Ёлкодром. Гл. 8 В Закулисье

Юрий Николаевич Горбачев 2
Гл.8  В закулисье

Ах, закулисье! Твои таинственны лабиринты! Бывало и я, театральный репортёр-вертопрах  органа Союза сценических деятелей газеты «Рампа» Кирилл Галёркин, блуждал по твоим лабиринтам. Открывал и закрывал двери гримёрок, заглядывал в тёмные углы и закоулки. Как  манили боковые ниши  мерцающих зеркалами комнаток, где как бы по ту сторону амальгамы совершалась магия перевоплощения! Грим. Балетная пачка. Пара пуантов. И вошедшая   в  гримёрку, только что гадким утёнком сжатая с боков в толчее метро домохозяйка, ссутулившаяся от авосек с продуктами для ужина, выпархивала великолепным лебедем,выхваченная из темноты прожекторами рампы. А всёго-то -и волшебства, что пройтись гримёрной кисточкой по морщинкам, подправить щёточкой с тушью ресницы, обвести карандашиком помады губы! И вот -из зеркала смотрит на тебя -не повариха кухонный теснин, не приговорённая к стирке и глажке прачка, а Царевна Лебедь! И твоя встреча с Принцем -неотвратима. И вы полетите в танце, возносясь  над заколдованным озером обыденности, чтобы парить над миром на белых крыльях метели.
 Не меньше влекли меня своими чудесами и   чуланы реквизитных. Там рядом с гладиаторскими доспехами, можно было увидеть рыцарские латы, шпаги , дуэльные пистолеты, бандерильи тореро, мечи , копья витязей  и алебарды ландскнехтов. Порой всё это было навалено в таком грандиозном беспорядке, что после спектакля механику сцены Фёдору  Теодорычу Шестерёнкину, прозванного Терпсихорычем, приходилось часами разбирать завалы, чтобы отделить вилы Сусанина от шпаг Тибальта и Меркуцио.

Когда разгорячённые дуэлями на улочках Вероны, битвой половцев с русичами или гладиаторскими сражениями Спартака с легионерами,  артисты вбегали за кулисы, они швыряли оружие на пол – и шпаги, мечи , копья, алебарды и секиры образовывали  завалы, которые требовалось убирать немедленно, дабы не повредили ног балерины, и ,как рассказывали Крылеев и Терпсихорыч , им приходилось ударными темпами расчищать эти авгиевы конюшни. Ну а справившись со сбором военных трофеев, друзья тут же уединялись в укромном уголке и, сидя на каком - нибудь троне Царя Салтана, Терпсихорыч разливал  «злодейку» в пировальные ковши, чтобы напевая "Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за царя, за Русь!", помянуть изрубленного ляхами  патриота, вотчинного крестьянина бояр  Романовых  из деревни Домнино Ивана Сусанина.

Много чего таило закулисье. Здесь , в его полумраке , можно было наткнуться и на милицейского генерала с огромным букетищем пробирающегося к гримёрке примы  Лебедевой, и на мэра у ног буфетчицы Иоланты, возлежащей на ложе Спящей Красавицы, и на тощего чёрного кота, крадущегося  за кошкой; того самого мяукала, который по уверениям гардеробщиц был одновременно и периодически оживающей тростью Дроссельмеера.
  Иной раз, забредши в какой-нибудь дальний закоулок, я едва находил оттуда выход. Можно было заблудиться и в необъятно просторном помещении за сценой, где хранились декорации. Блуждая между ними, легко было оказаться и у стен Московского кремля, и во дворце польского короля Сигизмунда, и в готическом замке, и  на улочке Гренады. Много чудесного пугающе-неожиданного таилось в бутафорской. Здесь можно было набрести и на  громадную  голову в богатырском шлеме , которую во время спектакля «Руслан и Людмила» дразнил  копьём бесстрашный витязь, и на   дракона из «Волшебной флейты» - его  по сюжету оперы Моцарта убивал  рыцарь Томино, и оказаться у входа в Грот Венеры.   Но самым большой диковиной всех закулисных чудес была  коморка осветителя над сценой, куда вела зигзагообразная подвесная металлическая лестница. После реконструкции и переоснащения электроникой  в этой небольшой комнатке установили пульт, который был предназначен и для управления  осветительным оборудованием, и для перемещения декораций. Все механические части сцены, снабжённые в своё время электродвигателями , теперь были подчинены одной компьютерной программе и управлялись автоматически. Задача осветителя  и механика сцены состояла лишь в том, чтобы в случае сбоя программы прейти на ручное управление. Возможности обновлённой техники многократно возросли ещё и потому, что в арсенале создания  картин-иллюзий появился  и интерактивный экран , и лазерный голографический проектор. Эти только что смонтированные новинки ещё не успели опробовать на репетициях -и проектор стоял зачехлённым, а интерактивный экран был отодвинут за кулисы.

 И именно потому эта ночь перед Рождеством оказалась настолько насыщенной  невероятными событиями и зрелищами , что  , приняв за воротник, Кеша Актуновский и Терпсихорыч вознамерились опробовать электронику. Ещё недоприконченная «злодейка» поблескивала на пульте управления, придавливая донышком   инструкцию по эксплуатации. Рядом, на блюдцах были нарезанная копчёная колбаска из буфета, красовались маринованные скриншоты , круглились колёсиками   груздочки из лесочка недалече от дачи Крылеева. Хлебушек ржаной с красиво уложенными сверху золотинками шпротин и изумрудными веточками петрушки. Всё это я и увидел и учуял ноздрями изрядно проголодавшейся акулы пера, поднявшись по металлической лесенке и открыв дверку в пультовую комнату. Поднялся я туда , завидев свет в окне для обзора сцены. Только что, я шатался по закулисьям  в поисках сюжетов вместе с двумя лейтенантами  ГИБДД, взявшимися  бесплатно оформить просроченные ОСАГО для гейш -автомобилисток из балерин, чьи припаркованные на задворках театра «японки» в этот момент заваливало снегом. Офицерики  ждали , когда отзвучит «Вальс цветов», - и как только сошли на нет последние аккорды, они оказались внутри живого букета из разноцветных балетных пачек и прижимающихся к их мундирам и портупеям бюстгальтеровым шипам этих роз.
- Петя! А я! Я тоже хочу бесплатную страховочку в честь Рождества!
-Ваня ! У меня тоже просроченная страховка!-галдели живые пионы, флоксы и гортензии. Сотрудники ГИБДД погибали затянутые в воронку этого хоровода, и, не страшась не только разжалования в рядовые, но и увольнения с последующей отправкой на нары, направо и налево раздавали страховочные индульгенции.
А  с боков  уже брали это войско  в окружение поклонники из партера. Тот самый не прошедший в мэры, данный нам в ощущениях обладатель пояса чёрного дана Степан Мантулин пока ещё не пользуясь «ударом дракона» теснил  банкира  Порфирия Ивановича Скоробогатов, мецената на чьи пожертвования меняли феи сцены летнюю резину на зимнюю, а сзади на него давил этаким Черномором хозяин автозаправок , предоставлявший балеринам дисконт со стопроцентной скидкой  Рафик Ашотович Акаян.
Из зала неслось «Бис!» Сцену заваливали летящими через головы оркестрантов цветами. Балерины выбегали кланяться и снова влетали за кулисы, чтобы тискать доброхотов дорожной автоинспекции и  чмокать в щёчки меценатов, всячески демонстрируя им свою благодарность.
   Выворачиваясь их этой кутерьмы, я и ретировался к лесенке , ведущей в пультовую.

_-Давай! Прими в честь праздничка! Хватит тебе уже вкалывать! – налил Терпсихорыч в бутафорский кубок.-Заодно начнём обмывать  моего сына. Марфутка моя рожает! Перед самым спектаклем схватки начались. Увезли на скоряке в  роддом на Каменской. Вот -вот воды отойдут.  В том , что сын-нет сомнений! УЗИ показало…
- А! Милая Марфа-уборщица.  Но мне ещё интервью у Лебедевой и Дрыгина взять надо.
-Да ладно -напишешь за них, -успокаивал Кеша, додавливая последние капли.- Согласуешь по телефону. Сегодня же режиссёра Хлюзнева не судят за распространение порнографии…Дело плёвое -репортажик  со спектакля состряпать…Ты ж про него сто  раз уж писал! Всё одно и то же -никакой сенсации!
-Мне ещё о карнавале на площади отписываться…
-И там – скука! Санкционированное мероприятие. А хошь я тебе организую сенсацию?

  И сорвав чехол с новой аппаратуры, Кеша Актуновский похлопал  голографический проектор по боку, как гусар доброго коня по крупу.
-Это тебе не снежинки с помощью  наброшенного на прожектор друшлака  имитировать! Полная объёмная иллюзия в формате  четыре дэ!

-Ну да! Это ты про  световые пятнышки – снежинки...  Это, когда Сусанин заводит ляхов в заметённый снегом лес! Как же! Помню...  Склонившись угрюмо до самой земли дебристую стену из сучьев сплели, вотще настороже тревожное ухо: всё в том захолустье  и мёртво, и глухо. Куда ты завёл нас?- лях старый вскричал, туда куда надо Сусанин сказал! *- оттарабанил я памятное с детства, опрокидывая содержимое кубка и сметая с тарелочек закусь.

- Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги, Сусанину с сердцем вскричали враги: — подхватил  Терпсихорыч. -Мы вязнем и тонем в сугробинах снега… Это про Кондратия! Крылеева нашего-рыть ему снежок , не перерыть. Я ему тока што по мобилу звонил, должен подтянуться! Кстати, мы решили с Марфой назвать сына Мишей, в честь первого из династии  Романовых…А Марфутка -то моя в девичестве Романова была! И звать, как инокиню Марфу, которую в опере пела  Виолетта Сопранова…
-Тезоименитство пренепременно обмыть надо!-звякнул Актуновский по пульту донышком ещё одной «злодейки» со стрельцом из «Хованщины» на этикетке и добавил:
- Ну а теперь будем опробовать новую аппаратуру!
 Он прошёлся музыкальными пальцами по клавиатуре пульта.
---
 *Цитируется  дума Кондратия Фёдоровича Рылеева "Иван Сусанин"...