Сломанное рёбрышко

Дмитрий Щелин
То ли сказка, то ли быль

Жили-были в дремучем лесу, за той самой деревней, медведи: Михаил Потапович, Настасья Михайловна да трое медвежат.
Как-то раз захотелось детишкам малины. Медведица и просит мужа:
- Потапыч, ступай завтра утром по малину, много не бери, бидона хватит. На, держи семейный раритет.
Взял медведь бидон и задумался, глядя на портрет прапрабабушки. На желтом фоне она, словно живая, строго смотрела из-под очков со стенки бидона на мужа праправнучки и весь её вид внушал Михайле Потаповичу чувство глубокого уважения.
На следующее утро он проснулся оттого, что во сне ему на нос села бабочка и залезла в ноздрю. Чихнув раз, другой, третий, медведь зевнул и лёг снова, повернув лохматую голову к окну и увидел на подоконнике бидон. Прапрабабушка погрозила пальцем. Сон мгновенно пропал, медведь вскочил, на ходу умылся, проглотил горсть орехов, схватил бидон и помчался в малинник.

В это же самое время в той самой деревне, окружённой с севера дремучим лесом, с запада и востока березовыми рощами, а с юга широкой степью, жили-были дедушка и бабушка. Они были уже старенькие. Держали корову, козу и курицу с петухом, а справляться с хозяйством им помогала внучка Машенька. Маша в свои двенадцать лет была сиротой: мать пленили степняки при набеге, а отца убили за то, что он не выдал врагам свою единственную дочь. Маша выросла и оказалась очень смышлёной и трудолюбивой.
Помогала внучка содержать дом в чистоте и порядке, полы мыла, посуду, кормила животину и птиц, чистила за ними клети и насесты. В свободные часы уходила Маша из деревни в лес, но не в дремучий, а в рощу берёзовую, и малину, бруснику, голубику и грибы подберезовики в ней собирала.
Одевалась Машенька просто и нарядно: на голову повязывала малиновый платок, на тело надевала зеленый сарафан, ноги же обувала в удобные лапти.
Однажды захотелось Маше сладкого. Просит бабушку и дедушку:
- Бабушка, испеки мне сладкий пирог, очень хочется! Пока ты тесто месишь, я малинки в роще и наберу. Дай мне твой любимый бидон под ягоды.
Бабушка достала из сундука старинный бидон. С него на Машу будто из страны золотистого света смотрела её внучатая прапрапрабабушка в детстве. Так получилось, что прапрапрабабушка и её прапраправнучатая племянница были похожи как две капли воды.
- Хорошо, внучка, завтра, как встанешь, поди по малину, а мы с дедом тесто замесим и приберёмся, - бабушка подала бидон.
И на следующее утро Маша пошла в берёзовую рощу собирать ягоды…

Как вы уже догадались, ребята, медведь и девочка в одно и то же утро пошли в один и тот же малинник и, конечно, перепутали бидоны — немудрёное дело попутать похожие старые вещи. Слушайте, что же было дальше.

Принес Михайла Потапович малины домой.
- Что-то не медвежьим духом пахнет от малины, Потапыч. Погляди-ка сюда, - проворчала Настасья Петровна.
Всмотрелся Миша и ахнул — грозная прапрабабушка превратилась в веселую девочку в малиновом платочке.
- У кого стащил, признавайся!
- Не виноват я, Настенька! - взмолился медведь. - Видать, перепутал. Пойду отнесу на место, а малину медвежатам отдай, бидон сполосни. Всё, пошёл, ждите меня, я скоро вернусь!
Пришла и Маша домой, отдала бабушке бидон. Та малину высыпала, сахаром пересыпала, а как стала споласкивать, ахнула:
- Маша, гляди, кто это? Не медведь ли?
- Ой, я наверно, чужой забрала, а мой у медведя остался.
- На, - сказала бабушка, - отнеси мытый обратно, вдруг спохватится. Отдай да бегом возвращайся.

Михайло Потапович сидел на пне и обеими лапами держал бидон. Медведь то и дело смотрел на портрет: то сверху, то снизу, то боком — и с каждой новой точки обзора Машина прапрапрабабушка ему определенно нравилась. Даже домой спешить не хотелось. Вдруг Медведь  увидел, как огромная ягода малины в зеленом сарафане приближается к нему.
- Здравствуйте, Медведь! Это не Ваш бидон случайно?
- Здравствуйте, девочка. Это мой бидон, а этот, очевидно, Ваш?
- Да-да, наш! - Маша закричала от радости. - Ура! Бидоны нашлись!
И Маша, и Медведь так обрадовались и развеселились, что кинулись обниматься и … хрясь! - у Маши внутри хрустнуло. Её стало очень больно, слёзы покатились по щекам, а правой рукой она схватилась за левый бок и еле дышала…
- Ой, Медведь, что же ты наделал… Ты же мне ребро поломал. Заломают тебя наши мужики, ох, заломают. И Медведицу твою, и медвежат…
- Не губи, Маша, нас, прости меня, косолапого. Что хочешь для тебя сделаю, только не губи медведицу с медвежатами, лучше меня погуби.
Вспомнила Маша про отца и жалко ей стало медвежат. И захотелось ей быть не похожей на степняков, лишивших её отца и матери.
- Прощаю тебя, Медведь. Бывает, не со зла ведь. Пойдёшь со мной, пока не выздоровею, работать будешь вместо меня. А чтобы мужики тебя не убили, ты возьми меня на лапы, неси и реви в голос, жалей меня, бабушку и дедушку, кайся и прощения у людей проси.
Взял Медведь Машу на лапы и побрёл к деревне.

А в деревне тем временем переполох. Где Маша? Мальчишки побежали искать её, да в дремучий лес страшно идти. Рассыпались они цепью вдоль опушки и из засады наблюдают. Вдруг слышат ребята, как Медведь голосит и плачет. Вот показался он, да не из леса, а из рощи, с девочкой на лапах. Бредёт и ревёт:

Ой, простите меня, люди добрые!
Поломал я Машеньке рёбрышко.
Не ломайте медвежат моих деточек!
Сослужу я вам службу добрую!

Побежали парни к дедушке и бабушке и рассказали, что видели и слышали. Мужики уже ружья зарядили и рогатины навострили. Медведь подошёл к крыльцу, отдал Машу бабушке, бухнулся на медвежьи колени в земной поклон.

Ой, простите меня, люди добрые!
Поломал я Машеньке рёбрышко.
Не ломайте медвежат моих деточек!
Сослужу я вам службу добрую!

Не верят мужики Медведю, не верят бабушка и дедушка. Тогда Маша упала рядом с Медведем и стала за него прощения просить:
- Простите его, он нечаянно сломал мне рёбрышко! Не убивайте его и медведицу с медвежатами, будьте людьми, а не зверями! Отца моего не забыли, чай?
Опустили мужики ружья, опустили рогатины. Права Маша, отцова дочь. Негоже русскому мужику поступать как степняк.
- Ну что, мужики, - дедушка взял слово, - поверим Медведю? Пусть служит службу добрую, пока Маша выздоравливает.
И стал Медведь жить в деревне и работать за десятерых. Горниц в избе много, Маша мыла полы обычно целый день, а Михайло снял старый рваный ковёр со стены, прополоскал его в реке и за день не только полы до блеска отмыл, но и стены везде, и потолки, и внутри дома и снаружи. Засиял дом, как новенький. Одно загляденье — хоромы царские, а не изба крестьянская!
Дивятся бабушка с дедушкой. А медведь ещё пуще старается — по всем чердакам да подвалам, чуланам и кладовкам, погребам и подполам насобирал пыльной посуды: тарелок, блюд, ложек, ножей, чашек, ваз, кастрюль и в огромной бочке прокипятил трижды и сполоснул четырежды водой речной. А как выставил сушиться во дворе, ахнули дед и баба — вот это богатство! Отродясь столько не видели.
- Откуда? - спрашивают Медведя.
- Да всё от предков ваших богатство, да вы забыли их давно, вот оно и поросло мхом и плесенью.
Дивятся мужики. Настала пора пшеницу жать, зерно в мешки засыпать. Мужики кто серпом, кто косой ладит, а Потапыч соорудил комбайн на тележке, привязал мешок, чтобы зерно в него сразу сыпалось. Пожнет полосу — мешок зерна снимет, перевяжет, мужикам отдаст. Пожнёт ещё полосу — ещё один полный мешок на 3 пуда. Так и сжали всю пшеницу для всех сельчан, и как раз вовремя, до дождей успели.
Тем временем Маша выздоровела, стала снова работать по дому, да и осень наступила. А Медведь и уходить не хочет.
- Не хочу, Маша, назад идти в дремучий лес, любо мне трудиться с вами. Что в берлоге? Спишь, ешь да лапу сосёшь — и никакого саморазвития личности. То ли дело у вас — то тут надо подумать, то там покумекать, а то и вовсе изобрести что-нибудь. Не прогоняй меня в лес, Маша!
- А как же медведица с медвежатами?
- А я их сюда приведу. Будем рядом жить, а я охранять село буду.
На том и порешили. Медвежья семья переселилась поближе к деревне. Маша и медвежата в гости ходили друг к другу, а когда про малину и сломанное рёбрышко вспоминали, долго смеялись. Но недолго жили спокойно — стали из степи опять доноситься слухи о скорых набегах на деревню.

Услыхал медведь о тревогах сельчан и пришел к Маше:
- Зови мужиков, у меня план есть, как оборону держать против врагов ваших.
Созвала Маша с дедушкой и бабушкой всех мужиков на общий сбор. Вся земля пришла совет держать, от мала до велика. Дали слово Михайле Потаповичу.
- Люди добрые! Все вы знаете, что я медвежьего роду-племени. Мои предки медведи, жена — медведица и дети — медвежата. Закон Жизни народа предписывает каждой особи мужского пола всеми силами защищать своих жен, стариков и детей, защищать продолжение своего рода. Жизнь плодится и размножается. Кто не защищает свой народ, своих детей и их будущих потомков, того Жизнь тоже не защитит. И люди, и медведи — все мы дети Жизни. Жизнь защищает своих детей, то есть нас, взрослых, если мы, взрослые, защищаем внуков Жизни, то есть своих детей и детенышей. Жизнь через нас, детей своих, творит себе внуков. И горе нам, если мы, дети Жизни, покушаемся на собственных детей, её внуков!
Я и вся моя семья медвежья бесконечно благодарны вам за то, что вы смогли простить меня за причиненную боль Маше и оставили в живых медвежат и медведицу. Мой народ отплатит вам добром, взяв на себя защиту вашего рода от ваших степных врагов. Ради будущего наших и ваших детей, нашего и вашего рода, давайте объединим наши родовые территории в одну, а медвежий народ будет нести охрану по периметру внешних границ деревни. И никакая степь не пройдет больше на нашу общую землю.

И порешили люди и медведи заключить вечный мир между собой, объединить родовые земли и нести каждый свою службу: медведи хранили границы, а люди пахали землю. Прекратились набеги из степи, зацвело дерево жизни посреди деревни, и каждый, кто подходил к нему, видел, как на пенёчке под сенью листьев сидел медведь, а Маша обнимала его плечо и улыбалась всякому приходящему путнику...

Ноябрь 2022 Дмитрий Двинской Щелин