Замерзает братский Казахстан

Евгений Пырков
- Радуйся, начальник – твоя берёт! Взятки.
Из разговора в Казахстане
Но Пенза и Пермь – не самое плохое, что может случиться в отоплении городов. Потому как правило у начальства действует  прежнее: «после нас – хоть потоп!» Он и приходит из гнилых труб.
Казахстанский Экибастуз – а в Казахстане всё как у нас, только ещё хуже -- сегодня  показывает, что бывает, когда вместо починки тридцать лет воруют и вывозят. . Ну да у нас везде так: по отчётам работа выполнена, а на деле к ней не приступали. Вот таким образом куда-то делись полтора миллиона наборчиков одёжи для военных…
Советское наследие было прочным и долговечным, но у всего есть предел терпения. Из-за халатности – так называется нынче в Казахстане принятие на работу родичей коренной народности -- сотрудников одной ТЭЦ случился   скачок давления в теплосетях, прогнивших, словно казахстанское государство. Этот скачок в свою очередь вызвал скачок давления у населения.  Потому что теплопроводы начали рваться: за два дня 73 прорыва – в книгу достижений можно заносить. На улице — минус 31, а дома – как на улице. Воды нет, слив не работает. Ремонтники сбились с ног: только залатают одну дыру, как рядом образуется новая. Потому что всё городское хозяйство – это одна сплошная «чёрная дыра», в которую бесследно проваливается  материя, предназначенная для починки.  Ведь сети не менялись со Дня Начала Разворовывания, совпавшего с Днём Независимости.
Власти  заботливо раздали  жителям обогреватели --  тут же полетели в свободный, как независимый Казахстан, полёт   электросети. Тогда людям раздали по мешку угля. Но при таких морозах его хватило на несколько часов. Ведь этим углем люди не только топят буржуйки,  но и отогревают трубы на улицах: чтобы  не прорвало  теплопроводы, подходящие к дому. Кажется, что костры и чад от горящего мазута во дворах   Экибастуза скрывают то ли подзабытых шаманов, справляющих около них обряд, то ли  греющихся  революционных морячков Балтики, то ли  Пекло, в котором рогатые черти будут поджаривать расхитителей народного достояния . Ничто так ярко не освещает путь в Светлое Будущее, как горящие  во дворах костры!
Из-за привычной нерасторопности  управляек не во всех домах успели слить воду из разводок. И их разорвало на части, словно СССР, который также развалила нерасторопность правителей.  И теперь отопительные приборы  чинят всем Казахстаном.
А что же народ?  За народ ответил Салтыков-Щедрин:
– Мы люди привышные! – говорили одни, – мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!
Начались просто шекспировские страсти. Соседи с первого этажа кричат: «Не ходите в туалет, у нас все всплывает!» Словно непотопляемый Чубайс.
Тут нужен просто Шекспир! Представьте себе: выбегает жилец первого уровня  и кричит:  «Не ходите в туалет, у нас все всплывает!» И тут же на его зов  на балконе появляется нежная Джульетта.  И так они знакомятся.  Между прочим, в Вероне, где разворачивается действие у Шекспира,  вам покажут этот балкон, хотя всё выдумано.  И там хорошо на этом зарабатывают. А тут всё настоящее, подлинное, туземное!
 Хотя в этом вопросе, откровенно говоря, в первую очередь подгадило правительство.   Которое вручило казахстанскую энергетику в частные ручонки.   Из 37 теплоэлектроцентралей в Казахстане 22 принадлежат частникам, в том числе – кто бы сомневался --  Экибастузская. А владельцы  ТЭЦ, вместо того, чтобы вкладывать  средства  в предприятия, выводят их за рубеж, где покупают дворцы и яхты.  Как тут не согласиться с Львом Толстым,  указавшим, почему на Руси так любят Стеньку Разина:  «Разбойники обирают преимущественно богатых, правительства же обирают  преимущественно бедных, богатым же, помогающим им в их преступлениях, покровительствуют."
Экибастузскую ТЭЦ заглотил сверхбогач   Александр Клебанов, которого в Казахстане  называли кошельком семьи Елбасы.  «Кошелёк» на не вложенные в теплосети /украденные/ средства прикупил себе  роскошный особняк близ Ниццы, стоимостью в 3 миллиона евро. Райское местечко, доложу я вам. Так что ему дыры  и прорехи в теплоснабжении  Казахстана?
А что значит понятие «кошелёк семьи»? Это значит, что государство позволяет прыткому дяде нагло грабить и самого себя и население. При условии, что  грабитель  будет отстёгивать часть награбленного семье президента, которая также не прочь приобрести дворец в тех краях, в которых  не обязательно говорить по-казахски. Внуки борцов с «манкуртизацией» уже родились  в Европе и говорят исключительно по-английски.

А вы думали, прокуроры просто так ослепли, словно им отстегнули долю от торговли метиловым спиртом в разлив? Как тут не поверить Франсуа де Ларошфуко, сказавшему:  «Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, /т.е. не воровать,  находясь на важной должности, – примечание ПЕ/, труднее, чем  когда она враждебна»

Словом, дали начальникам возможность воровать по потребности. И они воровали так, что по прежним временам 
Светил господам Магадан,
Столица Колымского края.


Гром грянул, но креститься и обезжиривать жирных котов  никто в Казахстане не собирается. Владельцы  европейских поместий могут спать спокойно./В России, впрочем, тоже/. Заместитель премьер-министра - министр торговли и интеграции Серик Жумангарин  заявил, что в Бедствии виновата мягкотелость  власти, по-чиновничьи --  «тарифная политика социальной направленности», т.е. низкие расценки и прочее  недошкуродёрство: 
"Я думаю, что все это связано с тем, что определенное время преобладала тарифная политика социальной направленности. Нагрузка в основном шла на бюджетные организации и юридические лица. Поэтому в прошлом году за счет тарифа в том же самом Экибастузе из 420 километров удалось отремонтировать только 619 метров сетей. …  это 0,01 процента. "  Вечная песня – население мало платит, не на что дворцы в Ницце покаупать.
Вывод напрашивается сам собой: снять нагрузку с миллиардера Клебанова и переложить её на население, а на вырученные средства переложить сети, в которых барахтается население.  По Закону-с! Как там у Щедрина? «Тогда выступил вперед старейшина Гостомысл и вопросил: "А почему ты, благонамеренный человек Гадюк, полагаешь, что быть ограбленным по закону лучше, нежели без закона?" На что Гадюк ответил кратко: "Как же возможно! по закону или без закона! по закону, всем ведомо – лучше!"
Только вот как снять шкуру, если её уже три раза сняли? Снова получится по Салтыкову-Щедрину: «Разумеется, ищут, где у него шкура, и  не находят. На нет и суда нет — ступай с глаз долой… бунтовщик!»
Вместо того, чтобы чинить, что положено по правилам,  в Казахстане переименовывают города, веси и улицы, раздают руководящие должности родичам и соплеменникам, переводят страну на казахский язык, а казахский язык – на латиницу.  Справедливости ради надо отметить, что среди казахов хватает и умных, но назначают почему-то родственников.  Потому как желающие занять должность  потеплее /руководящую/ вылезают на неё из глухих селений, и ничего больше не умеют, как крыть матом на родном казахском языке.  Вот как раз сейчас  идут попытки переименовать Петропавловск в  Кызылжар. Начальникам земли казахской надо же не только воровать, но и создавать видимость работы. Чтобы как-то развлечь  2 млн. казахстанских безработных. И вот итог руководства – разморожен и снова заморожен целый город.  Такая власть – уже сама по себе бедствие.

Вместо украденных средств  в Экибастуз прилетел премьер-министр Казахстана. А  глава Токаев  дал подчинённым ЦУ, словно пинка в зад,  рассмотреть вопрос о возврате теплоэлектроцентралей  государству. От чего убегали – к тому и вернулись.
 
Не будет лишним вспомнить, как государственные ТЭЦ стали частными. Продать энергосистемы по их настоящей стоимости даже и не пытались.  Прежде всего привычно призвали варягов. Предприятие «Алма-Атаэнерго»  с 5 ТЭЦ,  электрическими и тепловыми сетями было продано в  1996 г. бельгийской компании «Трактебель» за 5 млн.  долларов, что в 100 раз (!) ниже взаправдашной стоимости.
Варяги смогли обеспечить запасы топлива, подготовить оборудование, выплатить долги по зарплате. Как же варяги  свершили невозможное?! Так просто воровать запретили! Ну, как при Сталине. На ТЭЦ была введена двойная охрана, сократили дармоедов,  /родичей, кумовьёв, любовниц, земляков  и друзей начальства/, прекратили  нецелевое использование средств и закупки через посредников – главный способ разворовывания.

А поскольку ни один здравомыслящий человек не поверит, что государство не могло это сделать само, остаётся предположить, что кто-то из весьма высокопоставленных чиновников получил от варягов небольшое вознаграждение. Ну, чтобы на небольшой дворец в Европе хватило.

Глава государства также  отправил в отставку главу Павлодарской области, которого звали, естественно,  Абылкаир Скаков,  хотя казахов и русских примерно  поровну.  А если брать русскоязычных /без учёта русскоязычных казахов/, то они составляют 53%. Поэтому нового главу Экибастуза зовут Аян Бейсекин. Следующим Бедствием будут руководить  он.  На вопрос, «что ты сделал на предыдущей должности?»  такие начальники отвечают: «Евроремонт в кабинете».
При этом многие казахстанские правители искренне возмущены: чего это русскоязычные «на Россию смотрят»? Им же все условия создают. Для отделения от Казахстана.
Вот и думай, начинается ли разложение государства с гнилых труб, или ими заканчивается?