Ломающие лёд Бритнёва

Вячеслав Прытков
                ЛОМАЮЩИЕ   ЛЁД, БРИТНЁВА

Было  далеко  за  полночь, когда  в  доме, на  углу  Нарвской  и  Андреевской  улиц  Кронштадта  все  домашние  семейства  купца  и  судовладельца  Михаила  Осиповича  Бритнёва  уже  спали, но  сам  хозяин  склонялся  за  письменным  столом, заполненном  чертежами  судов, листками  с  расчётами  и  справочниками. Прикидывал, размышлял, пытаясь  разрешить  очень  важную  для  своего  города  задачу, как  сделать  бесперебойным  сообщение  по  льду  залива  между  Кронштадтом  и  Ораниенбаумом. Обычно  оно  осуществлялось  пароходами, однако, ранними  весной  и  осенью  вследствие  замерзания  прерывалось  на  несколько  недель, оставляя  жителей  города  без  продуктов  и  почты.

Рассматривая  чертёж  поморской  торосной  лодки  М. Бритнёв  обратил  внимание  на  её  скошенный  ниже  ватерлинии  форштевень, благодаря  которому  она  наползала  на  лёд, ломая  его. Тут  же  его  взгляд  обратился  к  рисунку  собственного  пароходного  буксира  «Пайлот», приобретённого  им  в  Англии, а  что  если  придать  такую  же  форму  носовой  части  этому  пароходу. Бритнёв  с  удвоенной  энергией  принялся  за  чертежи  по  усовершенствованию  «Пайлота», сделав  угол  наклона  форштевня  парохода  к  линии  киля  в  20  градусов, что  на  его  взгляд  ослабляло  бы  силу  удара  при  встрече  со  льдом.
Осуществлению  этого  на  деле  способствовало  наличие  собственных  судостроительных  мастерских, располагавшихся  рядом  с  домом. Вскоре  «Пайлот», переименованный  в  пароход  ледокольного  типа, со  своей  60 – сильной  машиной  колол  тонкий  лёд, двигаясь  среди  раскрошенных  им  ледовых  полей. Весенняя  и  осенняя  навигация  была  продлена  на  несколько  недель. Конечно, толстые  льды  его  затирали, и  тогда  на  помощь  приходил  более  мощный  пароход  «Бой»  с  такой  же  формой  носовой  части.
Эти  специальные  суда  Бритнёва  ходили  на  линии  Кронштадт – Ораниенбаум  27  лет!  Сам  Михаил  Осипович  всегда  находился  на  борту  своих  судов  ледокольного  типа  во  время  весенне – осенней  распутицы. Газета  «Кронштадтский  вестник»  25  апреля  1864  года  сообщала     «Большое  удобство  для  публики, желающей  ехать  в  Петербург  и  приезжающих  оттуда, доставляет  винтовой  пароход  «Пайлот»  почётного  гражданина  Бритнёва, который  ходит  ежедневно  до  настоящего  открытия  навигации  3  раза  в  день  с  пассажирами  в  Ораниенбаум  в  8, 12  и  3  часа».

Его  «Пайлот  стал  прототипом  будущих  ледоколов, а  найденная  Бритнёвым  форма  носовой  оконечности  таких  судов  оставалась  почти  без  изменений.
 К  сожалению, изобретение  кронштадтского  судостроителя  в  России  не  оценили, зато  хорошо  поняли  его  значение  и  применили  на  практике  в  Германии, купив  чертежи  «Пайлота», построив  свои  ледоколы. Потом  ими  заинтересовалась  Дания, Швеция  и  Канада.

Кроме  «Пайлота»  Бритнёв  придумал  и  создал  плавучий  кран  для  погрузки  и  разгрузки  судов, у  него  они  работали  за  5  лет  до  того, как  появились  у  Морского  ведомства. Судостроительные  мастерские  Бритнёва  выросли  в  судостроительный  литейный  и  механический  завод. За  время  своего  существования  с  1858  года  на  нём  строились  баржи, паровые  баркасы, пароходы, паровые  краны, миноноски  «Снегирь», «Сокол», «Сова», «Соловей» и  «Сом».

В  1868 – 69  годах  Бритнёв  основал  в  Кронштадте  частную  водолазную  школу, первую  в  России, до  появления  государственной  водолазной  службы  в  1882  году. Суда, включая  «Пайлот»  и  «Айрот», участвовали  в  спасательной  операции  двух  пассажирских  пароходов  «Нева»  и  «Траве», шедших  в  Петербург  из  Любека  и  севших  на  мель, оказавшихся  наполовину  затопленными. Применив  водокачальную  машину  и  специальные  понтоны,  водолазы  подняли  «Неву», сняли  с  мели  «Траве», отбуксировав  пароходы  в  Кронштадт. Это  была  не  единственная  помощь, оказанная  пароходами  и  водолазами  Бритнёва  десяткам  судов, попавших  в  беду.

Всю  свою  жизнь  М. О. Бритнёв  (1822 – 1889)  заботился  о  жителях  родного  города, их  нуждах, будучи  не  только  изобретателем, но  и  членом  многих  благотворительных  учреждений. К  сожалению, его  имя  долго  оставалось  забытым, не  только  в  Кронштадте, но и  в  стране.
ВОЗДАДИМ  ДОЛЖНОЕ  ЭТОМУ  ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ  ЧЕЛОВЕКУ, СДЕЛАВШЕМУ  ТАК  МНОГО  ДЛЯ  РОССИЙСКОГО  ФЛОТА  И  ДЛЯ  РОССИИ!

24  декабря 2022  г.                Вячеслав  Прытков.