ДПД

Исай Фейгельман
Руководство предложило мне возглавить Добровольную пожарную дружину. Я согласился и, как выяснилось впоследствии, не прогадал. Это оказалось золотым дном: за участие в соревнованиях ДПД членам команды полагался дополнительный отпуск от двух до четырёх дней. Причём, первые несколько лет заявления на отпуск визировал я как командир. Это позволяло брать отпуск несколько раз в году.

Была создана команда, в которую я набирал людей по принципу личной преданности. Это были чудо-богатыри: Ваня Андрейцев - красавец, атлет, футболист, 1м 80 см, 80 кг; Юлик Царевский - блондинистый еврей с выпяченной нижней челюстью, грозный на вид, но ребенок в душе, 1 м 85 см, 100 кг; Женя Стрипунский - угрюмый вид, слегка косолапит, 1 м 85 см, 100 кг; Миша Школьник - Бельмондо, ок. 1 м 80 см, 75 кг, Женя Зеличенко - мягкий, добродушный, душа команды, 1 м 75 см, 90 кг; Саша Фейгельман – глуповатая ухмылка, вечно пытается шутить, 1 м 55 см, 63кг. На первых же соревнованиях мы заняли второе место, получили денежный приз и пошли в ресторан.

От пожарной организации нами руководил профессиональный пожарник, такой невзрачный   дядечка сельского вида, он всегда был в форме. Как-то мы пришли на соревнование, а его не было, я удивленно сказал Мише: «Где это наш шеф?». Миша посмотрел на собравшихся и говорит: «Вот он». Я присмотрелся, действительно - он стоял совершенно неузнаваемый, в сером костюме и чёрных очках.
- Как ты его узнал?
        - Я узнал его по характерному почёсыванию зада.

Естественно, что многие хотели поступить в команду, некоторые упрекали меня в кумовстве. Я никому не отказывал, но предлагал пройти тест на профпригодность: нужно было взобраться по наружной пожарной лестнице на крышу восьмиэтажного корпуса за определенное время. Никто на это не соглашался – надо сказать, что лезть на такую лестницу страшновато.

С аналогичной просьбой подошёл и Володя Крастошевский, интеллектуал, руководитель самодеятельного театрального коллектива. Учитывая его культурный уровень и одарённость, я предложил ему помочь в решении одной проблемы. Дело в том, что пожарные гидранты в   коридорах отдела были постоянно забиты окурками.
- Володя, - сказал я, - напиши плакат в стихотворной форме. Например, такой:
- Окурок свой в гидрант не суй, а иначе -  будешь ….
Володя ушёл и вскоре принес замечательное произведение: «Не суй в гидрант
окурок, а иначе – будешь турок».После этого у него пошли стихи, песни, проза, а сейчас он главный редактор газеты «Филадельфийская правда».

Раз в два года мы всей командой устраивали «День перезарядки огнетушителей». В отделе   было два огнетушителя, в перезарядке участвовала вся команда. Женя Стрипунский с утра   дома готовил праздничный стол, двое или трое ехали с огнетушителями куда-то на Сортировку, остальные, купив спиртное, ехали к Жене.
 
Как командир пожарной дружины, я ежегодно писал статьи в стенгазету. Первую я писал совместно со Стрипунским, она начиналась словами: «Пожар! Едва ли найдётся в нашем славном коллективе хотя бы один человек, который не слышал об этом грозном явлении   природы. История пожаров уходит в глубь веков - так, например, широко известен пожар   Москвы 1812 года. Исследователи утверждают, что в истории человечества не было НИ ОДНОЙ СЕКУНДЫ, когда бы где-нибудь что-нибудь не горело. Однако с этим согласны не   все, так изестный британский учёный Дж. Бойтель Пристли утверждает...»

Дядечка-пожарный ушёл на пенсию, кстати, именно «пожарный», здесь небольшое отступление. «Долгое время велись споры как же называть обладателей такой смелой профессии – «пожарные» или «пожарники». Большинство людей уверяют, что это одно и то же. Так ли на самом деле?  Еще в XIX веке слово «пожарник» делило людей на два лагеря. Одни характеризовали его как погорельца, потерявшего собственность и сбережения в огне. Другие уверяли, что пожарники – это сами злоумышленники-поджигатели. В обоих случаях, окликнуть истинного пожарного пожарником на тот момент было оскорбительно. До революции в Москве был и третий лагерь «пожарников». Так называемые лжепогорельцы, манипулировавшие ложью о потере крова при пожаре для того, чтобы надавить на жалость и получить милостыню окружающих. Настоящие жертвы пожара в полицейских протоколах фигурировали как «погорельщики», а ложные – «пожарники».

Однако я отвлёкся. Так вот вместо дядечки моим куратором стал молоденький лейтенант. Как-то говорю ему: «Ты знаешь, я думаю, что наши люди в случае пожара будут вести себя, как стадо баранов — надо провести какие-нибудь реальные учения».
А как?
- Давай бросим дымовые шашки на лестничных площадках с двух сторон и посмотрим, что будет.
Отдел был на пятом этаже с двумя лестничными пролётами.
- Конечно, будет паника, они будут давить друг друга на лестницах, некоторые выбросятся из окон... Но на войне, как на войне.
Лейтенант ничего не сказал и ушёл. Через несколько дней он пришёл ко мне и выложил пять круглых шашек. Я стал рассматривать их и увидел надпись ДДТ — это были дустовые шашки для защиты полей от вредных насекомых. Жутко вредная штука.
       - Ты что, мы же всех отравим!
       - Ладно, - сказал лейтенант. Взял две шашки и ушёл.

Спустя какое-то небольшое время в отделе запахло какой-то гадостью, вскоре появился дым, котоый распространился по всем помещениям. Народ ворчал, но продолжал работать. Я сразу понял в чём дело. Позже лейтенант рассказал:
- Я спускался по средней лестнице и увидел, что три девочки курят на лестничной площадке четвёртого этажа. Сделал замечание, что курят в неположенном месте. Они в ответ захихикали. Тогда я спустился на этаж, поджёг шашки, бросил на лестницу и ушёл.

Это произошло 23 февраля 1981г в день открытия 26 съезда КПСС. Наши партийные руководители сочли это политической акцией и подняли шум. К расследованию подключилась пожарная часть. Лейтенант сознался и получил строжайший выговор, ему грозило понижение в должности. Об этом он рассказал мне через пару дней. Я сказал, что надо написать толковую объяснительную записку. А надо сказать, что (к счастью для лейтенанта) ночью того же дня в здании института напротив произошёл пожар — отмечали мужской день, оставили включённым чайник, тот расплавился, и возник пожар.

В заявлении мы написали, что, выполняя свой профессиональный долг, он хотел провести реальные учения, с целью профилактики, но не учёл свойств дымовых шашек. В то же время, в здании напротив, где пренебрегли профилактикой, произошло возгорание и т. д.

Вскоре он пришёл попрощаться — получил новое назначение, оставшись в том же чине.