Мама

Гванца Георгиевна Рыска
        Когда Танечка была совсем крохой, в одно прекрасное лето к бабушке приехала сразу три женщины очень похожих друг на друга с небольшими отличиями, которых ребёнок не различал. Видно Таня уже начала говорить и ей на одну из женщин бабушка сказала: "Таня, это твоя мама!" Мама тут же отошла и подошла другая женщина к ребёнку, которую Таня назвала Мамой. "Лариса, Лариса она  меня Мамой назвала!" - с весёлыми возгласами подбежала младшая Аида к старшей сестре. Теперь к ребёнку подошла Клара и Таня и тётю Клару назвала Мамой.
        Раздался всеобщий дружный смех. Смеялись и бабушка и дедушка. Не  смеялась только  Таня, три одинаковые женщины на её глазах были, как три стаканчика в руках "напёрстоничка", так и менялись друг с другом и почему то Таня очень хорошо запомнила эту картину. Светлый солнечный день, кровать деда и ходят по квартире три женщины, которых раньше в квартире Таня не видела и всем весело и все смеются. Так одновременно Таня познакомилась со своей  Мамой и с двумя своими тётями Кларой и Аидой. Это был наверное 1963-ий год или 1964-ый год. Кто знает, когда Таня впервые увидела маму и произнесла это самое важное в её жизни слово ?
         На этот вопрос могла ответить только мама, бабушка и дедушка. Дедушки не стало в 1972 году, бабушка умерла в 1989 году, тётя Клара умерла в 2001 году, а Мама умерла на Таниных руках в 2013 году. Никто из них уже ничего никому не смогут ответить. Жива только тётя Аида и ей в этом году исполнилась 90 лет. И муж её дядя Валера жив и живут они в Москве. Так что и тётя Аида и дядя 85-летний дядя Валера вряд ли вспомнят такие детали о Татьянином детстве.
         Вот что значит, когда ребёнка воспитывает не мать с отцом, а скажем тоже близкие люди, ну например дедушка с бабушкой. В психологии ребёнок сначала вспоминает бабушку, потом похожего на бабушку скажем её родного брата Колю, затем его жену Серафиму Васильевну, в дом которых дитя убегает, благое дело живут они в том же районе города Тбилиси, где и живут Танины родители. А если Мама, не дай Бог, осерчает на неё или на обоих своих детей, так кроме русского дома родного брата её бабушки Николая Григорьевича в Тбилиси вообще ребёнок не находил  места, где как в тихой гавани, он может переждать ту бурю эмоций, которая превращала Маму в самое сильное испытание для неё с сестрой после того, как в трёхлетнем возрасте за ней приехал отец, закутал в розовое одеяло и уложил на нижнюю полку в  поезде.  Одеяло было розовое, набивала его бабушка, объятия отца были такие родные и такие тёплые, вагон так мерно качался, старшая сестричка, которую впервые увидела Танечка, была такой ласковой, что ещё очень много лет Таня просила завернуть её: "Как в поезде!" Так в трёхлетнем возрасте Татьяна вернулась в родной город Тбилиси.