Забытая история науки. Глава XVI

Владимир Прохватилов
Тайна сандалий Эмпедокла

История  заносчивого  философа,  поэта, волшебника  и инженера.


Вначале Эмпедокл, автор знаменитого учения о четырех стихиях, был пифагорейцем. В эту  элитную научную секту подпасть было  непросто. Нужны были просто сверхчеловеческие, а по-современному выражаясь, паранормальные способности. Сам Пифагор такими способностями обладал в полной мере. Он был сильнейшим экстрасенсом и, по слухам, даже понимал язык животных. Эзотерическая традиция пронизывает всю историю античной философии. Сильнейшими магами были Платон и Аристотель. Последний лично обучал магическим ритуалам  своего ученика Александра Македонского. В древней Греции  наука, магия и религия были едины.

О рождении Эмпедокла, также как и о его смерти  существует много противоречащих друг другу версий. Одни утверждают, что он прожил 60 лет, другие – что свыше 100. Большинство историков считает, что жил он в греческой колонии  Акраганте в Сицилии. Условную дату расцвета его трудов   относят к 84-й Олимпиаде  (444 г. до н. э.). Как пишет Диоген Лаэртский, Эмпедокл был знатного рода, активно участвовал в политической  жизни земляков-акрагантцев, но поддерживал сторонников демократии, не желая восстановления власти аристократов.


Современные историки считают, что дошедшие до нас рассказы о необычайных достижениях Эмпедокла несколько фантастичны и наверняка преувеличены. Например, рассказывают, что он изменил климат родного города, пробив  «проход в скалах, стеной окружавших город, и тем открыл в него путь через образовавшуюся брешь для благотворных теплых ветров». «С точки зрения технических возможностей того времени, сообщение это настолько невероятно, что принимать его всерьез, конечно, не приходится», – пишет В.Ф.Асмус. Вообще-то древние инженеры  реализовывали и более сложные проекты, достаточно вспомнить египетские пирамиды. Работать с камнем греки умели.  Инструменты для работы в каменоломнях состояли из кайла с острием, зубила, лома, клиньев, кувалды и пил с зубьями и без зубьев. Они как правило были железными.

А вот Ганнибал при переходе через Альпы прокладывал дорогу, раскалывая  камни уксусом.

Так что сомнения в том, что Эмпедокл смог организовать работы по пробивке прохода в скалах, вряд ли обоснованы. Просто большинство историков не сведущи в инженерном деле, а потому принижают возможности античных мудрецов.

Диоген Лаэртский со ссылкой на Тимея  пишет, что «что многое в нем( в Эмпедокле – В.П.)  вызывало удивление. Так, когда пассатные ветры дули так сильно, что портились плоды, он приказал содрать кожу с ослов и сделать меха, которые он расставил вокруг холмов и горных вершин, чтобы уловить ветер; и ветер унялся, а Эмпедокл получил прозвание “ветролова”.

Считать ли фантастичным этот рассказ? Всяко может быть. Но только вот  сильные современные экстрасенсы способны (и это неоднократно запечатлено на  видео) безо всяких технических средств посредством только лишь собственной энергетики разгонять тучи. Так не поступил ли так же и Эмпедокл, а ветроуловительные мешки придумал просто для вящего эффекта?

Эмпедокл создал знаменитую медицинскую школу. Все историки единодушно упоминают о воскрешении  женщины по имени Панфея, жительницы Акраганта, долгое время лежавшей без дыхания. На самом-то деле, несчастная скорее всего впала в летаргический сон, из которого Эмпедокл смог ее вывести. Он был талантливым чудотворцем шаманско-знахарского типа.

Софист Горгий утверждал, что лично присутствовал при  чародействах  Эмпедокла.  В  послании к своему ученику Эмпедокл обещает научить его магии:

«Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют:

Только тебе одному я открыть это все собираюсь.

Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,

Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;

Если ж захочешь – обратное вновь их воздвигнешь дыханье.

Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,

В летнюю засуху зелень питающий вызовешь ливень:

Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.

Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида!»

 

Для пущей убедительности он периодически творил чудеса на публике. После выступлений Вольфа Мессинга и Ури Геллера сейчас этим никого не удивишь, но древние люди считали  Эмпедокла настоящим волшебником.

Он старательно поддерживал свою репутацию чудотворца, облачался в пурпурные одежды жреца, надевал дельфийскую корону, совершенно не стриг волосы, ходил везде с величественным выражением лица и повсюду требовал к себе исключительного внимания.

Авторитет его был очень высок, потому что Эмпедокл всю свою деятельность подчинял интересам людей. Тот самый проход в скалах он пробил, чтобы, оздоровив  воздух в Акраганте, избавить его от малярии. В сицилийском городе Селиунта он избавил горожан от зловонного болота, подведя к нему воды реки Хипс , «чтобы здоровый северный ветер прогнал в море тлетворные испарения».  Эмпедокл много странствовал по Сицилии, облегчая страдания больных земляков.

В области анатомии Эмпедоклу  открыл  лабиринт  внутреннего уха, исследовал механизмы  дыхании,  деятельности сердца, устройство  кровообращения, зрения и обоняния. Он был вегетарианцем и  даже сандалии носил не из кожи, а из меди. Эмпедокл использовал музыку  для лечения душевнобольных.  Речитативы из песен Гомера и Гесиода   облегчали  по его мнению душевные страдания.

Натурфилософия  Эмпедокла сочетала в себе   физику ионийцев, элейскую метафизику и пифагорейское учение о пропорции. Он признавал четыре элемента сущего, или стихии – архэ: огонь, воду, воздух и землю. Это были четыре традиционные стихии ионийской физики. Они, по его терминологии, являлись корнями всех вещей.

Вот как он сам объясняет устройство мира в своей поэме «О природе»:

«Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:

 Зевс лучезарный, и Аидоней, и живящая Гера,

 Также слезами текущая в смертных источниках Нестис».

Но эти «корни всего» не активны. Источником движения Вселенной являются две противоположные силы – Любовь(Филея) и Вражда(Нейкос). Нее спешите смеяться над этими наивными, с современной точки зрения, взглядами.

Притяжение  и отталкивание – основные  аксиоматические кирпичики современной физики, просто термины используются другие. Не Любовь и Вражда, а  Плюс и Минус, Частицы и Античастицы, Материя и Антиматерия.

 Две активные силы обладают вполне определёнными  качествами.  Любовь имеет  свойства влаги, а Вражда  — свойства огня. Весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными.

Затем начитаются обратные процессы, и все повторяется. Такая модель Вселенной может быть названа циклической или пульсирующей.

Страстным почитателем Эмпедокла был римский поэт и философ  Лукреций Кар, автор знаменитой поэмы «О Природе вещей». А вот Аристотель  критиковал Эмпедокла, невысоко оценивая его поэтический талант. В своей «Поэтике» Аристотель сравнивает Гомера и Эмпедокла, находя что у них  «нет ничего общего, кроме поэтического размера, поэтому первого  справедливо называть поэтом, а второго  — скорее физиологом, чем поэтом».

По своим философским взглядам Эмпедокл примыкает к Фалесу, Анаксимену и Гераклиту, которых  называют гилозоистами, за то, что они считали все формы материи одушевленными существами.

Эмпедокл был очень высокого мнения о себе. Поучившись в пифагорейском кружке, он решил  опубликовать  некоторые положения пифагорейцев.

После чего, как пишет Диоген Лаэртский, он был  «уличен в присвоении учения и отстранен от занятий»:

«В учениях принимали участие все пифагорейцы; когда же Эмпедокл обнародовал их в своей поэме, было положено никакого стихотворца к ним не допускать».

 Смерть  Эмпедокла была необычной, как и его жизнь.

Дадим еще раз слово Диогену:

«Гераклид… говорит, что он(Эмпедокл – В.П.) совершал жертвоприношение близ Писианактова поля, созвав к нему некоторых друзей, среди которых был и Павсаний. После пира гости отошли отдохнуть в стороне, под деревьями ближнего поля или где кому хотелось, а Эмпедокл остался лежать, где лежал; когда же наступило утро и все встали, его уже не было. Стали искать, допрашивать слуг, те твердили, что ничего не знают, как вдруг кто-то сказал, что в полночь он услышал сверхчеловечески громкий голос, призывавший Эмпедокла, вскочил, увидел небесный свет и блеск огней, и больше ничего. Все были поражены; Павсаний вышел и послал лошадей на розыски, но потом велел всем отложить тревогу, ибо, сказал он, случилось такое, что впору лишь молиться: Эмпедоклу теперь надо приносить жертвы как ставшему богом… Гиппобот уверяет, что, встав от застолья, Эмпедокл отправился на Этну, а там бросился в огнедышащее жерло и исчез – этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом; а узнали про это, когда жерло выбросило одну из его сандалий, ибо сандалии у него были медные».

Другие источники уверяют, что  на самом деле Эмпедокл не бросился в  огнедышащее жерло Этны, а удалился на Пелопоннес и доживал свой век в уединении.  Он лишь  пожертвовал своими медными сандалиями, отдав их своему ученику Павсанию в  качестве вещественного доказательства божественного вознесения своего учителя.

Медные сандалии Эмпедокла  не сохранились до наших дней, чего не скажешь о многочисленных стихотворных насмешках на тему его  реального или вымышленного прыжка в действующий вулкан:

«Некогда ты, Эмпедокл, чтоб очиститься пламенем быстрым,

Огнь бессмертный вдохнул из огнедышащих жерл.

Но не хочу я сказать, что сам ты низвергнулся в Этну,

Вольным был твой уход, но ненамеренной смерть».

 

И еще:

« Истинно так говорят: упав Эмпедокл с колесницы,

Правую ногу сломал, в том и была его смерть.

Если бы в горный огонь он бросился, жизни взыскуя,

Как же гробница его встала в мегарской земле?»

Несмотря на все свои странности Эмпедокл заслужил  величайшую похвалу от французского писателя Ромена Роллана, сказавшего, что тот был самым гуманным из всех древних греков. Нам  остается согласиться с мнением проницательного француза и закончить рассказ о жизни  Эмпедокла и его знаменитых медных сандалиях.