Карл Булла и его сыновья

Валентина Томашевская
Карк Булла и его сыновья. Фотодинастия
Карл Булла – мастер документальной фотографии, портретист, его прозвали в Санкт-Петрбурге «отцом русского фоторепортажа». Фотоделом и документальным кино занимались также и его сыновья. Александр и Владимир. 
Отец
Карл Освальд Булла (1855 - 1929) родился в Пруссии, в семье немецкого купца в прусском местечке Леобшютц. О детстве Карла Буллы известно немного.  В десяти- или двенадцатилетнем возрасте он вместе со своими родителями попадает в Санкт-Петербург. Мальчика сразу же определяют на работу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей.  Так он и постигает основы мастерства. Начинает  как  посыльный, постепенно становится лаборантом, а затем и учеником.  Старательно изучал по иностранным журналам технологию фотоэмульсий. Спустя двадцать лет бывший «мальчик на побегушках» открывает собственное дело по производству сухих желатиновых фотопластинок. Это предприятие выявляет недюжинное коммерческое дарование начинающего дельца: пластинки его фотолаборатории дают ему отличный доход. Однако настоящую известность приносит Карлу Булле его фотографический талант.
 В 1875 году молодой фотограф Свое первое фотоателье Карл Булла открывает в Санкт-Петербурге на Садовой улице (в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском проспекте) свое первое фотоателье. Его фотопортреты  делают его популярным у столичной публики. Примерно в это же время, в 1876 году, Булла подает прошение о разрешении принять присягу на подданство России, которое вскоре удовлетворяют.
Ещё в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга».
Павильонная фотосъемка входит в моду, и в конце XIX века сделать свой портрет у прославленного мастера стремятся представители всех сословий петербургского общества от студентов до дворянства и сливок российской литературы. Портреты в его исполнении отличаются удивительными для своего времени естественностью и непринужденностью – по свидетельствам очевидцев, Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Привязанность к портрету Карл Булла сохраняет на всю жизнь. Однако уже в середине 90-х годов Карл Булла открывает себе и России новый жанр фотоискусства.
К 1894 году приходит время фоторепортажа.  Министерство внутренних дел разрешает «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. Именно теперь, когда «уличная» съемка может быть весьма прибыльна, Карл Булла открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа. В интересы хроникера входят: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий от пожарного до сестры милосердия. Снимки в его исполнении продаются в собственном фотоателье мастера, а также публикуются на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов.  Это начало настоящей известности Карла Буллы. Он становится пионером и репортажного портрета: именно по фотографиям Карла Буллы мы знаем облик Ф.Шаляпина, Л.Толстого, И.Репина – как живых людей, на лицах которых отражаются переживания и заботы дня насущного.
Фотограф настолько популярен, что его знаменитые модели нередко хотят сфотографироваться вместе с ним. Например, такое желание выразил Лев Толстой – в результате, на портрете, выполненном сыном Карла Карловича Виктором, мы можем сегодня видеть вместе великого писателя и великого фотографа. В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ. После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет. Официальный фотограф Министерства Императорского двора, Императорской Публичной библиотеки и множества других учреждений столицы, официальный иллюстратор журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», Булла фиксирует все стороны жизни столицы, оставляя потомкам уникальные документы, позволяющие почувствовать живое веяние эпохи.
Очередную фотомастерскую по адресу Невский, 54 Карл Булла открывает уже как общепризнанный мастер, обладатель многих почетных наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля).  Сначала в звании  сословного купца, а  позднее Булле было пожаловано и личное дворянство.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи. С 1908 года — фотограф журнала «Огонёк».
Любопытный читатель может увидеть в интернете фотопортреты, созданные К.Булле – живая история времени: «Премьер-министр Пётр Столыпин», 1906; «Лев Толстой» 1908, «Григорий Распутин,  полковник Д. Н. Ломан, генерал-майор М. С. Путятин..- 1907.8 год; Ф. И. Шаляпин с друзьями на катке. Куоккала, 1914;  Авиаторы И. И. Сикорский, Генер, Каульбарс в аэроплане «Русский витязь», 1915, Императрица Александра Фёдоровна, царевич Алексей, Николай II выходят из вагона по прибытии в военную ставку. Май 1916...

Сыновья
В прославленной фотомастерской Карл Булла работал вместе с сыновьями,  Александром и Вадимиром.  Оба его сына стали известными фотографами. Александр увлекался съемками автомобилей, был кинооператором и участвовал в создании хроникальных и спортивных фильмов. Известнейший павильонный фотограф Александр Булла по обвинению в контрреволюции, отбывал наказание на Соловках, в Белбалтлаге и Дмитровлаге. Умер вскоре после освобождения, между 1942 и 1944 годами. По другой версии, умер в 1934 году.
Виктор Булла - один из пионеров кинематографии. В 1899 году окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографическое образование получил в Германии. Начал работать в фотоателье отца вместе с братом Александром. Получил самостоятельную известность в 19-летнем возрасте, во время русско-японской войны, будучи прикомандирован в должности фотокорреспондента к Сибирской резервной бригаде. Фронтовые репортажи Виктора публиковались в журналах «Нива» и «Искры», и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, часто попадая и на страницы зарубежных изданий. Виктор находился в самом центре событий, часто принимая на себя обязанности «брата милосердия», и был впоследствии награждён серебряной медалью «За храбрость» на георгиевской ленте с правом ношения на груди.
Совместно с братом Александром в 1909 году  основали товарищество «Аполлон» по производству и прокату хроникальных фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссёром и директором. За два года существования товарищества, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге С.-Петербург-Рим-С.-Петербург (вместе с братом Александром и оператором Ф. Вериго-Даровским).
С 1911 товарищество «Аполлон» передало оптовый прокат и продажу фильмов кинопредприятию «Продафильм», которое занималось экранизацией произведений классической литературы. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка. 
С началом Первой мировой войны Виктор возобновил работу в фотографии отца, снимал революционные события 1917—1918 гг. В эти же годы принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года («Хроника революции в Петрограде»). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссёров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 года. Стал одним из создателей кино- и фотоленинианы (снимал В. И. Ленина на восьмом и девятом съездах РКП(б) в 1919—1920 годах; в 1920—1921 гг.). Создал фотопортреты Зиновьева, Каменева, Сталина и других советских и партийных деятелей, фактически выступая в качестве штатного фотографа Смольного.
В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей. Тогда жюри выставки присудило им почётный диплом, что считалось очень высокой наградой.
15 июля 1938 года Виктор был арестован по доносу одного из сотрудников фотосалона Буллы. Известно, что допрашивали Виктора всего два раза. После первого никаких обвинений предъявить не удалось, а на втором допросе он был вынужден «сознаться» в шпионской деятельности. «Десять лет без права переписки». Впоследствии родным сообщили, что В. Булла умер от рака желудка в 1944 году в одном из дальневосточных лагерей.  Но внуку Виктора Булла, Андрею Леоновичу Каминскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1958. Репрессии в отношении Виктора и Александра, с учётом эмиграции их отца, означали запрет на упоминание фамилии всех Булла где бы то ни было. Снимки их печатались как анонимные или под другими фамилиями, вплоть до «Перестройки».
Супруга Виктора Карловича, Вера Константиновна, дочь К. Т. Серебрякова; сын Юрий (1919—1941) тоже стал фотографом, работал фотокорреспондентом ленинградской пионерской газеты «Ленинские искры». В 1941 году погиб на Ленинградском фронте.Дочь и внук Виктора Буллы, Валентина Викторовна (1921—2005) и Андрей Леонович (1948—2009) Каминские, жили в Петербурге. Андрей Леонович был полковником юстиции, заслуженным юристом РФ.
Награды и увековечивание памяти Карла Булле
После 1916 года Карл Булла передал своё фотографическое дело сыновьям , а сам уезжает в Эстонию, на остров Сааремаа. И мирно заканчивает свои дни в 1929 году, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии. В доме, где он жил, позже находилась поселковая школа с библиотекой, позднее — управление волостью Торгу, а после её упразднения в здании был организован музей Карла Буллы.
Карл Булла и его сыновья оставили грандиозное фотографическое наследие. Фотографическое собрание семьи (132 683 негатива). Их снимки представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях. Часть фотографий уцелела только благодаря дальновидности Виктора, который начал передачу государству архива и за три года до ареста успел передать более 130 000 негативов, из которых почти половина была создана Карлом Буллой или при его участии.
Легендарная фото мастерская по адресу Невский, 54 существует и по сей день. До конца 90-х годов петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье, причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла. Сегодня фото салон реконструирован, и там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии.
Перед зданием ателье Буллы на Малой Садовой установлен Памятник петербургскому фотографу Карлу Булле.

    Выборочно признание заслуг Карла Буллы.
1904 — подарок от Николая II — золотые часы с цепочкой с изображением государственного герба за альбом псковских манёвров.
1904 — подарок от Николая II — серебряный портсигар с изображением государственного герба за альбом «Проводы войск на Дальний Восток».
С 1910 года — потомственный почётный гражданин Петербурга.

Материал подготовила Валентина Томашевская-Арндт