Рождество

Сергей Холодков
   Рождественское утро. Солнце поднимается над горизонтом, окрашивая небо в розовый цвет. Тишина такая, что кажется деревня опустела за каких-то четыре часа после гуляний. Я огляделся по сторонам, над домами лёгкой пеленой движется серый дым, кто-то уже не спит. Вдохнув в себя свежести я прошёлся до ворот и обратно. Мало спал, но чувствовал себя отдохнувшим и полным сил.
   Накануне праздника было веселее. Рассказ пойдёт с момента моего приезда в деревню.
   Кроме Кузьмича в доме никого не было. Он меня сразу усадил за стол, соленья разные уже приготовил, да и я с большим удовольствием уселся пробовать угощение. Под хороший "напиток" заходило всё хорошо.
   Мы посидели часа два, потом пришёл сосед Виктор Иванович, со своим угощением. Я уже и не вспомню кроме сала ничего. Да и это трудно уже вспоминать, потому что Кузьмич мне рекомендовал пойти отдохнуть после дороги и плотного обеда. Я его послушал и ушёл в дальнюю комнату, а там и уснул.
   Проснулся я от песен, доносившихся со двора.
- Что за хор там, Кузьмич? - спросил я.
- А, проснулся! Давай за стол, пока моя не пришла от Прокопьевны, - весело ответил Кузьмич.
- А кто поёт то?
- Ребятишки играют. Песни какие-то поют, а ты им должен вынести конфет угощения разные.
- Что-то рано, я думал завтра надо петь ходить.
- Может и завтра, у нас же как, кто празднику рад, тот за неделю начинает праздновать.
   Я осмотрел комнату и понял, что сосед уже ушёл. Кузьмич поторапливал, чтоб ещё успеть по рюмке "хлопнуть". Мне же не хотелось больше за стол садиться, отвык я от стола да и от крепких напитков.
- Давай ещё по одной, а то вот-вот может вернуться моя, тогда нам не разрешит гульнуть хорошо.
- Нет, Кузьмич, не могу больше, пойду пройдусь.
Я вышел во двор. Дети ещё не ушли к другому дому и я, пошарив по карманам, достал несколько карамелек.
- Держите! Мало, но от самого сердца отдаю.
   Я бросил им в мешочек конфеты и они весело побежали со двора.
   Глубоко вздохнув, я решил прогуляться по деревне. В нескольких домах уже шло веселье. Пройдя дальше, я увидел, как возле одного из домов толпится молодёжь, это было понятно по громким выкрикам. Немного пошумели и разошлись кто куда. Я тем временем прошёл мимо, наслаждаясь воздухом.
   Морозный воздух, в который вмешивается запах берёзовых дров так запоминается, что каждый раз чувствуешь его и ностальгируешь по былому, по тому, что уже давно в прошлом и повторяется только в подобном этому запаху.
   Насладившись прогулкой, я возвращался обратно. Далеко ушёл от дома, потому как уже стемнело. Рассматривая дворы, увидел какую-то тень. Она отсоединилась от стены дома, а когда я попал в световую полосу от фонаря, вернулась обратно. Мне стало интересно, человек это или я нафантазировал. В тот момент, когда я решил подойти ближе, меня кто-то внезапно окликнул: "- Что за ночь, а, молодой человек, подождите, не вижу дороги, вместе пойдём?".
- Давайте пойдём вместе, - ответил я.
- Приезжий? - спросил он, когда уже подошёл ближе.
- Да, погостить приехал, выходные же.
- Это хорошо, надо из города выбираться. А что вы там высматривали, не секрет, а?
- Мне показалось, что человека видел, а на самом деле нет никого.
- В том доме и чёрта можно увидеть, особенно в такую ночь.
- Чем славен тот дом? Мне интересно, расскажите городскому гостю.
- Так то и нечего рассказать про него. Волшебная ночь, всё может привидеться не только чужим, но и своим. Мы пришли, вот мой дом!
   Спутник даже не попрощался, радостно побежал к своему дому. Я не стал его задерживать, сам тоже двинулся дальше.
До дома Кузьмича оставалось метров сто, когда я ещё раз обернулся на дом, где видел тень. На этот раз показалось, что на крыше кто-то. Чтобы развеять все сомнения, я решительно отправился в сторону интересующего дома.
   Возле ворот, к моему удивлению, стоял человек, с которым я ранее вёл диалог, рядом с ним маленькая старушка. О чём они разговаривали, я не слышал, а когда подошёл, вовсе прекратили все разговоры и молча уставились на меня.
- Добрый вечер! - начал я разговор первым.
- Как же, добрый! - ответила старушка.
- Я вот решил в гости зайти, - продолжил я разговор.
- Ну и проходи в избу, - сказала старушка, - я следом иду, а там внучка встретит.
   Пройдя через двор, я остановился перед дверью в дом. Были сомнения, правильно ли я делаю, но что-то подталкивало и я постучал.
- Правильно, вдруг она не одна, - услышал я голос старушки за спиной.
- Я вас даже не слышал как подошли, - сказал я.
- Это не обязательно, входи давай, - подталкивала старушка.
   В тот момент меня вдруг позвал Кузьмич. Он за воротами стоял, махал руками и кричал, чтоб я не заходил в дом. Понимая, что-то не так, я хотел оттолкнуть старушку в сторону, но она и сама подвинулась, но пройти я не мог мимо неё.
- Толкни эту ведьму в сугроб, - кричал Кузьмич,- она тебя держать будет.
   И правда, я не мог идти. Казалось, что я вот-вот окажусь за воротами, но всё время будто возвращался на крыльцо. Хотел попросить чтобы Кузьмич меня вытащил, но язык будто онемел.
- Ах ты ведьма! - услышал я и увидел, как Кузьмич поднял руку с плетью над головой. В ту же минуту я почувствовал прилив сил. Взялся за руку Кузьмича и вместе мы оказались за пределами ограды.
   Дома я сидел молча, ждал, когда Кузьмич мне расскажет обо всём. Тот не торопился мне рассказывать.
- Что же это было? - спросил я.
- Бесы балуются.
- А в доме кто живёт?
- Сейчас никто, раньше жила старуха одна. В разгул нечисти по земле, там то молодую видят, то старую. Заманивает людей и душу вытягивает. Сам не видел, но люди рассказывали.
- А что, кто-нибудь попал в её ловушку?
- Кто-нибудь да попал, это же ведьмы, они каждого в свои лапы могут затянуть. Ты вот, что чувствовал, когда стоял рядом? Баба то уже давно мёртвая.
- Холод во мне был, сковало всего, что говорить даже не мог.
- Большой вопрос, чем бы всё закончилось, да?
- Спасибо Кузьмич, спасибо, что вытащил.
   Мы ещё посидели за столом, потом я пошёл в другую комнату спать. Долго крутился, не мог уснуть, слушал, как за окном люди гуляли. Я встал и выглянул в окно, люди толпой проходили мимо ворот, танцевали и пели весёлые песни. Они прошли, а я снова занял место на кровати.
   Рождественское утро. С восходом солнца исчезла вся нечисть. Дом, в который я чуть не зашёл, мрачно смотрел своими окнами на дорогу. Я постоял возле калитки и отправился в дом, дальше наслаждаться тишиной, которой так мало в городе.