Поездка в деревню -1

Анатолий Цыганок
Поездка в деревню (начало рассказа)
(Фрагмент из повести «Летние каникулы»)

На фото - моя картина (автор Цыганок А.П.) "За околицей"

Стоял жаркий полдень, когда кофейного цвета «Победа» плавно выехала из нашего двора. Через некоторое время она мчалась уже по улице Революции 1905 года мимо железнодорожного вокзала к путепроводу, после которого правый поворот выводил на финишную прямую для выезда из города в сторону Гусиноозёрска, Кяхты и далее через государственную границу в Монголию.

А вот и она, та финишная прямая, очень протяжённая бывшая улица Железнодорожная, а теперь имени Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны гвардии полковника Владимира Бузинаевича Борсоева, погибшего на фронте от полученных тяжёлых ран при выполнении боевой наступательной операции на одерском плацдарме в 1945-м году, не дожив до Победы над врагом ровно два месяца.

Вскоре показался мост через реку Селенгу, сразу посвежело, повеяло прохладой, стало чуток легче дышать. Река в этих местах широкая, и мы вдоволь надышались волшебным воздухом пока медленно двигались по мосту, перебираясь на левый берег; а благословенная Селенга, передав привет нам от родной Монголии (мы там жили раньше всей семьёй), в которой она берёт своё начало, понесла свои воды дальше, туда, где её уже заждался священный седой Байкал.

На другом берегу шустрая «Победа», миновав жилой посёлок, именуемый в народе «Нахаловкой», помчалась дальше. Налево уходила неширокая дорога на замечательный остров «Комсомольский» – место народных гуляний и отдыха, чуть поодаль раскинулись обширные плантации «Зеленхоза», справа была частная деревянная застройка. Впереди показался ещё один мост – через Степную протоку.

Проехав по нему, машина прямиком выскочила на Кяхтинский тракт. Направо отворачивала автомобильная дорога на Иркутск и далее на Москву, но нам туда не надо, нам надо в сторону Кяхты, и мы поехали прямо. Опять стало жарко на улице и в машине, через открытые боковые стёкла врывался горячий воздух.

Сначала дома, стоявшие справа и слева вдоль дороги, мелькали и проносились мимо нас один за другим, потом их становилось всё меньше и меньше, вскоре дома и постройки стали попадаться совсем редко, затем вообще перестали встречаться, кругом простиралась степь, и лишь узкая лента блестящего на солнце шоссе петляла впереди то поднимаясь на холмы, то ниспадая в низины. Горячий воздух струился, искрился и переливался в восходящих потоках.

За рулём сидел дядя Кан, старейший и опытнейший водитель из папиной организации, который раньше работал на полуторке ГАЗ-АА, потом на легендарном грузовике ЗИС-5, затем на автосамосвале ЗИС-150, а теперь ему доверили комфортабельную служебную легковую автомашину ГАЗ-20, которые в послевоенное время стали выпускать на знаменитом Горьковском автозаводе под чудесным красивым и многозначащим для всех советских людей названием «Победа».

«Победа» была закреплена за начальником строительного управления СУ-2 ВСЖД (ВСЖД – это Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения СССР), но в моменты важных и официальных выездов по городу, а также иногда для посещения загородных объектов, машиной пользовался начальник ПТО, которым был мой папа Пётр Павлович. Вот и сейчас папа сидел на переднем сидении и ехал в очередную служебную командировку в посёлок Загустай Селенгинского района Бурят-Монгольской АССР, где они строили железнодорожную станцию с вокзалом и многочисленными вспомогательными сооружениями и подсобными помещениями.

А так как дорога в Загустай проходила как раз через деревню Средний Убукун, в которой жили наши бабушка с дедушкой (мамины родители), то на правах попутчиков на заднем сидении удачно расположились мы с Витюхой, моим младшим братом. На наше присутствие в служебной машине было получено официальное разрешение начальника управления.

В «Победе» и переднее, и заднее сидения заодно со спинками были покрыты красной ковровой дорожкой с зелёными полосами по бокам. От этого внутри машины было красиво и приятно. С заднего сидения дорожка ниспадала вниз и застилала всё пространство пола, создавая тем самым уют и комфорт задним пассажирам, чем мы и воспользовались.

Рядом с нами стоял саквояж с нашими вещами, а на полу уместилась огромная сумка с гостинцами родственникам.

В багажнике лежал длинный фанерный ящик с моей новенькой моделью самолёта в разобранном виде и кое-какими запасными частями и нужными мне приспособлениями и принадлежностями, среди которых были круглая венгерская авиамодельная резина, куски листового целлулоида, отструганные сосновые рейки, липовый шпон, тонкая сталистая проволока, белая и синяя папиросная бумага, казеиновый клей, ацетон и нитроклей «Эмалит». Кроме этого я с собой взял необходимый набор столярных и слесарных инструментов на случай ремонта.

Машина проехала вдоль большого села «Иволга», которое являлось центром Иволгинского района, а точнее Иволгинского аймака, потому как в Бурятии районы называют аймаками. Местные произносят слово Иволга с ударением на последнем слоге, а приезжие всегда говорят с ударением на первом, так же, как зовут одноимённую птичку. Поэтому местные жители их всегда поправляют. Иволгу мы проехали не останавливаясь, и наш путь продолжился в южном направлении.

Первая наша остановка была в деревне с красивым и звучным названием «Ключи». За околицей у дороги находилась обустроенная площадка отдыха, на которую и свернул дядя Кан, предварительно понемногу притормаживая и беря правее.

– Перекур, – громко сказал он, выключая зажигание. – Мальчики налево, девочки направо, – пошутил дядя Кан, открывая водительскую дверь.

Так как девочек среди нас не было, то мы пропустили его слова мимо ушей, тоже распахнули дверки и вышли из машины, оставив их открытыми.

Папа достал из кармана красивую коробочку с надписью «Казбек», вынул из неё папиросу, закурил, и мы стали прогуливаться по травке-муравке, разминая затёкшие ноги и спины и разглядывая местные великолепные пейзажи.


Продолжение: http://proza.ru/2022/12/27/456