Соратник легендарного Бардина

Александр Зельцер 2
   В архиве отца практически нет фото времен работы на КМК (1935-1950). Большинство фото безвозвратно исчезло при его аресте  23.08.1951г. в п. Песковка Кировской области. Вероятно её случайно не заметили оперативники из Москвы, вторая возможная причина- им нужно было обязательно доказать его связь  с двумя коллегами по работе (из 7), арестованными ранее, их уже усердно допрашивали следователи в особорежимной Сухаревской тюрьме в Москве. Они шили фальшивое» дело КМК» по заказу сверху.
         На фото отец в кабинете начальника технического отдела КМК Григория Ефимовича Казарновского (1887-1955), которого можно уверенно назвать «мозговым центром» Кузнецкого  металлургического комбината в г. Новокузнецке .Родился в г. Шклове Могилевской губернии в еврейской семье. Рано лишившись родителей, он воспитывался у дяди.
   Его заслуги в создании и развитии  крупнейшего комбината страны в Западной Сибири сравнимы с заслугами легендарного И.П.Бардина. Под его техническим руководством пускали доменные печи и мартены на Гурьевском заводе, ж.д. Гурьевск-Белово, его заслуги в строительстве и развитии КМК трудно преоценить. Еще сегодня в Череповце живут ветераны, который в детстве вживую видели его, не совсем здорового едущему на работу  к коляске. Он умер в Сталинске 7 мая 1955г, похоронен рядом с другом М.Курако в березовой роще в Пантеоне кузнецких металлургов, в 1968г. его именем назван проезд в Центральном районе г.Новокузнецка
Отец, в то время начальник планового отдела КМК безусловно постоянно встречался с ним по работе, в том числе выполняя задания директора К.Белана(4).

Из очерка Инги Видаловой(9)
Он жил на Верхней Колонии. Худенький, невысокий, с белыми «будёновскими» усами, Григорий Ефимович часто болел. А когда ему стало даже трудно ходить, заводоуправление выделило для Казарновского «личный транспорт» – коляску-двуколку с гнедой кобылкой, у которой были белые носочки на всех четырёх ногах. Едва её завидев, все местные мальчишки тут же выскакивали на улицу. Григорий Ефимович оказался лихим наездником и «гонял» на службу – а он был одним из главных людей на заводе, начальником технического отдела – до самого последнего дня своей жизни.

В отличие от своих великих друзей – самоучек-самородков Курако и Бардина – Казарновскому не надо было «пробиваться». Он от рождения принадлежал к привилегированному классу, поэтому, как и положено, окончил гимназию, потом столичный Петербургский политехнический институт. Но как такого блестящего молодого человека «занесло» в глухоманский Кузнецк, а главное – как он с его-то происхождением стал в советские годы одним из руководителей Кузнецкого металлургического комбината да ещё и удостоился награждения двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени, Сталинской премии II степени и Государственной премии СССР?!
                ***

Вспоминает легендарный строитель КМК С.М. Франкфурт(1888-1937) (1):
« в поезде отправлявшимся из М. в Кузнецк 5 июня (1930) ехало много магнитогорцев во главе с Шмидтом, кузнечан было только двое помощников главного инженера: Г.Е.Казарновский и  я…
Казарновского  я знал по прежней работе в Сибири, когда он был директором Гурьевского металлургического завода. Чрезвычайно скромный, физически очень слабый человек, Казарновский-добросовестный и знающий инженер, с большой металлургической практикой, полученной на Урале и в Донбассе.
Казарновский был душой проектирования Кузнецкстоя. Несколько дней, проведенные в поезде, ушли на беседы о «Кузнецкстрое»: о содержании проекта, о характере о объеме строительных работ. В конце пути я почувствовал, как велики и технически сложны задачи, поставленные перед «Кузнецкстроем», как много сил и средств потребует это огромное дело.
-Для меня, Бардина и Гипромеза,- говорил мне К.,-некоторые вопросы «Кузнецкстоя» еще не ясны. Придется вести не только большую строительную работу, но и как можно скорее решить вопрос, каков же должен быть в окончательном виде «Кузнецкстрой». Надо побороть страсть москвичей и ленинградцев к бесконечным изменениям проекта, к «вариантомании». В этом таится большая опасность» (2).
Далее Франфурт отмечает заслуги Казарновского как выдающегося инженера-новатора на его счету много ценных разработок.
Когда  доменная печь внезапно осталась без  осталась без охлаждения, промедление грозило громадными убытками. Срочно собрали аварийную бригаду. Восстановлением насосного рукава лично руководил Григорий Ефимович, аварию ликвидировали предельно быстро.

                ***
Вспоминает Р.В.Белан (1907-1982)директор КМК  с 1939 по 1953гг.
«И я справлялся со всем потому что вокруг меня были талантливые и  очень преданные люди. Среди них первым назову Г.Е.Казановского- соратника М.К.Курако и И.П.Бардина. Это был очень грамотный инженер, глубоко мыслящий, совершенно не умевший рубить сплеча. Мне он казался несколько медлительным. На самом деле это не так. Вежливый и добрый,   Казарновский  был незаменимым начальником  технического отдела. Он беспредельно любил комбинат-свое детище. Ведь он по праву делит с Бардиным славу создателя комбината. Тяжело больной, на костылях, он все-таки ходил на работу, и невозможно отговорить его. Мы направляли Григория Ефимовича в Москву, к Бардину. Он лежал в больнице Академии наук. И я пытался уговорить этого человека, каждое дыхание свое отдавшего Родине, чтобы он остался в столице жить. Нет, ни в какую. Мы закрепили за ним лошадь. И он каждый день был на заводе до последнего часа». (3)


Из очерка журналиста Е.С. Протопоповой (8):
"После окончания строительства комбината Г. Е. Казарновский занимался освоением новых металлургических технологий. В годы войны активно участвовал в перестройке работы завода, способствовал быстрому переходу к выпуску броневой стали, развертыванию новых производств, размещению эвакуированных цехов и заводов...

Он крайне тяжело сходился с посторонними, но на своём заводе был приветлив со всеми и удивительно прост в общении. Умение разобраться в самых сложных вопросах и найти простое практическое, а не книжное решение было характерно для Казарновского. Глубоко вникая в сущность любого вопроса, он был живым примером для инженерной молодежи. К нему нельзя было прийти с непродуманным решением. «Нужно предвидеть, - говорил Григорий Ефимович, - надо видеть так далеко, насколько это возможно человеческому уму».

                ***
Источники:
1. Сб. «Стальное сердце Сибири».Кем.КИ. 1982г. К 50-летию КМК .
2. С.М.Франкфурт. Рождение стали и человека. 1935г.
3. Сталеград. КМК в воспоминаниях. Кемеровское книжное изд-во.1988г.
4. Григорий Зельцер. Годы работы на комбинате. Сайт «Проза.ру»
http://proza.ru/2021/08/19/535
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/,_ Казарновский Григорий Ефимович. Википедия
6. А.Зельцер. Подвиг земляков.
 http://proza.ru/2014/01/25/2163
7. Сайт  Новокузнецкого краеведческого музея КМК.
8.https://новокузнецк400.рф/persons/433-kazarnovskij.html Знаменитые новокузнечане.
9. Инга Видалова на сайте NK TV  https://nk-tv.com/187104.html   
 
Примечания:
 1.Новокузнецк Кемеровской обл. РФ ,б. Сталинск (1932-  ), б. Кузнецк (…1932)
2. КМК-Кузнецкий металлургичекий комбинат им. Сталина(1932-  ) в Кемеровской области
2. Фото из архива автора. Слева-Казарновский Г.Е., справа Зельцер Г.Ш.,г.Сталинск,КМК, 1938-1950гг.

А.Г.Зельцер,Череповец