24 декабря. Никонов день

Александр Суворый
Зима. Метель. Мороз за тридцать.
И солнце светит не светя…
А Никон, всё же, победитель.

24 декабря (11 декабря по с.с.) празднуется память преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XI-XII вв.), инока и игумена (руководителя, настоятеля, начальника) Киево-Печерского монастыря, а также память преподобного Даниила Столпника (493 г.). В народном календаре этот день называется «Никонов день». Чем же этот день памятен?

Преподобный Даниил Столпник родился в 410 году в селении Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Долгое время его родители, Илия и Марфа, не имели детей, поэтому молили Бога о чуде и дали обет (обещание), отдать дитя в служение Богу. Вскоре Марфа «понесла во чреве», родила мальчика и ещё 5 лет он рос без имени.

Илия и Марфа привели сына в ближайший монастырь и попросили игумена дать ему имя. Игумен монастыря наугад открыл одну из церковных книг и увидел в ней слова пророка Даниила; так мальчик получил имя победителя «Даниил» – «мой судья – Бог» или «суд Божий».

Илия и Марфа хотели оставить Даниила при монастыре, но игумен не принял мальчика по малости лет его жизни. Когда Даниилу исполнилось 12 лет, он, никому ничего не говоря, ушёл из дома в монастырь.

Увидев сына в монастыре, Илия и Марфа уговорили игумена постричь Даниила в «ангельский чин». В воскресенье игумен исполнил просьбу родителей Даниила и запретил им теперь навещать сына в монастыре. Монастырская же братия изумлялась подвижническим подвигам нового юного инока-отрока Даниила.

Однажды Даниил вместе с игуменом монастыря посетил святого Симеона Столпника, сирийского христианского монаха, основоположника новой формы аскезы – столпничества, жития на вершине каменного или деревянного столпа (колонны). Симеон Столпник был знаменит тем, что «провёл на столпе 37 лет в посте и молитве, а также другими аскетическими подвигами; был проповедником и, согласно житию, получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее».

Столпничество - это добровольное положение юродивого (странное, почти безумное поведение), отшельничество (полное одиночество), возвышение на столпе (колонне, столбе, вершине скалы); мученичество в подражание Христу (нахождение под жарким солнцем, под дождем, ветрами, на холоде) и миссионерство (его на столпе все видят и слышат). «Столпник добровольно подвергает себя мучениям и через умерщвление плоти возвышается духом».

Симеон Столпник предрёк юному Даниилу «подвиг столпничества» и преподобный Даниил продолжил свою подвижническую монашескую жизнь «в затворе» (в одиночной келье). Когда он увидел в видении место своего будущего подвига, он «удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя своими учениками-послушниками, где они достроили столп (колонну), на вершине которого святой преподобный Даниил провёл 33 года.

Преподобный Даниил Столпник стал знаменит и славен, к нему, как ручьи и реки, начали стекаться люди, несчастные и больные, прося у Даниила помощи, исцеления и совета. Даже византийские императоры просили молитвенной помощи у Даниила Столпника. Среди многих предсказаний преподобного Даниила Столпника наиболее значимым было точное предвидение сильного пожара в Константинополе.

Кроме этого преподобный Даниил Столпник обладал даром «благодатного слова»; его слова и утешения наставляли многих на путь праведной жизни, исправляли судьбу многих людей, за что все, без исключения, были благодарны Даниилу Столпнику за его подвижничество, аскезу, близость к Богу, и полностью доверялись его суду – суду Бога или суду Божьему. Святой преподобный Даниил Столпник тихо и незаметно преставился на своём столпе в возрасте 90-ти лет около 489-190 годов.

Кстати, подвижничество Симеона и Даниила Столпников имеет исторические и мифологические корни-истоки в суде и пророчествах шаманов, ведунов, ведуний, древнегреческих оракулов, магов древности, жрецов-прорицателей и волхвов.   

Кондак преподобному Даниилу Столпнику, глас 8:

Якоже звезда многосветлая ты возшед, блаженне, на столп,
мир просветил еси преподобными делы твоими,
и тьму прелести отгнал еси, отче.
Темже молим тя:
и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.

Перевод:
Как звезда преяркая ты взошел, блаженный, на столп, мир просветил преподобными делами своими и тьму заблуждения разогнал, отче. Потому молим тебя: и сейчас воссияй в сердцах рабов твоих немеркнущий свет разума.

Подвиг столпничества Симеона и Даниила Столпников был чужд характеру русского народа (Русскому миру), поэтому ему больше понравилось житие преподобного Никона Сухого Печерского и этот день (24 декабря) остался в народной памяти как «Никонов день».

Преподобный Никон Сухой родился в семье богатых и знатных родителей, но оставил их и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Во время нашествия половецкого хана Боняка в 1096 году Никон был взят в полон (плен) вместе с другими иноками.

В 1091 году 20-летний половецкий хан Боняк, вместе с половецким ханом Тугорканом и русскими князьями оказал помощь Византии в войне с печенегами, участвуя в разгроме печенежского войска в битве при Лебурне. Научившись воевать, Боняк в 1096 году совершил два набега на Киев: в первый набег был сожжён загородный великокняжеский дворец в селе Берестово, во время второго – пригородные монастыри. Зная о происхождении инока Никона, половцы ожидали за него богатый выкуп.

Когда преподобный Никон отказался от выкупа, его владелец-половчанин начал подвергать его пыткам: морил голодом, выставлял в жару на солнце, а зимой – на мороз. Находясь в плену 3 года, Никон предсказал своё возвращение в монастырь и половчанин подрезал сухожилия на его ногах и усилил стражу. На третий день в шестой час Никон стал невидим (исчез) и только глас с небес возвестил страже: «Хвалите Господа с Небес». Чудесным образом преподобный Никон очутился в Успенской церкви прямо к Божественной литургии.

Братия окружила преподобного Никона Победителя и просила раскрыть суть его чудесного спасения и перенесения в церковь, но Никон хотел скрыть это чудо. Мало того, он, не снимая своих кандалов, хотел продолжить свои подвиги в монастыре, но игумен Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, друг Никона, сказал ему: «Если бы Гос¬подь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извёл бы тебя из плена». Преподобный Никон остался в монастыре и в течение 10 лет был его игуменом.

Через много времени, когда киевляне заключили мир с половцами, бывший половецкий хозяин пленённого Никона пришёл в Киево-Печерский монастырь и узнал своего узника, постаревшего праведного Никона, больного и иссохшего от голода и ран. По преданию, половецкий мучитель Никона устыдился, уверовал, принял святое Крещение и стал послушником (служителем) праведного преподобномученика Никона до его кончины. Святой преподобный Никон скончался в начале XII века и был погребён в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Кондак преподобному Никону Сухому, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 6:

Первомученику подобяся,
о мучителе твоем молился еси
и, избавив того от смерти, привел еси ко Христу,
преподобномучениче Никоне славне,
темже, с первострадальцем зря Христа одесную Отца;,
молися о нас, да не пребудем вне чертога Христова.

Перевод:
Подобно первомученику ты молился о мучителе своем (Деян.7:60) и, избавив его от смерти, привел ко Христу, преподобномученик Никон прославляемый, потому, вместе с первомучеником созерцая Христа справа от Отца, молись о нас, да не пребудем мы вне чертога Христова.

В народной памяти преподобный Никон точно соответствовал значению своего древнегреческого имени «Никон» и глагола «нико» - «побеждать; выигрывать; одерживать вверх», что в переносном значении означает – «побеждающий; выигрывающий, победитель».

В Никонов день на Руси радовались, зажигали повсюду свет (огонь), лампады, лампы, лучины, свечи, костры и призывали солнце «сойти к людям», «сойти на землю». В этот день люди говорили: «Никон у окон», «Никон у икон» (стоит, нас оберегает). В этот день люди молились и обращались к святому преподобному Никону с просьбой о защите и победе над нечистью, которая выла и завывала снаружи в метельный вечер и ночь. Общепринято все верили, что святой преподобный Никон в этот день «может даровать успокоение любой душе».

Кстати, декабрьские метели воспринимались нашими предками как полёты ведьм и всякой нечисти на мётлах и вихрях, и что только утреннее солнце, каждый день прибавляя свою силу, может с ними справиться. Чтобы помочь солнцу, люди, особенно ярая, смелая, бесшабашная молодёжь, зажигала жаркие и весёлые костры, огни, факелы, веники на шестах, указывая путникам ориентиры дороги и пути к жилью. Считалось, что спасённые в метель и самостоятельно вышедшие из снежной бури – настоящие победители и им помогает святой преподобный Никон.

В Никонов день, как правило, в церковь ходили всеми семьями, в полном составе, чтобы постоять возле иконы Никона, мысленно попросить у него победы над немощами, бедами и напастями. Женщины просили у святого преподобного Никона Печерского помощи детям, родственникам, семье – здоровья всем и благополучия. Мужчины просили у Никона победного результата в хозяйственных делах, в зимней рыбалке и охоте. После этого всей семьёй собирались за обеденным столом, но не пиршествовали (шёл Рождественский пост), а кушали обильную постную еду и беседовали.

В Никонов день разрешалось или могли приготовить следующие кушанья Рождественского поста:
- кашу гречневую рассыпчатую, «нежную гречу», «кашицу тихвинскую», кашу пшённую с черносливом, пшено с луком, пшено с тыквой, кашу геркулесовую, постный горох с овощами;
- салат с черносливом, салат из моркови с солёным огурцом, салат из тёртой моркови, свеклы, капусты и лука;
- похлёбку с гречневой крупой, капустный суп с томатной пастой, щи, щи с грибами, рассольник овощной;
- капусту тушёную, капусту с грибами, отварную фасоль по-монастырски, грибную кашу (икру);
- редьку с растительным маслом, икру из солёных огурцов, салат из редьки, салат из моркови с яблоками, винегрет из овощей, салат из белой фасоли, салат из фасоли и картофеля, салат с сельдью, салат из свеклы с луком;
- постный гороховый суп с растительным маслом, русскую постную похлёбку, рассольник, рыбную солянку, кислые суточные грибные щи, грибной суп с гречневой крупой, тюрю постную из кислой капусты, щи кислые, свекольник, свекольник с фасолью, гороховый суп с луковником, хлебный суп с фасолью и овощами, суп из белой фасоли, похлёбку луковую, похлёбку чечевичную, рыбный суп, солянку рыбную, рассольник по-монастырски;
- картофель с грибами и растительным маслом, запеканку картофельную, картофельные галушки, картофель с солёными грибами, картофель печёный с начинкой жареным луком, запеканку капустную, голубцы из белокочанной и квашеной капусты, оладьи капустные, вареники с капустой, пельмени с капустой, фасоль с картофелем, гороховая каша с растительным маслом;
- гороховые батончики, гороховый кисель, картофельные котлеты с черносливом, рассыпчатая гречневая каша с растительным маслом, шаньги из гречневой каши, блины гречневые («грешники»), блины с припёками (грибами, луком), пирожки с грибами, расстегаи, пирог с капустой и рыбой, картофельные оладьи;
- фасоль в горшочке (древнее византийское кушанье) и ещё множество разных постных соусов и приправ.

Так как Никонов день считался днём борьбы с нечистью, со злом и насилием злых сил (духов), то в этот день запрещалось:
- выходить из дома в тёмное время суток,
- трудиться вечером, особенно, женщинам,
- заниматься гаданием и ворожбой;
- надевать чужие вещи;
- ходить в старых, потрёпанных, наглаженных и нестираных веща;
- пребывать в неопрятном виде;
- ссориться с родственниками, друзьями и близкими людьми.

Хотя святой преподобный Никон считался очень миролюбивым человеком, но он был строгого нрава к самому себе, игуменом Киево-Печерского монастыря, поэтому мог и строго наказать ослушника, не соблюдающего запреты (табу) этого дня. При этом наказание святого Никона было неотвратимо.

Мужчинам в Никонов день строго запрещалось ходить на охоту или заниматься подлёдной рыбной ловлей, потоум что таких смельчаков в лесу и на реке могло ожидать Несчастье: охотники могли заблудиться среди трёх сосен, а рыбаки – уснуть и замёрзнуть, а то и вовсе исчезнуть, «кануть в прорубь».

В Никонов день смотрели на ворон: если птицы кружили в небе, то вскоре будут сильные морозы; то же самое сулил сбор белок в одном дупле или кур на насесте – к холодам.

В Никонов день именины отмечают: Викентий, Николай, Никон, Даниил, Леонтий, Емельян, Петр, Терентий, Иван, Лука, Феофан. Люди, рожденные 24 декабря, отличаются практичностью и стремлением к идеалам, утонченным умом и развитой интуицией; они во многом рационалисты, чем идеалисты, хотя по виду и поведению это особо не заметно. Такие люди честолюбивы и ответственны, упорны и настойчивы; они обладают критическим подходом ко всему, обладают даром самоанализа, но подвержены излишнему сомнению в себе, скептицизму, из-за чего часто долго терпят, пока не находят удивительного, чудодейственного решения своих проблем. На этих людей можно спокойно положиться в любви, в делах, работах, увлечениях; они никогда не подводят тех, кто их любит, ценит и уважает, заботится о них и бережёт.