Лирические песни 30-х годов вторая часть - окончан

Борис Пономарев 3
Лирические песни 30-х годов (вторая часть — окончание)

В 1937 году Клавдия Ивановна получила приглашение от знаменитого трубача Якова Борисовича Скоморовского стать солисткой руководимого им ленинградского джаз-оркестра. Она некоторое время колебалась, но Яков Борисович окончательно убедил ее принять приглашение обещанием дать ей полную свободу в выборе репертуара и оказать творческое содействие всем замыслам певицы. Вскоре она поняла, что не ошиблась. Пришел успех, причем наибольшим признанием у зрителей пользовались лирические песни. В репертуаре певицы были как те песни такого рода, которые она исполняла до поступления в данный оркестр, так и новые произведения, такие как «Руки» замечательного композитора, пианиста, дирижера и аранжировщика этого оркестра Ильи Семеновича Жака на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача, «Записка» композитора Николаса Бродского на стихи Павла Давыдовича Германа и «Челита» мексиканского композитора Кирино Мендоса-и-Кортес со стихотворным текстом Наума Давыдовича Лабковского.

Но наибольшей удачей Клавдии Ивановны Шульженко стало ее исполнение с этим оркестром песни «Встречи» (музыка И.С.Жака на стихи Александра Мелентьевича Волкова, ставшего впоследствии чрезвычайно знаменитым после того, как он написал книгу «Волшебник изумрудного города»):
«Ты помнишь наши встречи
И вечер голубой,
Взволнованные речи, 
Любимый мой, родной?
И нежное свиданье, руки пожатье…
Ты сказал мне «До свиданья!»,
Простясь со мной.
Забыты наши встречи
И вечер голубой.
Давно умолкли речи,
Ведь нет тебя со мной.
Не жди любви обратно,
Забудь меня.
Нет к прошлому возврата,
И в сердце нет огня!».

Такого же масштаба успех имела у зрителей и лирическая песня «Андрюша», которую написал композитор И.С.Жак на стихи поэта-песенника Григория Борисовича Гридова:
«Эх, Андрюша, нам ли быть в печали?
Не прячь гармонь, играй на все лады.
Поднажми, чтобы горы засверкали,
Чтоб зашумели зеленые сады.
Пой, Андрюша, так, чтоб среди ночи
Промчался ветер, кудри теребя,
Пой, играй, чтобы ласковые очи
Не спросясь, глядели на тебя».

В конце 1939 года К.И.Шульженко приняла участие в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, на котором жюри единогласно присудило ей звание лауреата, что явилось огромным достижением певицы. В связи с получением данного звания, 29-31 января 1940 года в московском Доме звукозаписи на Малой Никитской улице состоялась запись на грампластинки пяти песен в ее исполнении в сопровождении джаз-оркестра под управлением Якова Борисовича Скоморовского:
«Записка»:  (Н.Бродский на стихи П.Германа);
«Андрюша» (И.Жак на стихи Г.Гридова);
«Не забудь» (А.Сидоров на стихи А.Уманского);
«Встречи» (И.Жак на стихи А.Волкова);
«Челита» (Кирино Мендоса-И-Кортес на стихи Н.Лабковского).

Вскоре после этого два крупнейших завода грампластинок СССР — Апрелевский и Ногинский — начали выпуск грампластинок с песнями, записанными в Москве. Пластинки были изданы миллионными тиражами и отправлены в торговые организации на всей территории Советского Союза. Ее песни, ее голос узнали и полюбили миллионы жителей нашей страны. В связи с таким небывалым успехом, руководство ленинградской эстрады приняло решение о создании нового джаз-оркестра под управлением К.И.Шульженко и В.Ф.Коралли. Музыкальным руководителем данного коллектива был назначен Алексей Владимирович Семенов — трубач, аранжировщик, дирижер. Все эти события можно считать настоящим триумфом Клавдии Ивановны Шульженко.

В завершение данного повествования хочу обратить внимание читателей на две лирические песни зарубежного происхождения, записанные джаз-оркестром А.Н.Цфасмана в 1937 году, которые произвели тогда на слушателей нашей страны неизгладимое впечатление. Но перед этим постараюсь, по возможности, кратко рассказать о руководителе этого оркестра. 

Александр Наумович Цфасман, пианист, композитор, аранжировщик, дирижер, бэнд-лидер, принадлежал к плеяде корифеев-родоначальников советского джаза. В 1925 году он поступил учиться в Московскую консерваторию по классу фортепиано у знаменитого профессора Феликса Михайловича Блуменфельда. Именно тогда он на всю свою жизнь увлекся джазом. В конце 1926 года А.Н.Цфасман создает свой джаз-ансамбль (секстет) «АМА-джаз», который в 1928 году выступил по радио, став первым советским джазовым коллективом, зазвучавшим в эфире.

В 1930 году он окончил консерваторию с золотой медалью, став первым в нашей стране джазовым музыкантом-профессионалом с консерваторским образованием. Будучи талантливейшим человеком, А.Н.Цфасман создал самобытный, жизнерадостный, неповторимый, присущий только ему, фортепианный стиль исполнения, который узнавался мгновенно и запоминался на всю жизнь.

В тридцатые годы состав его оркестра увеличивается, в него вливаются талантливые музыканты, а также прекрасные певцы и певицы. В репертуар включаются новые произведения, написанные им самим, а также замечательно обработанные произведения зарубежных авторов. Широкую популярность оркестру принесли граммофонные записи, выпускавшиеся огромными тиражами. 

Одной из таких невероятно популярных в стране записанных песен стало танго «Мне бесконечно жаль» в исполнении солиста оркестра Ивана Шмелева, обладателя прекрасного голоса (баритонального тенора). Это танго имело интересную историю: его музыка была написана во Франции композиторами К.Левиннеком и А.Содемоном, оно имело название «Tzigane joue» («Цыган играет»), и его исполнителями были весьма именитые певцы, такие как Тино Росси. Автором русского стихотворного текста данной песни стал поэт Борис Николаевич Тимофеев:
«Я понапрасну ждал
Тебя в тот вечер, дорогая,
С тех пор узнал я, что чужая
Ты для меня.
Мне бесконечно жаль
Своих несбывшихся мечтаний,
И только боль воспоминаний
Гнетет меня.
Хотелось счастья мне
С тобой найти,
Но, очевидно, нам
Не по пути».

Еще одной чрезвычайно знаменитой в стране песней стало танго «Расставание», более известное как «Утомленное солнце». Эта песня была написана в Польше одним из самых лучших польских композиторов-песенников Ежи Пэтэрсбурским, и имела название «Ta ostatnia niedziela» («То последнее воскресенье»), причем ее исполняли тоже самые лучшие польские певцы, такие как Мечислав Фогг. С оркестром А.Н.Цфасмана ее пел солист Павел Михайлов, который своим баритональным тенором неизменно покорял сердца слушателей. Русский стихотворный текст данной песни был написан поэтом Иосифом Соломоновичем Альвеком:
«Утомленное солнце
Нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Мне немного взгрустнулось —
Без тоски, без печали.
В этот час прозвучали
Слова твои.
Расстаемся, я не стану злиться,
Виноваты в этом ты и я».

В 1939 году Александра Наумовича назначают художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио, его оркестр и вокалисты вливаются в этот коллектив. Все они полны энтузиазма и готовы отдать свои силы на дальнейшее развитие эстрадного искусства в нашей стране.

И в том же самом 1939 году германский вермахт начинает вторжение в Польшу, что становится поводом для начала Второй Мировой войны, готовой перекинуться на территорию Советского Союза. И никто из упомянутых мной в данном повествовании чрезвычайно талантливых деятелей советской эстрады даже не мог предположить, что почти все они в самом недалеком будущем переоденутся в военную форму и станут непосредственными героическими участниками предстоящей Великой Отечественной войны.

Борис Пономарев