Гл. 1. Дорога назад. Повесть. Прошлое не спрятать

Александр Солоницын
                Мы любим тех, кого нельзя
                любить, мы живём так как
                нельзя жить, мы делаем то,
                что нельзя делать – кто мы?

 

-- Гл.1 Дорога назад. Повести «Прошлое не спрятать» --


Хочешь иметь больше или жить лучше - пожалуйста, но платить придется здоровьем, спокойствием, безопасностью, уверенностью в завтрашнем дне, наконец.
А это так важно, быть уверенным в завтрашнем дне и в послезавтрашнем - тоже.
Только бы не нацеплять долгов!
Долги, надо понимать, бывают разные, не только финансовые.
Даже если, никто не требует их уплаты, как честный человек я стараюсь погасить их хотя бы упорным трудом, но много ли наработаешь в одиночку? Так, гроши — это, если про деньги.
Работа часто является мерилом положения в обществе, нематериальным активом, элементом анкеты, первым приближением при знакомстве с человеком.
Раньше я зарабатывал гораздо больше. Но кому здесь нужно то, чем я прежде зарабатывал себе на жизнь и кем был?
Сейчас я здесь и это моё желание, которое чего-то стоит, и за него придётся заплатить, даже сомневайся.
Иной раз, когда дует северный ветер и метет поземка, я почти жалею о том времени, когда я решился откликнуться на зов прошлого, но знаю - возврата туда не будет – сам выбрал.   
А все эти запоздалые рассуждения и сожаления - их не нужно принимать слишком всерьез. Знаю только одно, чем хуже себя чувствуешь, тем сильнее хочется забраться в тёплый уголок, вкусненько поесть и пожалеть себя. Расслабляться не стоит, но и до фанатизма в самоистязании опускаться - тоже.
Для начала нужно победить дракона внутри себя, снова обрести уверенность, сделать хоть что–то, за что можно уважать себя и рассчитывать на внимание окружающих. Нет, не признание, а просто - внимание. Они либо попутчики, либо тормоз на моём пути.
Наверняка есть примеры попыток, у других, отыграть время назад - вернуться на Малую Родину.
 Причины могут быть самые разные, отсюда и трудности разные, и решения проблем начать с нуля - разные.
У меня будет своя история. Я отправился в путь с твёрдой уверенностью, что нужно моё участие, моя помощь в спасении моего села.

Была еще ночь, темная и безлунная. Но небо было таким чистым и прозрачным, что света звезд хватало для того, чтобы различать пыльную дорогу под ногами, идти по асфальту вовсе не хотелось. Автобус помигал кормовыми огнями, и оставил меня в безмолвии с запахом хлеба с полей.
Было тепло, безветренно и совершенно тихо. Даже шаги мои растворялись в этой тишине так, будто я обернул свои кроссовки тряпками.
В такую ночь хорошо лежать где-нибудь на копне сена, дышать ароматами трав и смотреть на звезды, и ждать, пока одна из них не сорвется с небосвода, прорезав ночь своим огненным следом. И тогда успеть загадать желание...
За спиной висело облако комаров, как бы напоминая своим монотонным гулом, что надо двигаться, иначе - сожрём.

Сколько же лет я тут не был? Я ушел совсем молодым, а теперь...
Время меняет человека, и выживают всегда лишь те, кто может лучше приспосабливаться, более универсальные. Другие же, кто меняет мир под себя, долго не живут, но честь им и хвала, а иначе так бы и жили в пещерах, одевались в шкуры.
Счастье, как и горе для всех имеет свое лицо, и нет смысла сравнивать эти лица друг с другом.
Беда родной земли всегда принимается близко к сердцу индивидуально. Сегодня гибнут деревни, люди снимаются с земли и уходят. Всем от этого больно, как на похоронах близкого человека, но по – разному. Где тот Моисей, который поведёт нас через невзгоды, кто укажет правильный путь?
Время породило лидеров, которые по случаю заняли то положение, к которому не были готовы - рулить страной, для этого должны быть предпосылки с детства, когда закладываются понятия чести, совести, достоинства. А, если кроме желания сколотить ватагу, срубить бабла, доказать и наказать всех тех, кто заставлял терпеть обиды сопливого ребёнка,- больше ничего нет?
Можно придумать, конечно, что–то достойное о своей истории, объявить о любви к России, во всеуслышание желать всем добра, процветания, и обещать, обещать. Народ у нас добрый и доверчивый, даже ленивый, быстрее поверят, чем что–то сделают.
 Только злить его не стоит, как говорится: «Не буди Лихо, пока тихо», не можешь сделать – не обещай и не ври.
Стяжательство, ложь и обман в рамках национальной идеи? Вырастает целое поколение потребителей.
Как говорит протоирей Андрей Ткачёв:
- Стоит в человека вложить какие-то ложные желания, он станет несчастным.

Глядя на покинутые и умирающие деревни, наше прошлое, испытываешь почти физическую боль, ответственность перед завтрашним. Вот он долг, который надо отдавать, за который придётся расплачиваться и не одному поколению.
 Нужно сделать сегодня хоть что–то. С чего–то надо начинать исправлять положение, не сидеть же сложа руки.

 Я видел много всего - все те дни, что был далеко. И теперь я знаю, что вернулся не зря. Потому что я снова пытаюсь приспособиться или поменять окружение, имея опыт и принимая логику выживания моих односельчан. Я принес им свою любовь к красоте и неповторимости моей Малой Родины - мне есть с чем сравнивать, непостижимую тягу к родным местам, огромное желание видеть их счастливыми.

Одно время я даже пытался вырвать с корнем эту тоску к моему вчера, я хотел забыть все, что связывало меня с моим прошлым, хотел найти себе новую родину и полюбить ее так же, как эту. Некоторым это удается – возможно просто потому, что они не способны по-настоящему любить. Моя тоска по родине заставила меня писать и в конце концов подняла с места. Спрятать прошлое у меня не получилось.

Хорошо, что мне хватило денег на дорогу. И не страшно, что я возвращаюсь почти что без гроша. Ведь я бежал отсюда не для того, чтобы нажить богатство, хотя и бывал богат. И возвращаюсь я не затем, чтобы жить в праздности. Я знаю себе цену и знаю, что не останусь без куска хлеба, начинать с нуля мне приходилось и прежде, правда мозгов было поменьше и опыта – тоже, а от этого зависит количество энтузиазма и настроения.
Ничего, справимся.

Я шел уже третий час, когда небо над головой стало понемногу светлеть. Впереди наперебой кричали петухи.
Скоро, совсем скоро справа покажется село в распадке с низиной вдоль речки, слева чуть в сторону заброшенная деревня или то, что от неё осталось: два целых ещё дома и развалины фермы.
Сколько раз я проделывал этот путь в своём воображении на машине и пешком, возвращаясь домой, бродил по улочкам, вспоминая всё, что здесь было, смотрел на фасады домов и вспоминал людей, которые когда-то жили в них, вспоминал истории, связанные с этими людьми, записывал.
 Все оживало в моей памяти безо всяких усилий, я и не подозревал раньше, что помню так много о своём селе. Мне казалось, что, записывая и делясь написанным через интернет, смогу дольше сохранить память о доме, лишний раз помогу оглянуться назад.
Мы Иваны, помнящие своё родство!
Пока мы помним о прошлом, мы можем без страха глядеть в будущее. Страх рождается из забвения прошлого, оно делает людей беззащитными перед повторением прошлых ошибок.
Я буду мечтать и делиться мечтами о возрождённом селе, попробую спровоцировать желание односельчанам исправить сегодняшнее своими силами.
В одном я уверен точно, что не стоит спешить уезжать из села в поисках лучшего в городе. Советую посмотреть, что из себя представляют мёртвые производства в городах и уже обречённые малые города. Сегодня я знаю точно, что надвигающиеся катаклизмы можно пережить только в деревне, ближе к природе.
Народ тянется к источнику денег, ближе к центру, а там никто делиться не собирается, создавать рабочие места, возрождать производства, им, кто рулит бюджетом страны, это не надо, у них всё хорошо, да и как это делается - они толком не знают, зато, как слукавить и украсть - знают.
- А-а-а, кормите нас! Платите налоги на всё и за всё, а мы себя не обидим!
Новая жизнь начнёт пробиваться там, где человек самостоятелен, самодостаточен и мало зависит от чуда - правителей. Нужно время, а у нас его совсем не много.

Теперь я миновал поворот, вышел на асфальт и повернул направо перед кладбищем. За моей спиной постепенно разгоралась заря, но небо впереди еще было темным. Просыпались птицы, выстраивая свои голоса в утренний хор, гимн солнцу.
 Можно не спешить. Какой смысл торопиться, если уже пришёл!
 Ноги сами несли меня вперед, как будто не было длинного пути, как будто вернулись мои молодые годы, не было позади долгих лет, успехов, счастья, испытаний, побед, невзгод, одиночества и тоски.
Даже страшно представить, что мог опоздать. Вернулся бы вот так, а село уже покинуто всеми.
 Пусть нет родственников и моего дома, но я готов радоваться тому, что осталось, всем встречным, что не все покинули свои дома.
Прогулка по знакомым улицам закончилась быстро. Село только просыпалось, а на меня навалилась усталость. Выбрав удобное место, я прилёг отдохнуть на свежую траву и, казалось,- тут же встал, открыл глаза. Солнце стояло уже в зените и мешало рассмотреть корову, что с любопытством уставилась на спящего человека. Позвякивая бубенцом на шее, она отошла в сторону, а я сел, щурясь на солнце и осматриваясь кругом.
 Почему корова не на выпасе? Рано утром, когда искал укромное место отдыха, я не слышал мычания коров с разных концов села, криков пастуха, щёлканья его бича.
- Нет больше стада! Мало кто держит корову и прочую живность, зарастает село высокой травой. Почему? Лень? А на что живут?
 Место второпях я выбрал не совсем удачно и, скорее всего, удивил не только корову, но и прохожих.
- Очень важно правильно выбрать место для моего нового дома и делать это надо без спешки, - отметил про себя.
С такими мыслями я начал в уме перебирать знакомых, у кого можно временно получить приют, пока не определюсь с местом для строительства и не найду старый, но добрый сруб покинутых домов в селе или в деревнях поблизости, чтобы экономно построить крышу над головой.
Так началась моя новая – старая деревенская жизнь.

       * Фото друзей.