История рода

Дмитрий Чеботарев
ИСТОРИЯ РОДА

1. Село Топки и его основатели

В лето 7188, а по Рождеству Христову 1680, июля 18 дня была  на Москве государева свадьба. Государь, Царь и Великий Князь Фёдор Алексеевич женился на Агафье Семеновне Грушецкой, девице вовсе не знатного рода, но красотою телесной, а паче того скромностью и целомудрием щедро одаренной от Господа.

Необычным было то, что брак этот состоялся не по причине государственной пользы, или династической целесообразности – как это обычно бывает, а по другой - самой важной и единственной причине, по которой любой брак и должен заключаться - по любви.

Да,  государь просто влюбился - с первого  взгляда,  встретив  будущую невесту вот буквально на улице. 

Потому, думается, не погрешим против истины, если скажем, что в июне того же года Государь находился в настроении приподнятом и  радостном, предвкушая, как писал придворный монах-стихотворец  «великое и радостное для всей земли Русской торжество».

Потому и челобитные, подаваемые ему приказными дьяками, от всяких служилых людей Московского государства, рассматривал благожелательно, в просьбах не отказывал, а с наградами не скупился, являя всем истинную монаршью милость. 

Было среди тех челобитных и челобитье данковцов, детей боярских Филимона Осипова "со товарыщи". Просили служилые люди поверстать их земельным окладом в уезде Донковском,  селе Топком,  что было Дикое поле.   

Государь не отказал служивым людям. Велел поверстать даже и с избытком - к обычным сорока четям (четвертям) земли добавить ещё по 20, а кому и по 30 четей, а угодьями рыбными да лесными пользоваться "всем вопче".

И поехал государев дьяк Василий Тимофеевич Безобразов "по Государеву указу и по грамоте ис помесного приказу" в Донковской уезд по тому челобитью мерить и межевать. "А каким именно помещикам отмерил и отмежевал то описал в книгах подлинно". Список тех «помещиков» довольно длинный, но нас интересуют только 2 фамилии-

"Отмерено и отмежевано...
Ивану Филатову сыну Болмосову 30 чети...

А Онтону Жегулскому с товарыщи усадбами и немежоваными  владеть по прежнему, потому за теснотою примежевать не можно».

Считается, что именно в этом документе  впервые упомнуто село Топки (Топкое), Рязанской, а ныне - Липецкой губернии, родина сразу двух родов моих предков по материнской линии (фамилии которых, кстати, здесь так же впервые упоминаются вместе).  В Википедии указана даже немного более ранняя дата (1677г.) но без ссылки на  источник.

В любом случае, думается, называть эту дату датой основания села исторически некорректно.

Понятно, что к моменту первого упоминания село явно уже существовало, и основано было ранее. Датой основания села можно считать дату выдачи царской грамоты об отмежевании земель («диких поль») на данном участке. 

И такая информация обнаружилась!

В  Приходной книге печатных пошлинных денег за 1660 г. сказано следующее:

«...по челобитью донковцев Сергей Тиханова сына да Петра Калинина сына Сусловых, Семена Духанина, Сергея Карево, Крисана Осипова, Евсевья Карманова, Семена Кременева, Василья Пестрецова, Ивана Микляева, Анисима Кононова, Позняка Жегулского, Федора Суслова, Дмитрея Мокарова, Селивана Ефремова велено в Донковском уезде пустошь дикое поле на усть Топкого боярака на триста на пятнатцать чети отказать им в поместье. Пошлин с чети три рубли тритцать один алтын полторы денги взято.»
(https://forum.vgd.ru/1394/50668/10.htm?a=stdforum_view&o=, огромное спасибо Елене Черновой, обнаружившей и опубликовавшей данный документ).

Примечательно то, что местность на устье топкого буерака здесь упомянута как пустошь, а значит служилых людей, указанных  в документе, с полным основанием можно считать основателями села Топки (среди них и один из моих  прямых предков, Позняк Жегулской).

Однако и эта дата не окончательная. Изучая различные архивные документы, относящиеся к истории Липецких и Белгородских земель 17 века  я, кажется, случайно сделал и небольшое краеведческое открытие.

Есть  документ, судя по которому дату основания села смело  можно сдвигать по крайней мере еще на на 11 лет раньше.

В томе 2 " Актов московского государства" я наткнулся на челобитную «бедных и разореных данковцев, неверстаных детишко боярских Филимошко Маркова и других» о поверстании их земельным окладом. Описание местности, где детишки боярские просили поверстать себе  землицы, звучало как песня:

– в Диком поле, за рекою за Доном, в устье Топкого боерака, что на речке Ягодныя Рясы...

По этой челобитной в год 7157 (1649), мая в 27 день, Государь пожаловал «челобитчикам оклады учинить по 50 четей,  а денег по три рубли. Дать им по 15 четей в поле, и сенных покосов и всяких угодий. И о том дать грамоту (эх, найти б ту грамоту)...)»
Несомненно, именно эту дату и можно считать датой основания села Топки.

Но как же быть с тем, что в 1660 г. местность упоминается все еще как пустошь? Скорее всего, освоение происходило в 2 этапа.
Какие-то земли в тех урочищах оставались свободными и окончательно были освоены уже после 1660 года.
И только после этого местность окончательно становиться обжитой и в дальнейшем  упоминается всегда уже как село.

2. Дети боярские городовой службы
 
Девичья Фамилия  матери моего деда  - Жигульская, родина ее - то самое село Топкое (Топки) Донковского, а после Раненбургского уезда вначале Рязанской, а после Липецкой губернии. 

Фамилия ее мужа (моего прадеда)  - Бельмесов, несомненно, искаженное Болмасов. Историю этого искажения можно вполне достоверно проследить по документам (но об этом чуть позже). 

Можно довольно точно установить хронологические рамки, когда предки обоих линий появляются в Данковском уезде, а также их происхождение и род занятий. 

В крестоприводной книге г. Данкова 1645 г. фамилии Болмасов и Жегулской остутствуют.

В крестоприводной книге г. Данков  1682 г. среди приведенных ко кресту в  соборной церкви по государеву цареву и великого князя Петра Алексеевича указу, значатся Донковцы дети боярские городовой службы, в том числе:
...Антон сын Гигорьев Жагулской
...Елисей Кузмин сын Жегулского

копейщики

...Аким Иванов сын Болмосов.

Интересно, что там же упоминается и рейтар Федор Кириллов сын Черномырдин. Да,  предки того самого всем известного автора незабываемых афоризмов также происходили из однодворцев Донковского уезда. В начале 19 века они переселились в Оренбургскую губернию, где были записаны в  казаки, что хорошо прослеживается по документам. Впрочем, это уже совсем не наша тема.

Исходя из анализа архивных документов можно с высокой степенью вероятности установить, что предки Жегульсих появляются в Данковском уезде не ранее 1646 г.
Первым представителем рода Жигульских, упоминание которого удалось обнаружить, относится к 1660 г. Это Позняк Жегулской, служилый человек, сын боярский. 

В межевых книгах 1680 года упомянуты Онтон Жегульской, помещик села Топки (его связь с Позняком Жегулским не ясна). В дальнейшем фамилии представителей рода Жегулских встречаются неоднакратно в архивных материалах 18- 19 веков.

В челобитной 1649 года «детишки боярские»   описали происхождение свое и предков своих.  Служилм они по Туле, Епифани и по Ельцу «изстари» в детях боярских, а в литовское разорение деды и отцы побиты, кто побран в полон, а остальные розбрелись и жили кто где.

После востановления города Данкова на новом месте туда стали приходить и служилые люди, «розбредшиеся розно».
 

В их числе, скорее всего и были Жегулские.
Фамилия Жегулских встречается так же и в списках служилых людей, дворян и атаманов Воронежской губернии. Самое раннее упоминание относится к  1615 году.

В Десятне разборной воронежцев детей боярских  упоминаются в усманском стане Атаман  села Ступина Ондрей Жагульской  и Атаман  села Излегоще Мотвей Жагульской. Указано, что живут сии атаманы «на городовой службе на конех, с пищалями с рогатинами".
 
Существует очень большая вероятность того, что Донковские и Воронежские Жегулские связаны между собой какими то родственными узами (тем более,что расстояние от Усмани до Данкова не более 200 км.)

Если принять эту версию, то корни рода Жегулских происходят из окрестностей Воронежа. После смуты и литовского разорения кто-то из них так и остался сидеть в тех местах "с пищалями и рогатинами", а кто-то перешел на государеву службу в город Данков, став основателем села в устье Топкого буерака и новой ветви Рода.