эти тОмы–бремы, все шесть жизней… животных, — и уже будничным тоном: — Ну, я пошёл.

     — Может, тебя проводить?

     — Да нет, не надо.

     Я не верил, что этот мальчишка с лицом типичного двоечника может обладать драгоценнейшим сокровищем. Я готов был повернуться, но вдруг подумал, что из рук ускользает мечта. Зачем двоечнику Брем?

     — Ладно, если сильно–сильно хочешь, можешь проводить, — снисходительно сказал Серёга.

     — Правда? С удовольствием! — и совсем нерешительно: — А ты отдашь “Жизнь животных” Брема? Все шесть томов?

     — Конечно, отдам! Я же пообещал! Я всегда слово держу!

     Дома я мигом переоделся и вылетел на улицу.

     — Пойдём через кладбище? Так ближе! — выпалил Серёга.

     Мы шли по светлому сосновому бору перебежками от муравейника к муравейнику. Особенно долго стояли возле огромного муравейника, чуть ли не в мой рост.

     — Саня, а кто их заставляет целыми днями работать? Может, у них там надсмотрщики есть? С плетьми и нагайками?

     — В одной книге написано, что инстинкт.

     — Какой всесильный этот инстинкт! — Серёга замер над муравейником. — А где он, этот инстинкт живёт? В муравейнике, что ли?

     — Не знаю.


     Когда мы шли через кладбище, я показал ему на скромную могилку.

     — Представляешь, здесь похоронен великий ордынский поэт Николай Вяткин!

     — Самый великий?

     — Вот послушай! — я повернулся к могиле и с выражением продекламировал:


     Коряги, бурелом, грибы,
     Тайга всё первозданней с виду.
     Вот муравьишки, как рабы,
     Надсадно строят пирамиду…

     Мой лес, в каких веках ты вырос?
     Что повидал давным-давно?
     На древний, свёрнутый папирус
     Похоже серое бревно!


     — Мы в школе как раз про пирамиды и папирусы проходили. Надо рассказать этот стих на истории! Надо же, какой великий поэт! — Сергей благоговейно повернулся в сторону могилы и прочитал: — Николай Давыдович Вяткин. Его, как Пушкина, застрелили на дуэли?

     — Нет. Он умер от тяжёлой болезни.

     — Жаль поэта! Расскажи что-нибудь ещё.

     Я рассказал Сергею ещё одно стихотворение, и мы пошли дальше, останавливаясь на каждом шагу и читая фамилии на памятниках.

     — А вдруг здесь великий человек похоронен? — показал Сергей на деревянный крест. — Моя бабушка говорила, что для Бога каждый человек великий! Она тоже здесь похоронена. Над её могилкой каждый год вьют гнездо очень красивые птички! Хочешь, покажу? Только придётся обратно идти. Ладно, в другой раз пойдёшь меня провожать, обязательно покажу.

     Так больше часа мы шли до Вагайцево. Друг повёл меня к дому с резными коньками.

     — Мой дед был мастером! — Сергей с гордостью показал на ажурную резьбу подоконников.

     Он достал из-под полена ключ и открыл дверь.

     Простая домашняя обстановка не оставляла надежд, что в этом доме есть сокровище. Простые кровати, застеленные лоскутными покрывалами… Кухонный стол с клетчатой клеёнкой. Связанные из разноцветных тряпочек половички…

     На книжных полках я приметил лишь учебники для пятого класса да десяток толстых романов. Никаких других книг, тем более “Жизни животных” Брема, я не увидел.

     — А где “Жизнь животных”, шесть томов? — как-то стыдливо спросил я, всё ещё надеясь, что где-то в чулане, или в том сундуке, обитом жестью, хранится драгоценное сокровище.

     — А, тОмы–бремы… Сейчас их нету дома. Брат, гад, куда-то упёр, но завтра обязательно принесёт! — заверил меня Серёга.

     На следующий день я встретил друга в школе. Возникла неловкая пауза. Я не решался заговорить об обещанном вчера сокровище. Он что-то хотел спросить, но тоже не решался. Наконец, будто о ничтожном пустяке, Сергей спросил:

     — А что, эти тОмы, они в воде живут, что ли?

     — Какие томы?

     — Ну, жизнь животных, томы, бремы… Которых шесть…

     Теперь я точно знал, что Серёга подло обманул. Но я так хотел верить, что у меня будет весь Брем с потрясающими цветными картинками. И я ждал, каждый раз спрашивая при встрече с ним, когда он отдаст «Жизнь животных».

     — Я обязательно их поймаю. Завтра схожу на речку и поймаю тебе хоть десять тОмов–бремов.

     Через неделю он притащил в картонной коробке шесть больших зелёных ящериц.

     — Это тебе. Как обещал! Все шесть!

     Мне хотелось плакать. Но я сдержался. После урока я в сопровождении одноклассников отнёс ящериц в школьный огород. Серёга побежал с нами. Под улюлюканье мальчишек я выпустил ящериц в кусты смородины.

     — Зачем ты их отпустил? — разочарованно спросил Сергей. — Я старался, ловил. А ты…

     — Пусть поедают вредителей.

     — Так им, вредителям! А откуда ты знаешь про вредителей?

     — В «Жизни животных» Брема прочитал. В четвёртом томе.

     — Может, вместе почитаем?

     — Пойдём в библиотеку, почитаем.

     Оказалось, Сергей ни разу не был в библиотеке.

     В тот же день, возвращаясь из музыкальной школы, я встретил Серёгу на улице.

     — Хочешь посмотреть, где живут приключения?

     — Конечно, хочу!

     — Тогда пошли! — я увлёк друга в библиотеку.

     Мы прошли в читальный зал. Я провёл Сергея к заветной полке, где стояли шесть тёмно–зелёных томов Брема.

     — Так вот они какие, тОмы! Я тоже хочу такие прочитать!

     Мы листали огромные фолианты и восторгались многообразием и красотой животных.

     На соседнем стеллаже мы обнаружили книги про великие географические открытия. Серёга листал книги и с особым вниманием разглядывал парусники и разрисованных туземцев с копьями.

     — Саня, давай сделаем парусник и поплывём открывать новые материки!

     — Все материки давно открыты.

     — А вдруг где-нибудь остался остров, который откроем мы!

     — Мы назовём его островом Сокровищ! — поддержал я друга.

     — Там что, есть клад?

     — Есть! Как в книге «Остров Сокровищ». Не читал?

     Я попросил книгу Стивенсона и начал вслух читать роман. Потом подсунул книгу другу.

     — Сам читай!

     Сергей прочитал несколько страниц и спросил:

     — Саша, как ты думаешь, всё, что здесь написано, правда?

     — Наверное, правда.

     С того дня я почти каждый раз встречал Сергея в библиотеке. Он жадно листал книги и уходил из библиотеки всегда в одно и то же время.

     — Ну ладно, я пошёл! Скоро автобус до Вагайцево, — говорил он, пожимая мою руку. — Никуда не денешься, брат! Расписание.

     * * *

     Потом, будучи студентом университета, я собрал все шесть томов Брема. Я с удовольствием листал страницы, рассматривая яркие картинки.

     Через много лет я узнал, что Сергей успешно окончил «Новосибирский институт инженеров водного транспорта» и теперь плавает на теплоходе по Оби и другим сибирским рекам.

     Когда я летом приезжаю в Новосибирск, то непременно захожу на речной вокзал и спрашиваю в диспетчерской, как могу встретить друга. Диспетчер называет время прибытия теплохода. И, если время терпит, я позволяю себе роскошь забыть все дела и плыть на теплоходе хоть за тридевять земель. Любуясь обскими берегами из капитанской рубки.

     Прощаясь после плавания, Сергей всегда задаёт один и тот же вопрос:

     — Так где живут приключения? — и смеётся, крепко пожимая мою руку.

     — В наших беспокойных сердцах, мой друг товарищ капитан!

     * * *

     Однажды зимой ко мне заехал Сергей со своим девятилетним сынишкой Ромкой. Мальчик очень хотел стать биологом. Я рассказал ему эту историю и достал с полки первый том Брема.

     — Где живут приключения? — Ромка засмеялся и с надеждой посмотрел на меня.

     — В библиотеке, — ответил я и открыл пятый том на странице, где живут самые красивые в мире птицы. — Зови папу! Пусть принимает подарок, все шесть томов! Тебе не донести до машины.

     — Сергей, забирай подарок! Теперь в твоём доме тоже будут жить приключения!