Огонек в глазах

Джейхун Кулизаде
Маленький типичный североамериканский городишко, куда мы с женой переехали этим летом, расположен рядом с озером и густым сосновым лесом. Идеальное место, чтобы тихо скоротать старость. Распаковав все коробки и разложив все по местам, мы с супругой вышли на первую прогулку по нашей улице, в конце которой протекала река и начинался лес. Справа и слева по дороге располагались, стоящие вдалеке друг от друга, аккуратные дома с ухоженными газономи и красивыми цветами. В стоящей вокруг тишине было слышно пение птиц, жужжание круживших над цветами пчел и стрекот прыгающих на траве кузнечиков. Чистый воздух подталкивал нас делать глубокие вдохи и поглощать аромат всевозможных цветов. От всей этой идеальной картины я впервые почувствовал состояние когда одинаково радовались и душа и глаза. Было состояние душевного спокойствия и счастья. Когда мы приблизились к последнему дому, после которого начинался лес, с лужайки у дома из тени большого куста сирени поднялось что то черное и направилось в нашу сторону. Через секунду мы обнаружили что это огромная собака и по всей видимости без намордника. Размеры собаки и отсутствие у нее намордника ввело нас в состояние волнения и некоторого страха. Так как собака не бежала в нашу сторону, а медленно шла, и расстояние между нами было метров тридцать, мы сделали вид что не видим ее и быстро двинулись к лесу, до которого оставалось каких-то несколько шагов. Уже зайдя в лес, оглянувшись мы убедились, что волноваться нечего. Собака нас не преследовала. Прогулявшись около часа по проложенными местными жителями в лесу тропинкам, посидев у реки, которая текла вниз по небольшому склону и впадала в озеро внизу долины, мы решили завершить прогулку и вернуться домой.

Выйдя из леса и пройдя несколько метров, мы заметили что черная собака никуда не делась и сидит прямо посередине дороги и возможно ожидает нас. Мы остановились, а собака приподнялась и медленно направилась в нашу сторону. По опыту мы знали что в таких ситуациях убегать от собаки нельзя. Да и поздно было убегать так как она уже была в каких –то метрах от нас. Было сильное волнение, но успокаивало то что собака не лаяла, не бежала в нашу сторону, а как то боком и медленно двигалась к нам, то поднимая, то опуская голову.

- Не бойтесь! Она не кусается. И очень дружелюбна. Она только хочет с вами познакомиться, - услышали мы голос мужчины с лужайки того самого дома у леса, и возможно хозяина черной собаки.

Собака неуверенно приближалась нам, а мы успокоившись приготовились к встрече. Когда нас с собакой разделяли несколько сантиметров, мы заметили, что у черной собаки белые усы, из носа текла какая-то вязкая жидкость, а из под высунутого языка обильно текла слюна. Заметны были ее блеклые безжизненные глаза.

- Она старая. И очень, - сказала супруга.

Собака сперва обнюхала меня, потом супругу, и начала лизать протянутые нами руки, временами подставляя голову, чтобы ее погладили.

- Ее зовут "Хеппи" (счастливый), - крикнул с лужайки мужчина.

Хеппи продолжал крутить головой, облизывать наши руки, одежду, и основательно измазал ее своей слюной и жидкостью из носа. От этого было неприятное ощущение, но брезгливости не было.

- Одежду надо будет сразу бросать в стирку, - сказала супруга, - протянув мне бумажную салфетку, чтобы обтереть руки.

- Да, конечно, - согласился я, протерев руки и некоторые части одежды. - Интересно сколько ей лет?

- Собаки столько не живут, - грустно ответила супруга. Было заметно, что она сильно расстроена.

Вечером мы сидели в нашем саду, пили чай и наблюдали за заходом солнца. Жена говорила по телефону с нашими сыновьями, которые жили в большом городе и не могли приехать к нам в ближайшее время, так как были связаны работой. Она все спрашивала их, когда же они смогут приехать, но они не знали когда у них получится, и от этого ей становилось очень грустно.

Все, или почти все матери любят своих детей. И это нормально. Моя жена не может жить без наших детей, они должны быть рядом, и я не знаю нормально это или нет, когда детям уже за тридцать.

На следующий день позавтракав мы опять направились в лес. Я решил порыбачить на речке, спуститься к озеру и немного порыбачить и там. Проходя мимо дома у леса мы встретили "Хеппи". Увидев нас он поднялся и направился в нашу сторону.

- Пойдем быстрее, он еле плетется и нас не догонит, - а то опять вымажет с головы до ног, - предложил я жене.

- Неудобно, - ответила она, указывая головой на дом со стороны которого в нашем направлении шел его хозяин.

- "Хеппи", - окрикнул он пса, который был уже в метре от нас и был готов облобызать нас опять с головы до ног.

Хеппи послушно остановился. Хозяин пристегнул его к поводку и, придерживая свою собаку на расстоянии от нас, подошел к нам.

- Вы уж извините за вчерашнее, - виновато сказал хозяин Хеппи. - Он с детства такой, лезет ко всем знакомым и незнакомым со своими ласками.

Мы познакомились. Хозяина звали Пьер. Он рассказал нам, что Хеппи он взял еще щенком шестнадцать лет назад. Щенок оказался резвым, жизнерадостным и счастливым, за что он назвал его Хеппи. Его знают все в округе. Когда он был молодой, с утра здоровался со всеми, бегая от дома к дому, игрался с соседскими собаками и развлекал детей, лаял и гонялся за белками в лесу. А теперь старый, ни за кем не гоняется и не лает, только около дома и ходит. Каждый день думаю, что это его последний день.

Хеппи смотрел на своего хозяина потухшими глазами, слушал, и нам с женой показалось, что Хеппи понимает все что говорит его хозяин, и даже понимает свою ситуацию. От этого сжимались наши сердца и было очень печально. Мы поговорили с Пьером еще немного и отправились в лес. Было очень грустно и мне даже расхотелось рыбачить. Погуляв мы вернулись домой.

Следующие три недели мы были заняты благоустройством нашего сада с задней стороны дома, который был практически голый, за исключением трех больших сосен в конце участка. Мы вычистили его от сорняков, посадили три куста сирени, два куста акации, по три куста малины, черники, ежевики и смородины. Ближе к дому посадили кусты розы и другие цветы. По вечерам мы сидели в саду за чаепитием и оценивали проделанную работу, и обсуждали новые проекты по благоустройству. Жена по прежнему ежевечерне звонила к сыновьям с вопросом об их приезда к нам, но по тускнеющим ее глазам я понимал, что скоро ждать их не стоит.

- Да приедут они скоро, вот увидишь, через пару недель приедут, - решил успокоить я жену, видя, как она расстроена.

- Скорей бы, - произнесла она и тяжело вздохнула.

- Обязательно приедут! - уверенно произнес я, решив закрепить победу.

- Они нас не любят, - неожиданно всхлипнула жена и из ее глаз потекли слезы.

Вот такое вот состояние моей супруги меня иногда бесит. Теория,
о том, что старые, бедные и больные люди никому не нужны у нее еще с молодости. Данное утверждение может ввести в депрессию даже молодого человека, а меня всегда вводила в недоумение.

Не знал даже, как и реагировать.

- Но мы ведь не совсем старые, - произнес я. - Да и не совсем больные и бедные, - добавил через секунду.

Жена подняла на меня глаза, всхлипнула и из ее глаз еще сильнее потекли слезы.

- Да пойми же ты наконец, что они работают и не могут приехать! - повышенным голосом и немного артистично вышел я из себя, чтобы как то остановить начинающуюся истерику у супруги.

- Даже на несколько дней? - тихо спросила супруга, грустно посмотрев на меня.

Я никогда до этого не видел такой печали в ее глазах. В них не было света, и будто не было в них жизни.

- Конечно приедут! Как только появится возможность они обязательно приедут  на несколько дней. Они ведь тебя любят. Вот увидишь. Скоро приедут, - попытался я ее успокоить.

- Хорошо бы на побольше дней, - произнесла жена.

- Ну, посмотрим как получится. Но и ты должна понимать, что они работают и надолго не смогут. Да и что им молодым здесь делать больше недели!? Здесь кроме пенсионеров, леса с дикими животными никого нет. А они молодые, им другого надо. Они веселиться хотят после работы. С друзьями видеться, с девушками гулять.

- Я понимаю, - вздохнув, сказала супруга, и как будто немного успокоилась.

- Ну и молодчина, - сказал я, приобнимая ее.

С того самого дня моя супруга немного успокоилась и жизнь потекла своим чередом. Мы продолжали обустраивать наш быт на новом месте, облагораживать наш сад, и совершать прогулки в лес, на озеро, и на речку, где я однажды поймал несколько форелей. Каждый раз совершая наши походы мы наблюдали за одиноко и бездвижно лежащим на лужайке Хеппи. Он больше не поднимался и не шел к нам на встречу.

- Как же его жалко, - говорила жена с состраданием.

Она была очень расстроена и я, чтобы поддержать ее, сказал мне тоже очень жалко Хеппи.

- Пойдем погладим его,  - предложила она, и  не дождавшись ответа направилась в сторону Хеппи.

Вообще то это было не совсем законно заходить на чужую частную собственность без разрешения, но учитывая что лужайка на которой лежал Хеппи была близка к дороге, и добродушие жителей этого маленького городка, я не стал ее останавливать и пошел за ней. Супруга присела на колени и стала гладить пса по голове. Хеппи не двигался, и казалось смотрел куда то в даль. Только на секунду приподнял веки и я увидел его глаза в которых было столько грусти, что там возможно поместился бы океан. Супруга продолжала гладить Хеппи и говорить ему как человеку всякие добрые слова. Мне почему то вспомнился далекий тридцатилетней давности день, когда у моей супруги умирала бабушка. Бабушка которая заменила ей рано ушедших родителей. У нее был рак желудка четвертой стадии и дни ее были сочтены. В день когда она скончалась супруга всю ночь держала ее руку и гладила по голове.

- Да, жаль пса. Но что поделать, так уж устроена жизнь. Пойдем. Мы ничем не можем ему помочь.

- Вот я же говорила всегда, что никому не нужны старые и больные, - вспомнила супруга ее любимую причиталку, и приготовилась разрыдаться.

- Прекрати!, - строго накричал я на нее, чтобы привести в чувство и пресечь ее начинающуюся депрессию в зародыше. - И не выдумывай! Почему в одиночестве!? У него есть хозяин, который о нем заботится. Не один он, за ним есть кому смотреть. Пошли.

Несколько дней мы не ходили на прогулку. Я не хотел, чтобы жена видела Хеппи и расстраивалась. Я придумывал всякие неотложные дела по дому или в саду, стараясь отвлечь супругу от мрачных мыслей. Но у меня не очень получалось. Она была расстроена, и я видел это в ее потухших глазах. Я уже и не знал что придумать чтобы вывести ее из депрессии. Появился страх, что она может заболеть. Я был в отчаянии. Мы прожили вместе тридцать пять лет и я не представляю свою жизнь без нее. И вдруг, о чудо! В один из вечеров в разговоре с сыновьями я увидел как в глазах у супруги вспыхнул огонек.

- Они сказали что приедут в конце недели, и останутся с нами на целый месяц, - радостным голосом объявила жена.

Ее глаза светились счастьем.

- Как здорово, - сказал я, обняв ее. - А ты говорила, что старых и больных никто не любит, и они никому не нужны, - позволил я себе такую шутку.

- Не такие уж мы старые и больные, - парировала она.

На следующий день мы начали готовиться к приезду детей. В принципе работы было не много. Закупили продуктов и обустроили для них комнаты. Жена еще сделала заготовки любимых блюд сыновей. Все, теперь можно сходить и на рыбалку. Возможно опять удастся наловить форель, которая также может стать украшением нашего стола к приезду детей.

Наш путь, как всегда, лежал мимо дома где жил Хеппи. Другой дороги к озеру не было, и встречи с ним или с его памятью было не избежать.

- Интересно жив ли он еще, - сказала супруга когда мы приближались к дому у леса.

Я ничего не ответил. Но по мере того как мы подходили к дому послышался собачий лай. Мы с супругой удивленно переглянулись. Еще несколько шагов и нам открылась лужайка перед домом. Оттуда в нашу сторону резво бежал и звонко лаял черный щенок с большими лохматыми ушами. Добежав до нас и облизнув наши протянутые руки, он также резво побежал назад. Забежал за большой куст сирени, громко залаял и опять появился, но уже не один. За ним шагал с гордо поднятой головой наш Хеппи. Черный щенок беспрерывно лаял и делал круги вокруг него. Он приглашал его побегать за ним, вместе с ним. И Хеппи бежал, как мог. Потом он подошел к нам, облизнул руки моей жены и потерся головой о мои колени. Он был счастлив. Это было видно по его глазам. Они светились счастьем. Подошедший к нам Пьер объяснил появление в доме щенка : "Вот, решил что Хеппи будет веселее с молодым. Взял ему сына, друга. Старые должны быть рядом с молодыми. Иначе они теряют смысл жизни и быстро гаснут".