Воскрешение ватиканских мозаик Корноухова

Артём Киракосов
ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ

Ватиканские Мозаики Александра Корноухова
Римская Капелла "Redemptoris Mater Del Palazzo Apostolico"

к 75-летию со дня рождения маэстро и 25-летию создания
и уничтожения произведений

 | в стиле фарша „“ Farce-Majeure „“ Итальянская „“ Commedia Dell’Arte „“ |


Даты, детали, факты будут уточняться, напишу главное, канву.
По слову поэтессы Ольги Седаковой где-то в 1995 мозаичист Александр Корноухов в составе паломнической группы попадает в Риме в центр Алетти ("Centro Aletti"), знакомится с падре Марко Иваном Рупником, иезуитом из Словении.
"Тебя мне Бог послал!" -- так встречает Корноухова Рупник (и не ошибается, естественно).
-- Он же совсем другое имел ввиду, чем Вы, Александр Давыдович, разве соврал?
-- Да-а-а-а! В том-то и дело! Что нет! -- смеётся!
-- Так он на Вас же, ох как, прокатился попросту, по-нашему говоря...
-- Вот это верно, -- наконец, спустя века, улыбается по-доброму и не сгоряча.
-- Ну и Вы на нём въехали в Ватикан, разве без него случилась бы Ваша такая прекрасная мозаика там?
-- А я отрицаю? вот и говорю, -- мотает (слегка качает, то есть: то ли "да", то ли "нет", сам не зная ещё толком) головой...
Марко понуждает Корноухова сделать пару образцов своих мозаик (из ничего) в следующий приезд в Рим, 1996.
На обеде Марко представляет святому Папе Римскому Иоанну-Павлу II мозаики Корноухова, зная, что Папа к Миллениуму хочет окрыления (в новое, третье от Рождества Христа, тысячелетие) христианству по словам Спасителя "Да будут все едино" (Евангелие от Иоанна, глава 17, стих 21) и высказанной мысли своей "Два Лёгких Одной Церкви", мечтая о схождении Православия и Католичества.
Рождается идея пригласить лучшего в Православном мире мастера -- маэстро Александра, дать ему (под мозаику) Восточную стену Капеллы "Матерь Искупителя" Папского Дворца Ватикана (начало XVI-го века).
Группа консультантов -- лучшие спецы Единой Церкви с двух сторон, являющие это собою, жизнью своею и трудами во Имя Спасителя, Искупителя (далее нумерация фото -- по составляемому письму Его Святейшеству Папе Римскому о подтверждении авторства маэстро Корноухова, разрешении репродуцирования сделанного, уничтоженного, эскизов не созданного и продолжения работы): по благословению Его Святейшества Святого Папы Римского Иоанна-Павла II (фото № 14) и Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (фото № 15, перевод) по иконографической программе личного секретаря Святого Папы Иоанна-Павла II Станислава Дживича (фото № 16) и ответственного богослова Его Святейшества Томаша Йозефа Шпидлика при курировании проекта от Святого Престола монсеньёром Пьером Марини и ассистентом художника Александра Корноухова Марком Рупником (фото № 17) с консультациями: Патрика де Лобье, Христоса Яннараса, Оливье Клемана, Ольги Седаковой, Микелины Теначе, Ольги Поповой, Георгия Чистякова, Ежи Заяца, Ирины Иловайской, Юрия Попова, Алексея Муравьёва, Сергея Аверинцева, Владимир Зелинского (фото № 18).
Мозаичисты группы выдающегося современного художника Александра Корноухова, настоящие сванские парни и девчата: Виктория Навериани, Мария Корноухова, Леван Навериани, Амиран Бакурадзе, (ну и) Игорь Чередников.
Восточная стена уже стоит, осень 1997. Все в восторге. Но запланированная встреча Папы и Патриарха в Граце не состоялась. Рупник уже замыслил убрать Корноухова, рубит тайно канаты...
-- Восточную стену видел уже и похвалил сам Папа, а что Рупник может сделать против Папы?
(Вот она и устояла! Дорогая! Святыня наша в искусстве, единственная из...)
-- А как же Вы вышли на Плафон, Северную и Южную стены, Александр Давыдович?
-- Появился аппетит!
-- Сами начали?
-- Да!
-- Без команды, разрешения?
-- Какие там команды? Нет вот этой советской, привычной нам, системы утверждения: эскиз, картон. В Договоре со мной Ватиканом было написано „fido“, „доверяю“, то есть, и всё!
-- А что же Рупник?
-- К тому времени в уголку где-то он уже сделал первую свою мозаику, готовился, видно, скорее всего. Но пришёл в Ватикан он уже с деньгами. Рассказать, я знаю, где он их взял? У немцев. А у нас, как? -- кто принёс деньги, тот и (по-советски) "художественный руководитель".
-- Он всё проплатил?
-- Ну как китайцы, примерно, сейчас...
-- ? И.
-- Меня сильно раздражал папский герб на Плафоне. Это дворец, понимаешь, больше, чем Храм, в нашем понимании: там на гербе, как обычно, какая-то тыква на тыкве. Ну что-то там ещё, маленькое симпатичное сверху, но не важно. Хотелось с этим бороться, всё это закрыть... А напоминает сие, если быть совсем точным -- по нашему -- какой-то дом культуры, где флажками обозначено победное шествие советской власти, помнишь? 
-- Вы испортили гризайлевую фреску XVII-го века? заложив это прямым набором, так, сбивали?
-- Это не я (не сбивали), испортил он (Рупник, моей подписи там нет, он виноват); там есть такой, в Ватикане, главный инженер, Кушан, монсеньёр, его рабочие, которые забрасывали раствором сетку Плафона на швеллерах -- оштукатурили; а Плафон и герб, признаюсь, мне очень не нравились, я решил его закрыть, герб, боролся с ним. Сначала они всё сварили, заложили, потом уже я туда явился... Но команду Кушану давал Рупник, наверное, так что, я тут не при чём.
Но падре даёт и проплачивает работу Корноухову на Плафоне, Северной и Южной стенах. Плафон (большущий) завершается полностью, обе стены -- частично.
Рупник ковыряет камни мозаики: разворачивая отрицательным вращательным движком, вставляя отвёртку -- кто, какой камень, устоит тут? да и сбрасывает их на голову Папы радужно: "А вдруг на головы первых лиц они упадут?", -- добиваясь сбития под разными предлогами. Писал и отправлял куда-то разные письма, что Корноухов из КГБ.
А у дверей гостиницы \ общаги, где живал Корноухов, и в правду вечно сидели двое и утро и день и вечер и ночь; Корноухову говорят: "А! не обращай внимая, это чекисты, они всегда и давно тут..."
Корноухов вещает нам о постигших его группу приключениях: тут (безо всякого плана, схематики и логики жизни) рождается, бродит смесь гениев кинематографа Иоселиани + Феллини = ну чисто бессценарное малолитражное итало-грузинское кино-вино!
10 февраля 1998 в Капелле -- чета Ельциных у Папы.
11 февраля 1998 Рупник отправляет Корноухова вон.
Амиран сбивает мозаики, пару ликов сохраняет в камнях (сейчас они в Тбилиси). Сам задерживается на 17 лет в Риме, женится там, заводит семью, детей. А сейчас -- надоело, возвращается... Хочет жить рядом с маэстро Корноуховым под Тбилиси, а Леван селится над Корноуховым.
Корноухов пытается что-то сделать: спасти сделанное, репутацию, будущее. Но терпит полный крах, поражение: посрамлён своим "учеником", "ассистентом", "куратором" и самоназначенным "художественным руководителем" от Ватикана, который теперь единолично -- автор ватиканских мозаик (Корноухова зашукивают, поминают, как некую дековинную этнографию, антиквариат, для декора взятый по широте творческого зрения и духовной терпимости, сердечному милосердию художественного руководителя и автора мозаик, падре Марко-Ивана, рупора Святого Престола Рубника, рубаки)!
Александр Давыдович теряет почти зрение, чуть не разум; ну и дальше по списку болезней (от сердца начиная)... Еле выжил; травмирован до сих пор.
Дела падре Ивана идут резко в гору, поверх настоящего художника: он становится вместо Корноухова главным автором мозаик римской Капеллы "Redemptoris Mater Del Palazzo Apostolico"; Корноухова вычёркивают, оставляют только, как резервацию, Восточную стену. Рупник уже вот 25 лет как шурует свои "мозаики" по миру, некий такой типовой fast food, "McDonald`s". Он преподаёт, то ли профессор, то ли что-то типа того, специалист по нам, „“востоку„“ и „“русским„“, о нём пишут, наплетая Малевича, Кандинского, Шагала, Параджанова, Рублёва.
Не сомневаюсь -- Рупник очень талантлив (по-своему), обошёл даже наше "Софрино" (комбинат ритуальных церковных услуг, который уделывал \ обслуживал всю нашу великую Страну продукцией: его директора, Пархаева знаменитого, выгнали давно, а вот Рупника всё никак, держится, хвост-про...)!
А вот недавно падре в очередной раз взяли: монахини из Словении написали, что он к ним приставал (хотя, это было лет 30 назад). Выяснилось, что и молоденьких поэтесс из России Рупник селил так, чтобы подсматривать за ними к вечерам! Ах, падре Иван, какой же вы?.. Уже третьего папу дурИте? Ловко обводите вкруг пальца своего. ...говорят опять покрыли Рупника, падре Ивана -- свои! Ловок, однако же. А заглЯните в инет: каков мил на фото (позор Ватикана, хотя там, вещали, ещё и не это-такое видали)?
И хочется спеть, глядя на Рупника, гениального Высоцкого, „наше (нынешнее) всё“: „Я мог бы выйти в Папы-Римские, \\ А в мамы взять, естественно, тебя!“ -- из "Я вам, ребята, на мозги не капаю" ("Лекция о международном положении").
Поставить бы это всё, -- оперетту закатить, с танцами и тапёром в безмолвных кадрах....
Так это ещё не всё, что приключилось с Александром Давыдовичем, нашим любимым героем сегодняшнего времени дня: а недавно в Трёхсвятительском храме (Архангельское, Подмосковье), которому он посвятил последние не один десяток последних лет своей жизни, чекист-Иванов (вот везёт же на этот звук!) проделал с камнями то же, что его предшественник, падре Иван-Марко: отколупливал камни, кидал их вниз: "А что будет, если жена Медведева и Медведев придут сами, а? На первых лиц государства камни кидать вздумали..."
Но ещё смешнее то, что и сейчас находишь на сайте "World Podium" "Творческая встреча" «Новая Сикстинская капелла ХХI века» под фотографией мозаики Корноухова Восточной стены: „Музей Ар Деко приглашает 20 января 2017 г. в 17.00 на творческую встречу с профессором Олегом Германовичем Ульяновым, автором иконографической программы мозаики в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан), посвященной 2000-летнему юбилею христианства: <...>“, -- ну никакого поминания художника Александра Корноухова и тех, кто и вправду от Православия причастен (все перечислены выше, в начале: Патрика де Лобье, Христоса Яннараса, Оливье Клемана, Ольги Седаковой, Микелины Теначе, Ольги Поповой, Георгия Чистякова, Ежи Заяца, Ирины Иловайской, Юрия Попова, Алексея Муравьёва, Сергея Аверинцева, Владимир Зелинского), -- один Ульянов (не -Ленин) от всего Православия. Ну и дальше: „Спустя 20 лет эта знаменитая мозаика, созданная совместно католиками и православными, стала высоко оцениваться во всем мире как «новая Сикстинская капелла XXI века». На творческой встрече будут представлены эксклюзивные фотографии и видео. Информационная поддержка: «Русская служба новостей», «Музеи России».“.
(Застрелиться что ли?)
А недавно выяснилось, что вообще Ульянов никакой не профессор, как написал сам и представил.
К 25-летию создания мозаик и прошедшему 75-летию все площадки отказывают маэстро. Кому, это самому Корноухову? А одна из наших центральных площадок (музей видный по профилю) назначает такую арендную плату, что мне даже стыдно, хотя я и не знаю до сих пор, что это -- ни разу (кроме загара) не краснел!
Ну разве это не национальная идея, восстановления и восстания не просто произведения, но правды?
Часто ли, -- да вы вообще видели \ слушали, -- чтобы в Ватикане рядом с гениями Возрождения встал наш художник, православный, русский, современник, соотечественник?
Не лучший ли был избран от Православия в Миллениум Богом из дворца сделать Храм?
Мне думается, что план "воскрешения из мертвых" ватиканских мозаик удастся! Работа уже ведётся, хотя пока заговорщически.
В конце января 2023 я вас всех приглашаю в Новую Третьяковку на выставку, где мы покажем интерактивную nft-версию Восточной стены Капеллы, новую мозаику маэстро по ней, сохранённые и уже скаталогизированные форэскизы, эскизы, картоны стены и многое ещё другое, над чем сейчас работает наш выдающийся современный мастер, маэстро Александр Давыдович Корноухов -- многая и долгая лета ему!


23 12 2022 утро _ ночь 24 12 2022 _  утро 25 12 2022

АвтоТекст # 0886:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_51279
http://proza.ru/2022/12/24/179
ФотоАльбом № 1453 Артёма Киракосова: композитор Святослав Оводов, реставратор Артём Киракосов, режиссёр Александр Строев, художник Мария Овчинникова, маэстро Александр Корноухов |||| мозаичистская мастерская маэстро в Москве 23 12 2022
ВидеоАльбом № 1221 от 23 12 2022:

ФотоАльбом № 1251 «Из бесед с Александром Корноуховым о Александре Корноухове и о многом ещё разном другом»:
https://vk.com/album15993373_281255592