037 Акустика и зеркальная гладь Барабарских пещер

Виорэль Ломов
037 Акустика и зеркальная гладь Барабарских пещер (Индия)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

037 Акустика и зеркальная гладь Барабарских пещер (Индия)

Четыре рукотворные пещеры (Каран Чаупар, Ломас Риши, Судама и Вишваджопри) находятся в невысоком скалистом холме Барабар в окрестностях г. Гая (штат Бихар) на востоке Индии. В полутора километрах от них в соседнем холме выдолблены еще три пещеры — Гопика, Ведатхика и Вапийяка, которые иногда называют Нагарджунскими. Под названием Барабарские пещеры идут пещеры обоих комплексов. Большая часть их состоит из двух камер в форме параллелепипеда и полусферы, вырезанных из гранита, с тщательно отполированными внутренними поверхностями и уникальной акустикой.

Нагарджунские пещеры названы в честь индийского мыслителя Нагарджуны, основателя буддийской школы мадхъямаки, а Барабарские, предположительно, означают «равные», «одинаковые», «безразличные». Созданные в III в. до н.э., пещеры являются самыми древними скальными храмами Индии. Это был период наивысшего расцвета империи Маурьев (322—185 гг. до н.э.) при императоре Ашоке Маурье Великом — выдающемся правителе-реформаторе, благотворителе, поборнике социальной справедливости и радетеле о своих подданных. Всю государственную казну и личное состояние монарх расходовал на благосостояние людей. Ашока управлял огромной территорией площадью 5 млн кв. км и был самым ревностным сторонником буддизма, который при нем распространился по всей Восточной и Юго-Восточной Азии. По преданию, Ашоке предсказал великую будущность сам Будда. «Его двадцативосьмилетнее правление было одним из самых светлых периодов в хмурой истории человечества» (Г.Дж. Уэллс). Добавим: и мирных.

Ашока повелел построить множество буддийских монастырей и храмов, в том числе пещерных, по всей Индии. Одним из самых знаменитых пещерных комплексов стал Барабарский. Он известен своими особенностями, которых нет более в подобном сочетании у других рукотворных пещерных храмов. Надписи на стенах пещер указывают на то, что Ашока и его преемник, внук Дашаратха подарили часть барабарских храмов аскетам-адживикам — вовсе не буддистам, а представителям секты джайнов, проповедующей не причинение вреда любому живому существу. Этот факт красноречиво свидетельствует о высочайшей религиозной терпимости правителей.

Пещеры Барабара рождают не только удивление своим архитектурным совершенством, но и вопросы, на которые у специалистов не всегда есть ответы. Британский археолог Дж. Маршалл отмечал «необычайную точность и аккуратность, которая характеризует все работы маурийского периода, и которая никогда… не была превзойдена даже тончайшим мастерством на афинских зданиях». Но как создавались пещеры — по проектам или по наитию, «на глазок»? Как достигалась без современных технических средств идеальная, выдержанная до 1 см, геометрическая форма параллелепипеда или полусферы? Большинство пещер состоят из двух камер. Первый прямоугольный зал — мандапа был предназначен для публичных ритуалов, а второй куполообразный служил для отправления религиозных обрядов либо медитации. Самое маленькое прямоугольное помещение имеет размеры 4.27 x 2.54 м; самое большое — 13.95 x 5.84 м; у остальных — промежуточные значения. Высота залов колеблется от 3,2 до 3,6 м. Круглые (полусферические) помещения имеют диаметр от 2,8 до 6 м. Некоторые пещеры имеют величественные арки, уникальные для сооружений Древнего мира. Фасад пещеры Ломас Риши, например, напоминает современную деревянную архитектуру; на резном балочном перекрытии портала изображены фигуры слонов, поклоняющихся ступам. Арки Судамы имеют дугообразную форму лука. На стене пещеры Каран Чаупар есть надпись Ашоки: «На 19-м году моего правления Я, царь Пиядаси, предложил эту пещеру очень приятной горы в качестве убежища во время дождей». (Дэванамприя Пиядаси — прозвище монарха, означавшее «Любимый богами» или «Тот, кто приносит радость». — В.Л.).

Как и чем обрабатывались внутренние поверхности пещер? Многие специалисты отмечают, что эта крупномасштабная техника полировки не имеет аналогов; и она не пережила маурийского периода. Подобная обработка гранитных поверхностей позднее нигде больше не встречалась.

Как удалось строителям создать полости, обладающие потрясающей акустикой, которую трудно встретить в иных храмах и в лучших концертных залах? Некоторые ученые предполагают, что эти пещеры изначально были созданы, как акустические залы, в которых служители занимались медитацией. Это косвенно подтверждают и туристы, пишущие в блогах о том, как каждое произнесенное слово или хлопок в ладоши отдается эхом, многократно отраженным от стен и затухающим в течение 6-7 сек. «Не успеваешь закончить фразу, как тут же тебя обволакивает переплетение множества звуков… Очень интересным и неожиданным оказалось возникновение странных ощущений: стоишь в абсолютно темной пещере (еле видно углы и стены), а все «это» как будто осязаемо «летает» вокруг тебя… Если представить, как в темной пещере с такой акустикой часами кружится, распадаясь на гармоники и сплетаясь снова в нечто иное, объемный звук от повторяемого с определенной ритмикой и интонацией на разные голоса: «Ом-м-м!» — просто мороз по коже». (http://earth-chronicles.ru/news/2017-10-31-109659) Мантра ОМ считается универсальной мантрой Вселенной, главной мантрой буддистов, которую при медитации повторяют 108 раз. Можно представить каким многоголосым эхом наполняется пещера…

Уфологов, как всегда, интересует, не являются ли пещеры созданием инопланетного разума и продуктом неземных технологий? Уверенные, что в Древней Индии случилась война с применением летательных аппаратов и бомбардировками местности, они предполагают, что пещеры служили идеальными бомбоубежищами. Предполагают также, что полировку стен осуществляли неким «генератором гравитации», но это нечто уж совсем непонятное.

По здравом размышлении, эти пещеры всё же создали простые ремесленники — вручную, долгим тяжелым кропотливым трудом. Вряд ли тружеников подгоняло время или отвлекала от создания великого сооружения забота о куске хлеба и обычная житейская суета, когда о них заботился сам правитель и его чиновники.


Фото из Интернета
Пещеры Барабар (Индия).