Пацан

Третьяков Николай Дмитриевич
 Как я много потерял от того, что ростом мал...

 На самом деле это не так, и в маленьком росте есть свои преимущества.
Сейчас, готовя ребёнка к школе, родители ломают голову- какой ранец, или портфель купить - вместительный, или компактный, светлый, или тёмный, с рисунком, или без... А в моё время таких проблем не было. Мама сшила брезентовую сумку через плечо, и готово.  Конечно, у некоторых школьников были и  портфели, но самый шик- это летчицкий планшет! С прозрачными перегородками, с пенальчиками для карандашей и круглым кармашком для компаса, с кожаным ремнём через плечо. Их владельцы смотрели на всех остальных свысока.Не зря в Борисоглебске Высшее военное авиационное училище летчиков, где в своё время даже учился знаменитый ас Валерий Чкалов.

  На перемене игра в пёрышки. Это не птичьи перья, а стальные, которыми писали в то время. Шариковых ручек не было и в помине. Эти перья различались по номерам. И лучшее из них- номер 11. А были и "запрещенные" перья. К примеру, не разрешалось писать "цыганочкой". Она не давала необходимого нажима, а писала ровной линией, как шариковая ручка.
 Плохой почерк у современных школьников от этих самых шариковых ручек.
 Итак, игра в пёрышки. Надо своим пером поддеть другое и щёлкнуть, чтобы это другое перо подскочило. Если оно перевернулось, то твоё, а если нет, то ход переходит товарищу.

 Но самое интересное на перемене- "конные сражения". Я, как самый маленький и в тоже время цепкий, был нарасхват в этих схватках как наездник и со своим напарником - верзилой, второгодником по фамилии Кало всегда побеждал, сбрасывая противника наземь.
 Кало был большим выдумщиком. Ведь эти конные баталии он и организовал. А ещё карбид со стройки, который, если его  затолкать в чернильницы, то писать этим месивом уже невозможно, а ещё  слюнявые промокашки в патроне осветительных лампочек. Пока промокашка влажная, она пропускает ток и лампочка горит. Когда же от нагрева она высохнет, лампочка гаснет. А нет света- нет учебы! А ещё "бенгальские огни" со стружек из вешалок- крючков в раздевалке из магния. По виду, они как алюминиевые, но алюминий в то время  был стратегическим металлом и  эти вешалки делали из магния. А ещё духовые стрелялки из свёрнутого трубочкой на карандаше вырванного листа из тетради и шарика- пули из жеванной промокашки, да много ещё чего!
 Этот Кало был в классе как "пахан", ну, а я оказался под его "крышей". Как -то меня обидел одноклассник. Юрка Воронков. Кало не мог оставить это без внимания, чтобы его напарника, его партнёра вот так нагло при нём обижали.
 - Дай ему! Ну, я слегка толкнул обидчика...
- Не так, дай ему по- настоящему!  Ну, я и дал ему по- настоящему! Это был урок для всего класса и с тех пор меня никто не трогал, даже после того, как этот Кало уже не учился с нами.

  Юрку Воронкова я поджидал у своего дома на Проезжей 51 в лопухах, в канаве. Он нёс записку от Зои Михайловны моей маме, чтобы она пришла в школу после моих очередных "подвигов". (Я многому научился у своего "учителя"- второгодника Кало). Ну, я и дал ему, там в канаве! Записка у меня, а прохожий стал защищать Юрку, хотя тот был на голову выше меня.
 С этим Юркой мы, всё-таки подружились и однажды, когда вместе делали уроки, я стащил у него три рубля. Дома выяснение- откуда деньги? В конце концов пришлось сознаться. Как же страшно было нести эти ворованные деньги обратно и признаваться в краже! Это был урок для меня на всю оставшуюся жизнь!

 Кроме Юрки, у меня объявилось  много новых друзей и один из них- Виталька Архипенко. Он сидел со мной за одной партой и сказал, что у него тоже есть друг- солдат Иван, который не даст его в обиду. Врал, наверное...
 Мы ещё не писали буквы, а выписывали палочки и крючочки в тетрадях-прописях в косую линейку.
 Мне казалось, что у меня так красиво получалось, а у Витальки- нет. Но подошла учительница Зоя Михайловна и похвалила его, Виталькины кривые, как мне казалось, крючки! Вот это была обида! Я возненавидел учебу и Зою Михайловну.
 А следующий урок- рисование, и Зоя Михайловна похвалила мой рисунок! И я полюбил рисование. И оно прочно вошло в мою жизнь. (И помогло в лихие девяностые и нулевые, когда по пол- года, по году не платили зарплату, выжить на этих картинах, которых было реализовано в то время более полутора тысяч). Вот она, сила слова!

 В это послевоенное время необыкновенной популярностью пользовалось кино.  Тем более, что в моём городе Борисоглебске на Большой открылся новый кинотеатр "Победа". Настоящего названия этой главной улицы города не помню. Всегда она звалась Большой. По-видимому от того, что до революции она была Большой дворянской.
 Это слово  "Победа" в  те годы было у всех на слуху. В фойе кинотеатра на потолке громадный красочный Орден победы, а на всю стену картина "Утро нашей Родины", с  Иосифом Виссарионовичем Сталиным, где он смотрит на бескрайние просторы нашей  Родины.  Играет духовой оркестр, работает буфет.

 Фильм "Чапаев" все посмотрели не один раз, ну, и я, конечно! И каждый раз мне казалось, что на этот раз, вот сейчас его не убьют, что он всё-таки переплывет эту реку Урал и задаст этим белякам по первое число!

 В то время на вопрос:
- Где должен быть командир?
Каждый без запинки ответит словами Василия Ивановича Чапаева:
- Впереди, на лихом коне! А вот, немецкие шпионы- диверсанты во время войны ловились на этом простом вопросе и не могли ответить, где должен быть командир.

  И вот в кинотеатре "Победа" новый иностранный фильм"Тарзан". 
 Билетов, разумеется, не достать. В предбаннике кинотеатра две кассы, но народу, как селёдки в бочке. Не то, что яблоку негде упасть, ногу некуда поставить. И вот меня, как маленького и шустрого пацана снаряжают старшие ребята за этими билетами. Деньги в кулачке, и меня просто забрасывают как мешок на головы в эту толпу. По этим головам ползком пробираюсь к кассе. Злости, обиды, раздражения в этой толпе нет, более того- смех, и даже небольшая помощь, когда слегка подталкивают тебя.
 И вот я уже у кассы. Ныряю вниз и оказываюсь у окошка, которое выше меня. Сую денежки, получаю билеты. Крепко их сжимаю в кулачке. А как назад?
 А назад понизу, между ногами.
 Оказывается, в толпе, когда все  стиснуты, плотно прижаты друг к другу, между ногами, там у пола, прилично места и вполне можно  такому, как я пацану протиснуться.
 Реагируют только те, о ноги которых ты поневоле трёшься. И тоже без злости или раздражения. Наоборот- шутки и смех!

 Но это годится только для такой неподвижной толпы. Если бы она была в движении, как, к примеру, во время похорон И. В. Сталина, то упавший обречён. Подняться невозможно и он будет безжалостно раздавлен толпой.

 Вот я выныриваю из под ног этой толпы, а меня давно ждут. Вместо слов благодарности, дружеское похлопывание по плечу, которое многого стоит. Раздаю билеты, а один себе- за работу.

 Смотрю этот фильм с титрами синхронного перевода про джунгли с воинственными пигмеями, про удивительные приключения Тарзана, Джейн, его подруги и обезьяны Читы и в джунглях, и в самой Америке.
Перед началом фильма на экране титры:
 "Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко- фашистских войск под Берлином в 1945 году".

 Большим удивлением было для меня, пацана, что там, в Америке, с её высоченными небоскребами уже тогда были телевизоры, термосы, холодильники, пылесосы.
 Но больше всего пацана удивили одноразовые бумажные полотенца, которые обезьяна Чита непрерывно таскала из автомата.
 Это была другая, инопланетная жизнь.
 
 Фото из открытых источников

25.12.2022.