Отрывки из книги Россия XIX века в лицах

Полина Ребенина
Отрывки из книги Россия XIX века в лицах:

О великом поэте, переводчике и педагоге Василии Андреевиче Жуковском многие не знают почти ничего. В советской школе сведения о нем давались крайне скудные, ведь отношение к поэту было отрицательным, стояло на нем клеймо царедворца. Мало того, был Жуковский автором слов к гимну "Боже, царя храни", а это было уж совсем непростительно с точки зрения советского литературоведения.

А жаль, ведь он был не только великим поэтом, но и высокой души человеком. Был любим многими современниками за нравственность и духовность, доброжелательность, милосердие, чистоту помыслов и внутреннее достоинство.
А. С. Пушкин писал, что у Жуковского была "небесная душа", он считал его своим ангелом-хранителем, а о его творчестве отзывался так:
"Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость".

П. Вяземский писал: "Благородство истинное, ничем не измененное, было основанием его жизни".
И судьба у Жуковского сложилась совершенно удивительная! Незаконнорожденный мальчик стал не только выдающимся поэтом, но был приближен к царскому двору и выполнял обязанности наставника и воспитателя будущего императора Александра II.

***
Личность основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова при ближайшем с ней знакомстве вызывает неподдельное восхищение.

А. С. Хомяков был блестящим мыслителем и оратором, он знал 21 языка, перевел "Германия" Тацита с латыни. Именно он в 1839 году написал программную статью славянофилов-любомудров «О старом и новом», которая произвела настоящий фурор после выхода, широко обсуждалась в кругах интеллигенции и распространялась в рукописях. В ней Хомяков развивал идеи о коренном различии России и Европы, и далеко не в пользу Запада. Он изложил свои идеи об историческом предназначении России, ее особом пути развития, превосходстве православия над католицизмом: «Всемирное развитие истории, требует от нашей Святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла… История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения..". Эта статья стала манифестом всех патриотов и славянофилов и положила начало деятельности их "Нового общества".

Свою будущую жену Алексей выбирал умом и сердцем, она должна была не только привлекать его, но и разделять его духовные устремления. Вот почему, встретив известную покорительницу мужских сердец, обворожительную Александру Осиповну Россет, Хомяков не ответил на ее заигрывания, заметив в ней чуждый ему духовный настрой. А ведь Александра Дмитриевна Россет была не только признанной красавицей и фрейлиной русского императорского двора, она была окружена множеством поклонников и почитателей, в нее влюблялись все без исключения. Ей восхищались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Однако Алексей Хомяков не поддался чарам известной прелестницы, а посвятил ей критичные стихи:
"Но ей чужда моя Россия,
Отчизны дикая краса,
И ей милей страны другие,
Другие лучше небеса,
Пою ей песнь родного края -
Она не внемлет, не глядит;
При ней скажу я: «Русь святая», -
И сердце в ней не задрожит.
И тщетно луч живого света
Из черных падает очей:
Ей гордая душа поэта
Не посвятит любви своей.
Прочитав эти стихи, так и озаглавленные «Иностранке», А. О. Россет жестоко обиделась на взыскательного поэта. А он до 32 лет жил со свободным сердцем, пока, наконец, не встретил свою истинную избранницу.

***
Михаил Никифорович Катков (1818–1887), по мнению современных критиков и литературоведов - один из самых недооцененных людей России. Великий русский публицист и, как бы сейчас выразились, крупнейший организатор русских средств массовой информации. Критическая оценка деятельности Каткова В.И.Лениным привела к тому, что имя его было напрочь вычеркнуто из истории отечественной мысли. Советская научная школа рассматривала его как "закулисного вдохновителя реакционной политики правительства". Но ведь так считали реформаторы-революционеры, а Катков был их враг, он стоял по другую сторону баррикады. Он  был самым влиятельным сторонником консервативно-охранительных взглядов, а после убийства народовольцами царя в 1881 году обеспечивал идеологическую поддержку контрреформам Александра III.

Представители патриотического и национального направления писали о нем с восхищением: "телохранитель единства России" (Ф. Тютчев), "первый и величайший русский публицист" (К. Леонтьев). К. Победоносцев видел в Каткове "единственного умного и чуткого к истинно русским интересам и к твердым охранительным началам" журналиста, "борца за русскую правду".

Михаил Катков редко выезжал из Москвы, но его газета «Московские ведомости» имела огромное влияние на дела Российской Империи. Подобного положения, завоеванного своим публицистическим словом, ни один журналист, ни один издатель в России ни до Каткова, ни после него не имел. Дипломат и писатель Константин Леонтьев стал свидетелем того, что в 1867 году имя Каткова повторялось в самых отдаленных городах Турции, и английский консул Блонт с бешенством восклицал: "Россия - это Япония; в ней два императора: Александр II и мосье Катков". Можно констатировать, что личное влияние на общество и на государственные сферы Михаила Каткова за четвертьвековой период (1863–1887) уникально в русской журналистике..

***
Афанасий Фет - превосходный поэт, который оставил после себя множество необыкновенно прекрасных и вдохновенных строк: «Шепот, робкое дыхание..», «На заре ты ее не буди..», «Я пришел к тебе с приветом..» и др.. Удивительное стихотворение «Шепот, робкое дыхание..» не содержит ни одного глагола, но поражает своей нежностью и лиризмом. Жизнь Фета- пример того, как "прогрессивные" критики в 19-м веке беспощадно травили не только идейных противников, но даже тех литераторов, кто просто шел своим путём. Травили Гоголя, Достоевского, Лескова, Писемского, Фета.. Поразительно, какая жажда разрушительства, и к тому же черная зависть к дивному таланту. Впрочем, а разве изменилось что-то к лучшему в наше время?

Немногие знают, что Фет был не только гениальным поэтом, но и рачительным хозяином. Он приобрел бедное запущенное имение и с энтузиазмом взялся за его переустройство. Некоторые знакомые, в частности Тургенев, скептически восприняли эту затею, считая её самоубийственной. Эксперимент этот длился целых 17 лет. Фет признавался: "Я люблю землю, чёрную рассыпчатую землю, ту, которую я теперь рою и в которой я буду лежать". На своей земле труженик Фет добился великолепных результатов: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета стали доставлять прямо к императорскому двору. Фет выращивал зерновые культуры, основал конный завод, держал коров и овец, птицу, разводил пчёл и рыбу в специально выкопанном для этого пруду. Он смог улучшить условия жизни сотен крестьян и строил для них школы и больницы.

Раздвоение Фета на поэта и помещика поражало многих. Его друг Яков Полонский как-то написал ему в письме: «По твоим стихам невозможно написать твоей биографии». «Я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый… человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури, окрыленный»…

Однако разночинцы-демократы Чернышевский и Добролюбов, которые пришли в редакцию "Современника", подвергли Фета и его творчество форменной травле. Они темы "чистого искусства" громогласно осуждали, по их мнению поэт и писатель обязан был показывать "язвы общества" и призывать к бунту. Чернышевский даже опубликовал оскорбительную статью, в которой писал о творчестве Фета: «Все его произведения такого содержания, что их могла бы написать и лошадь, если бы выучилась писать стихи». Не нравился им и тот порядок, который наводил Фет в своем помещичьем хозяйстве, ведь им нужен был именно беспорядок - разруха, развал, бесхозяйственность в стране. Чтобы можно было повсюду видеть и обличать пороки общества и готовить народ к свержению самодержавия.

Они создали миф о "Фете-крепостнике", «реакционере, обскуранте и замшелом консерваторе, который прикрывается маской „нежного поэта“. Фета сильно угнетала подобная реакция, хотя был он человеком волевым и сильным. Да, он был консерватором и монархистом, в самом лучшем понимании этих слов. Он с восхищением отзывался о Николае I, считая его могучим и великим императором. И за это был затравлен так, что периодически не мог публиковать своих изумительных стихов. Отношение Фета к Некрасову радикально изменилось с течением времени: он стал его презирать, как человека который подпевает "и вашим и нашим", и "правым и левым". Рассказывали, что Фет по хозяйственным делам разъезжал по своему имению на осле, которого прозвал Некрасов.

Ясно, что быть прогрессивным на словах легко, а вот на деле - намного сложнее. В то время как либерал и западник Иван Тургенев, «печалясь о судьбе крестьянской», спокойно пребывал в Париже, Афанасий Фет не кричал повсюду об абстрактном «счастии народном», а работал на земле, занимался конкретным, довольно трудным и грязным делом по восстановлению обширного хозяйства. И отбивался от несправедливых нападок, о чем с горечью писал Льву Толстому: «Тургенев пустил по миру своих крестьян, порубил леса, разорил строения и промотал до шерстинки скотину. Этот любит Россию. Другой же роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет сады, разводит высокие породы животных, даёт народу заработки. Этот не любит Россию и враг прогресса»..