Да здравствует Россия!

Владимир Булюкин
Эссе по стихотворению Александра Михайлюка
«Я вернулся в Россию, вернулся»

     Россия. Это слово невозможно подвесить в безвоздушном пространстве. Им не получится оперировать, не связывая его с огромной машиной по организации жизни людей на определённой территории, т.е. с государством. А государство, как известно по классике, - орган насилия, или, иначе говоря, принесения боли и страданий большей части составляющих его людей.
     Именно поэтому так стремятся многие отделиться от государства, вычеркнуть его из своей жизни, как нежелательный элемент, стать выше его, уподобляясь, таким образом страусу, засунувшему голову в песок, и ставшему по их мнению отделённым от окружающей действительности. А оно, это государство, есть и носит красивейшее название – Россия. Но даже такое пьянящее имя перестаёт быть значимым для всякого рода людей-страусов. В них наоборот пробуждается блудный сын, заботящийся о безнасильственном проживании в этом мире и стремящийся покинуть Отчий дом, уйти в вольное плавание без флага и Отечества.
     Поначалу кажется, что тяжёлые кандалы пали. Чужбина мила, потому что есть ещё запасы, доставшиеся бесплатно блудному сыну по праву сыновства в родном Отечестве (в том самом «злом» государстве). Но окончание евангельской притчи хорошо известно: полностью разорившийся и обнищавший на чужбине блудный сын решил возвратиться в Отеческий дом, уже не желая себе никаких преференций, только бы увидеть родительский очаг и прожить в нём пусть даже последним слугой. И ему не надо от России ни денег, ни славы, а лишь бы снова наблюдать в небе над родимым домом хотя бы косяк журавлей и, умилившись, припасть к родимым истокам.
    
     Я вернулся в Россию, вернулся.
     Я вернулся за болью своей.
     Может, я оттого не загнулся,
     Что увидел косяк журавлей.

     Такие перерождения в душе возможны, когда основным в жизни становится не успех и достижения, а Божественный покой. Ведь главный враг покоя в человеке – он сам и то окружение, которое он по своему беспокойному состоянию себе выбирает. Как нам отрешиться от самих себя, сбросить оковы ненужных привязанностей, «любовей». Видимо, надо немного сойти с ума, переставить приоритеты, увидеть в косяке журавлей иной, неведомый, Божественный мир. Иначе говоря, вернуться на Родину, любимую и дорогую.

     Плыл косяк над неведомым краем,
     Плыл по осени по золотой.
     Мы когда-нибудь все улетаем
     От себя, от других – на покой.
    
     А потом это отрешённое состояние обязательно превратится в покорность и желание стать хоть малой частью России. И России, именно как государства, чтобы душой и телом соединиться с Ней.
       Не трудно понять, как не хочется идти в стойло буйному коню, с которым можно сравнить нрав современного человека. Ведь его ждёт государство, которое способно растоптать его амбиции, призвать в армию защищать Отечество, обмануть, в конце концов, его радужные ожидания оранжерейного благополучия. И уже стреноженное зашореное сознание нашего современника видит не свет в конце тоннеля, а лишь тьму впереди.

     Я вернулся в Россию, вернулся,
     Плачь не плачь – только радости нет. 
     Я опять, как всегда, обманулся,
     Спутав тьму и мерцающий свет.

     Казалось бы, выхода нет для мятущейся русской души. Но образ покаявшегося блудного сына подсказывает нам, что тьма непременно рассеется. Государство приобретёт в её (души) глазах родные черты. Безрадостное состояние поражения претворится в радость победы. Победы над собой, над своими эгоизмом, жестокостью и глупостью. И эта победа будет неразрывно связана в возвышением России внутри покаявшегося человека. Потому что Россия накрепко связана с русской душой всегда и во всём крепчайшими нитями государственного механизма. Государство Россия становится и личным механизмом души для несения Божественного света в свой внутренний мир. Света, который поначалу лишь нащупывается  в хрупкой душе, но потом разрастается до размеров Царства Небесного. Да здравствует Россия – государство Неба, любви и процветания души!