ЛОМАЮЩИЕ ЛЁД, БРИТНЁВА
Было далеко за полночь, когда в доме, на углу Нарвской и Андреевской улиц Кронштадта все домашние семейства купца и судовладельца Михаила Осиповича Бритнёва уже спали, но сам хозяин склонялся за письменным столом, заполненном чертежами судов, листками с расчётами и справочниками. Прикидывал, размышлял, пытаясь разрешить очень важную для своего города задачу, как сделать бесперебойным сообщение по льду залива между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Обычно оно осуществлялось пароходами, однако, ранними весной и осенью вследствие замерзания прерывалось на несколько недель, оставляя жителей города без продуктов и почты.
Рассматривая чертёж поморской торосной лодки М. Бритнёв обратил внимание на её скошенный ниже ватерлинии форштевень, благодаря которому она наползала на лёд, ломая его. Тут же его взгляд обратился к рисунку собственного пароходного буксира «Пайлот», приобретённого им в Англии, а что если придать такую же форму носовой части этому пароходу. Бритнёв с удвоенной энергией принялся за чертежи по усовершенствованию «Пайлота», сделав угол наклона форштевня парохода к линии киля в 20 градусов, что на его взгляд ослабляло бы силу удара при встрече со льдом.
Осуществлению этого на деле способствовало наличие собственных судостроительных мастерских, располагавшихся рядом с домом. Вскоре «Пайлот», переименованный в пароход ледокольного типа, со своей 60 – сильной машиной колол тонкий лёд, двигаясь среди раскрошенных им ледовых полей. Весенняя и осенняя навигация была продлена на несколько недель. Конечно, толстые льды его затирали, и тогда на помощь приходил более мощный пароход «Бой» с такой же формой носовой части.
Эти специальные суда Бритнёва ходили на линии Кронштадт – Ораниенбаум 27 лет! Сам Михаил Осипович всегда находился на борту своих судов ледокольного типа во время весенне – осенней распутицы. Газета «Кронштадтский вестник» 25 апреля 1864 года сообщала «Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почётного гражданина Бритнёва, который ходит ежедневно до настоящего открытия навигации 3 раза в день с пассажирами в Ораниенбаум в 8, 12 и 3 часа».
Его «Пайлот стал прототипом будущих ледоколов, а найденная Бритнёвым форма носовой оконечности таких судов оставалась почти без изменений.
К сожалению, изобретение кронштадтского судостроителя в России не оценили, зато хорошо поняли его значение и применили на практике в Германии, купив чертежи «Пайлота», построив свои ледоколы. Потом ими заинтересовалась Дания, Швеция и Канада.
Кроме «Пайлота» Бритнёв придумал и создал плавучий кран для погрузки и разгрузки судов, у него они работали за 5 лет до того, как появились у Морского ведомства. Судостроительные мастерские Бритнёва выросли в судостроительный литейный и механический завод. За время своего существования с 1858 года на нём строились баржи, паровые баркасы, пароходы, паровые краны, миноноски «Снегирь», «Сокол», «Сова», «Соловей» и «Сом».
В 1868 – 69 годах Бритнёв основал в Кронштадте частную водолазную школу, первую в России, до появления государственной водолазной службы в 1882 году. Суда, включая «Пайлот» и «Айрот», участвовали в спасательной операции двух пассажирских пароходов «Нева» и «Траве», шедших в Петербург из Любека и севших на мель, оказавшихся наполовину затопленными. Применив водокачальную машину и специальные понтоны, водолазы подняли «Неву», сняли с мели «Траве», отбуксировав пароходы в Кронштадт. Это была не единственная помощь, оказанная пароходами и водолазами Бритнёва десяткам судов, попавших в беду.
Всю свою жизнь М. О. Бритнёв (1822 – 1889) заботился о жителях родного города, их нуждах, будучи не только изобретателем, но и членом многих благотворительных учреждений. К сожалению, его имя долго оставалось забытым, не только в Кронштадте, но и в стране.
ВОЗДАДИМ ДОЛЖНОЕ ЭТОМУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, СДЕЛАВШЕМУ ТАК МНОГО ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ДЛЯ РОССИИ!
24 декабря 2022 г. Вячеслав Прытков.