Лирические песни 30-х годов первая часть

Борис Пономарев 3
Лирические песни 30-х годов (первая часть)

В октябре 1929 года в результате биржевого краха в США разразился экономический кризис, вскоре переросший в мировую Великую Депрессию, охватившую все крупные капиталистические государства, а также частично затронувшую и многие другие страны. Банкиры и предприниматели разорялись, простые люди теряли работу и средства существования. Им стало не до развлечений, как говорилось в старой русской пословице: «Не до жиру, быть бы живу!».

Но к 1933 году активная фаза Депрессии в значительной степени уменьшилась, люди вновь начали обретать работу, стали увеличиваться их доходы, в результате чего они повеселели, поняли, что можно вновь любить и быть любимыми. Им захотелось петь и танцевать, а как известно, спрос всегда рождает предложения. Появились великолепные музыкальные и танцевальные кинофильмы, на киноэкранах заблистала танцующая и поющая пара фантастически талантливых актеров Фрэда Астэйра и Джинджер Роджерс. Из небытия возродились новые замечательные джазовые и танцевальные оркестры: в США — коллективы Бенни Гудмена, Томми Дорси, Гленна Миллера, В Великобритании — Берта Эмброуза, Джека Хилтона, Генри Холла. Публика горячо аплодировала прекрасным певцам и певицам: Бингу Кросби и Хелен Уорд в США, Элу Боулли и Вере Линн в Великобритании. 

И хотя нашу страну эта Депрессия не затронула, так как в ней был другой общественный строй, именно в это же самое время у советских людей тоже возникло страстное желание смотреть музыкальные кинокомедии, танцевать, развлекаться, слушать отличных певцов и певиц («Жить стало лучше, жить стало веселее!»). И у нас тоже спрос родил предложения. Была создана первая музыкальная кинокомедия «Веселые ребята», а исполнители главных ролей этого фильма Леонид Утесов и Любовь Орлова стали любимцами советской публики.

В этом фильме певец, актер и руководитель прекрасного Теа-джаза Леонид Осипович Утесов спел замечательную лирическую песню «Сердце» лучшего, по моему мнению, советского композитора-песенника Исаака Осиповича Дунаевского на стихи не менее выдающегося поэта-песенника Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
«Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!».

Данная песня, ставшая знаменитой почти сразу после выхода на экраны зарубежных стран фильма «Веселые ребята» (под названием «Москва смеется»), начала звучать на языках этих стран, например, в Польше и Италии. Эту песню исполнял в 30-е годы в Румынии живший там знаменитый «король русского танго» певец-эмигрант Петр Константинович Лещенко. Ее до сих пор поют многие популярные исполнители, вызывая длительные аплодисменты слушателей.

Леонид Осипович спел в тридцатые годы много хороших песен, но по-настоящему лирической (после «Сердца») среди них была только песня «Тайна», созданная композитором Владимиром Алексеевичем Сидоровым на стихи Анатолия Адольфовича Д’Актиля:
«Для того, кто любит, трудных нет загадок.
Для того, кто любит, все они просты.
У меня есть сердце, а у сердца — песня,
А у песни — тайна. Тайна эта — ты!».
Я не даю здесь много информации о Л.О.Утесове по той причине, что мной недавно было опубликовано повествование «Леонид Осипович Утесов», в котором имеется немало весьма любопытных сведений об этом экстраординарном человеке.

Далее  расскажу о наиболее интересных, с моей точки зрения, лирических песнях, прозвучавших в 30-е годы в исполнении чрезвычайно талантливого, можно даже сказать, феноменального индивидуума, а именно, Вадима Алексеевича Козина — эстрадного певца (его голос называли лирическим тенором), композитора, поэта. Петь он начал совершенно случайно: служил аккомпаниатором, на работу не вышла певица, поэтому его вынудили петь вместо нее, заполняя случившуюся паузу. Публика устроила овацию, и он понял, что нужно сменить профессию. Вадим Алексеевич стал петь на эстраде и писать свои песни. Первой из них стала «Бирюзовые колечки», созданная в 1929 году. Всего в своей жизни, по его словам, он написал около 300 песен. В 1933 году В.А.Козин стал штатным артистом Ленгосэстрады. Много гастролировал, выступал по радио, записывался на грампластинки. Советский «Грампласттрест» записал на свои пластинки несколько десятков романсов и песен в его исполнении.

Популярность Вадима Алексеевича в стране была поистине фантастической. Для того, чтобы купить грампластинку с записями его песен, нужно было потерять массу времени в огромной очереди страждущих и жаждущих ею обзавестись. На своих концертах он пел обычно либо в фортепианном сопровождении знаменитейшего концертмейстера того времени Давида Владимировича Ашкенази, либо с джаз-ансамблем Владимира Алексеевича Сидорова, либо с «Гавай-ансамблем» Бориса Бокру-Крупышева.

Осенью 1936 года Вадим Алексеевич был на гастролях в городе Сталино (ныне это Донецк). В составе гастрольной группы была Елизавета Борисовна Белогородская, эстрадная певица и поэтесса. Там она показала В.А.Козину только что написанное стихотворение «Осень». Он быстро сочинил музыку на эти поэтические строки, и на ближайшем концерте с огромным успехом исполнил созданную песню. Ее запись на грампластинку удалось осуществить в 1939 году, в результате, она стала, судя по всему, самой популярной лирической песней в его репертуаре:
«Осень, прозрачное утро,
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное раннее.
Где наша первая встреча?
Яркая, острая, тайная, 
В тот летний памятный вечер,
Милая, словно случайная».

Одной из знаменитых лирических песен в его репертуаре была «Любушка», написанная им на стихи Якова Петровича Ядова (да, да — того самого Ядова, который прославился в 1926 году авторством стихотворного текста песни «Бублички», музыку которой создал Григорий Маркович Красавин; как известно, песня «Бублички» многие годы входила в «блатную» часть репертуара Л.О.Утесова, ее пели также такие знаменитости, как Юрий Морфесси, Алла Баянова, американский дуэт сестер Мерны и Клэр Бэрри — Минни и Клары Бейгельман, а в настоящее время ее с не меньшим успехом исполняет Хор Турецкого):
«Нет на свете краше нашей Любы.
Черны косы обвивают стан,
Как кораллы розовые губы,
А в очах бездонный океан.
Если Люба песенкой зальется, 
На душе и ярко и светло.
Если Люба звонко рассмеется,
Словно красно солнышко взошло.
Люба, Любушка, Любушка-голубушка,
Я тебя не в силах позабыть.
Люба, Любушка, Любушка-голубушка,
Сердцу любо Любушку любить».

Чрезвычайно популярными были и такие песни в его исполнении как «Калитка», «Дружба», «Маша», «Дорогой длинною», «Караван». 

Когда началась Великая Отечественная война, В.А.Козин стал выступать сначала в госпиталях, а затем на фронтах перед бойцами, готовящимися идти в бой с врагом, причем его концерты нередко сопровождались свистом летящих немецких пуль, разрывами артиллерийских снарядов и взрывами авиабомб. Однажды машина, в которой он ехал на один из таких фронтовых концертов, попала под артиллерийский обстрел, один из снарядов взорвался рядом с этим автомобилем, в результате чего, он перевернулся, но, к счастью, певец каким-то чудом остался в живых.

За свою концертную деятельность на фронтах, Вадим Алексеевич был награжден орденом Красной звезды, который ему лично вручил прославленный боевой генерал Иван Христофорович Баграмян, ставший, спустя некоторое время, Маршалом Советского Союза. В.А.Козин прожил долгую жизнь и умер в возрасте 91 года (03.04.1903-19.12.1994). 

В эти же самые 30-е годы стали чрезвычайно популярными некоторые лирические песни, исполняемые Клавдией Ивановной Шульженко, уроженкой Харькова. Природа щедро наградила ее талантами актрисы и певицы. Мало того, ей невероятно везло в том, что она в своей жизни постоянно встречала профессионалов высокого класса, которые с готовностью помогали ей шлифовать имеющиеся природные таланты. Ее отец, Иван Иванович Шульженко, тоже был весьма талантливым человеком: хорошо играл на духовых инструментах и прекрасно пел. Он решил отдать дочь на обучение в Харьковскую консерваторию. Когда ее там прослушал знаменитый профессор Никита Леонтьевич Чемизов, он сказал, что ее голос поставлен от природы, поэтому его нужно только развивать и совершенствовать.

Между тем, К.И.Шульженко мечтала вовсе не о профессии певицы. Она хотела стать актрисой, поэтому в 1921 году поступила на работу в Харьковский русский драматический театр, которым руководил прекрасный режиссер Николай Николаевич Синельников. Ему очень нравилось, как она исполняла песни по ходу тех спектаклей, в которых участвовала. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли». говорил он Клавдии Ивановне. Она прислушалась к его мнению, и стала воплощать этот мудрый совет в жизнь. Так родилась ее особая манера пения. 

Первый большой успех пришел к К.И.Шульженко в 1925 году в Харькове, когда на концерте, состоявшемся на сцене Краснозаводского драматического театра, она исполнила песню «Кирпичики», текст которой она получила в качестве подарка от автора — поэта Павла Давыдовича Германа (музыка этой песни являлась, по сути дела, талантливой аранжировкой дореволюционного вальса С.Бейлезона «Две собачки», созданной композитором Валентином Яковлевичем Кручининым). Данная песня имела в нашей стране шумный успех, ее исполняли многие артисты. О популярности песни ярко свидетельствует веселый эпизод из кинофильма 1945 года «Здравствуй, Москва!», где феноменальный актер Сергей Николаевич Филиппов («снайпер смеха и целитель нравов», как его величали позднее) в роли жулика и пьяницы Семёна Семёновича Брыкина тщетно пытался сыграть «Кирпичики» на похищенном баяне. П.Д.Герман был превосходным поэтом-песенником. Он прославился, например, тем, что в 1921 году создал вместе с композитором Юлием Абрамовичем Хайтом знаменитый «Авиамарш» («Все выше, и выше, и выше...»). В дальнейшем Клавдия Ивановна еще не раз с удовольствием включала в свой репертуар песни, написанные на стихи ее давнего друга П.Д.Германа.

Свою карьеру эстрадной певицы К.И.Шульженко продолжила в 1928 году в Ленинграде. В 1929 году она пела на сцене Московского мюзик-холла, причем успех этого выступления превзошел все ее ожидания: публика устроила бурную овацию. В 1930 году она вышла замуж за Владимира Филипповича Коралли — эстрадного певца, куплетиста, конферансье. Они прожили вместе 26 лет, причем их связывали не только семейные узы, но и весьма плодотворные творческие взаимоотношения.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев