Ангел хранитель

Анатолий Лубичев
Таких  вечеров не бывает в городах и в больших посёлках, такие вечера можно наблюдать только в небольшой деревушке вдали от цивилизации.
Представьте себе тихий майский вечер, когда уже зашло солнце, но не наступил ещё мрак ночи. Ни малейшего дуновения ветра, тишина обволокла всё живое и неживое. Добавьте к этому аромат сирени, распустившейся полным цветом, а ещё трель соловья в ивняке у реки.
Особенно завораживает в такие вечера восход полной луны, её диск светло-оранжевого цвета, кажущийся большим, чем обычно, поднимается над горизонтом и, чем он выше - тем светлее становится вокруг.

Дед Василий в такой же вечер сидел на скамейке  у калитки, наслаждаясь тишиной, и созерцая всё вокруг. Много ли ещё у него будет таких вот вечеров.

Над рекой появился густой туман и, образовав поток, похожий на молочный ручей, стал медленно перетекать на противоположный берег, на заливной луг, образуя лежащее на земле белое облако.
«Будет хорошая погода без дождя и ветра» - заключил дед для себя. Это его радовало, потому, что завтра должна приехать внучка с сынишкой Андреем.  По этой причине деду было не до сна, он был весь в ожидании встречи. Много лет он живёт здесь один. Дочь, которую он с пяти лет растил, оставшись один,  после трагической гибели жены, окончив школу, уехала в Москву поступать в институт. Поступив  же,  навсегда покинула родное гнездо, связав свою дальнейшую жизнь с городом, и только изредка навещала отца.  Только когда родилась внучка и подросла,  дочь несколько лет подряд привозила её на летние каникулы к отцу в деревню.
Дед и внучка сдружились, но повзрослев, внучка стала всё реже и реже бывать у деда.
И вот он дождался, она привезёт к нему на всё лето своего сына, а его правнука. Разве же до сна деду, когда предстоит такое для него счастливое событие.
 
Свет фар приближавшегося автомобиля осветил деревья по сторонам дороги.
         
         - Дачники едут. Завтра многие приедут. В такие погожие выходные дни многим хочется провести время на природе у реки, - дед говорил, обратившись в темноту, как будто его мог кто-то услышать, - Да, если бы ни они, ни дачники, а в основном это москвичи, давно погибли бы все деревни вокруг. Дачники так изменили умирающие деревни, что они стали ещё краше, чем были десятки лет назад. Сейчас редко увидишь развалившуюся избу, если только ту, у которой ещё не нашлось хозяина. Вот, ругают москвичей, что зажирели на капиталах, что  всё что можно прибрали к рукам. А я думаю, москвичи просто трудяги, а капиталы заработали трудом и своей головой, которая посажена, как надо, а не так, как у местных бывших жителей, сбежавших и забывших свою малую родину. Вот и у нас в деревне, если видишь красивый дом, то это точно дача одного из москвичей.
«Поспать всё-таки надо» - решил он, услышав очередное звонкое пение своего петуха.

Дед не ошибся. Утро выдалось прекрасное.
Он в первую очередь затопил русскую печь и поставил в неё горшки с приготовленным вчера кушаньем, чтобы порадовать близких  ему людей и не ударить в грязь лицом перед правнуком.

Закончив хлопоты у печи, пошёл в курятник и покормил кур и гусей, предварительно выпустив их на волю, насыпал комбикорм в корыто своему тёске поросёнку Ваське.
Умылся, черпая воду ладонями из бочки, что стоит под капелью с крыши.
Вернулся в избу и приоделся, - «Негоже встречать дорогих гостей, в чём попало».
Сел на скамью у окна и, глядя на дорогу, стал обдумывать, как устроить жизнь Андрюшке: где уложить спать, чем кормить, чем занять.
Долго выдержать бездействие не смог и надев на голову соломенную шляпу, которую подарила внучка в прошлый приезд, пошёл к околице деревни, опираясь на ореховую палку. Выйдя на край села, стал с нетерпением смотреть на дорогу.
Прошло много времени в ожидании. Давно минул час, в который, как писала внучка, они должны будут приехать.
Дед заволновался, - «А ни передумали они и не изменили ли свои планы?»
В это время вдали показался автомобиль. При приближении  дед  по цвету определил, что таких машин в деревне не  видел. Значит они.

Внедорожник, весь раскрашенный замысловатыми узорами, резко затормозил рядом с дедом.
Из него вышла молодая женщина в джинсовом костюме и мальчик лет шести. Женщина поспешила обнять деда, а мальчик стал с любопытством его рассматривать.

- Андрей, познакомься, это мой дед, а твой прадед. Подойди поближе. 
Дед протянул мальчику руку,
- Меня зовут дед Василий, а тебя, значит, Андрей. Я буду тебя звать Андрейка, пока ты ни вырастешь. Договорились?

- Договорились, - и мальчик вложил свою руку в ладонь деда . – Дедушка, а где твоя борода, что на фотографии у нас на стене? Ты там очень похож на  деда мороза, а сейчас похож на нашего соседа учителя.

- Я и был учителем, почти пятьдесят лет преподавал в бывшей здесь раньше сельской школе.

- Андрюш, тебе в этом году в школу, вот, дедушка, как раз, и подготовит тебя к ней за два месяца.
- Дедушка  Василий, а на рыбалку будем ходить?
- Будем, обязательно будем.
- А ружьё  у тебя есть?

- Есть, как не быть, в наших глухих местах без ружья ни как не обойтись. На охоту будем ходить.
- Дедушка, лучше не надо, куда ему, мал ещё.
- А мы на тихую охоту будем ходить.
- А какая она?

- Потом, Андрейка, расскажу, или возьму тебя в лес , там и увидишь, что за охота. Ну, что - поживёшь у меня до осени?

Андрей подумал и промолчал, решив обещание пока не давать.

Все сели в машину, и внедорожник, на зависть соседям,  подкатил к избе деда.
Внучка стала выгружать вещи: чемодан, рюкзачок Андрея, большую спортивную сумку с его тёплой одеждой  и множество пакетов.

- В пакетах  продукты, много всего, а то у тебя дедушка только сало, лук да картошка.

- Почему? Мы и молоко, и творог можем здесь купить. У меня куры - яйцами обеспечены. Потом сельмаг  рядом. Не переживай, с голоду не помрём. Ты, Маша, погостишь деньков несколько, или как?

- Нет, дедушка, к сожалению, не могу, у меня уже билеты куплены и в гостинице место забронировано. Командировка, ничего не поделаешь. Передохну немного, пообедаем, и поеду в обратный путь.

- Жаль. Ну что, Андрейка, пойдём знакомиться с моим хозяйством и с моим зоопарком.
- С зоопарком!? Что у тебя звери живут?

- Мама похлопочет с обедом, а мы пойдём знакомиться с моими домашними обитателями.

Прошли на задний двор.
- Это мои курочки и петух. Красавец! Согласен?
- Да, очень красивый. Как его зовут?

- Как его можно называть, петух – он и есть петух. Но ты можешь дать ему имя, он будет доволен.

- Здорово! Я его назову… Я подумаю и потом скажу. Дед, Василий, а там маленькие такие, что за птички.

- Это цыплятки только-только оперились. А вот, и их мама. Охраняет, захочешь потрогать цыплёнка - сразу налетит как коршун. Ещё у меня живут гуси целых пять штук, четыре гусыни и гусак. Они на реке, рано туда уходят. Подружишься со всеми. 
- Ещё кто есть?
- Кот  Мурзик и мой тёзка Васька.
- Кто это?

- Это хрюшка. Будем с тобой их кормить, они к тебе и привыкнут.

После обеда проводили Марию до машины.
Она обняла сына и поцеловала в темечко,
- До свидания, не скучай, слушайся деда, никуда без него не ходи. Дедушка, ты уж приглядывай за ним, особенно к реке одного не пускай и к колодцу.

Андрей заметно расстроился из-за такого скорого отъезда мамы и еле-еле сдерживал слёзы.

- Не беспокойся. Пригляжу. Мы с ним скучать не будем, в деревне всегда есть чем заняться интересным. Скоро ягоды пойдут. Я такие земляничные места знаю.  Ты Маша наверно помнишь, на склоне оврага? Пчёлок надо будет посмотреть. Возможно, и медком побалуемся. У меня две семьи.  Мёд-то любишь?
- Я не знаю, я его не ел.
- Попробуешь, понравится.
- А где они живут семьи эти?

- В домиках своих, вон в огороде стоят. Обними мамку, ей пора ехать.
Прадед и правнук помахали вслед машине и вернулись в избу.

Андрей оказался очень любознательным, вдумчивым и способным мальчиком. Первые дни он постоянно приставал к деду Василию с вопросами, что и как  устроено в хозяйстве. Легко осваивал деревенский быт, нашёл подход к строгому коту Мурзику и к поросёнку Ваське, который с наслаждением принимал его почёсывания.

Андрей так был загружен всякими новыми для него обязанностями и знакомствами, что только на пятый день вспомнил о своём рюкзачке и взялся разбирать находившиеся в нём вещи. Вынул коробочку с блеснами и начал их рассматривать, поднимая перед собой, 
- Дедушка, смотри, что у меня есть.

Когда дед посмотрел поверх очков в его сторону, Андрей с надеждой, что его услышат, спросил,
- Дедушка, когда мы пойдём на рыбалку? У меня тут и крючки, и поплавки, хватит на двоих.

Дед прекратил перебирать фотографии, лежащие на столе,
- Ну, а почему ни сходить, завтра ж с рассветом и отправимся, только сегодня червей накопаем. Иди, посмотри. Я отобрал старые фотографии: тут и мама твоя, и бабушка, ещё дети совсем, и я такой молодой. Вот мои военные фотографии, которых очень мало, жаль. Забывается всё со временем и люди, и события, и переживания, а посмотришь на фотокарточку – и сразу вспомнишь, только вот ужас войны из памяти никогда не сатрётся.
Рассматривая фотографии, просидели до самого того времени, когда по деревне прогнали небольшое стадо из двух коров, нескольких коз, да с десяток овец.
Дед всполошился,
- Ой, опоздали, своё стадо надо загонять.

Куры зашли в курятник сами и уже сидели на нашестах, а за гусями пошли к реке, взяв с собой несколько кусочков хлеба для приманки.

Гуси плавали посреди реки, но, увидев деда, без его зова направились к нему. Вытянув шеи и вертя хвостами, попискиванием поприветствовали своего хозяина. Получив каждый свою порцию из рук деда и Андрея, хотя и с некоторым к нему недоверием, они без команды направились к избе и один за другим вошли в раскрытую калитку. Оказавшись внутри хоздвора, торопливо начали опорожнять приготовленное для них в деревянном корытце кушанье.   
- Дедушка, можно я подойду к ним поближе?
-Подойди, коль интересно.

Корытце было заполнено крапивой и мелким варёным картофелем. Всё было тщательно порублено и  посыпано комбикормом.

Андрей во время гусиной трапезы старался провести рукой по жёсткой спине то одного, то другого гуся, что им не очень-то нравилось.

Насытившись, гуси без команды устроились на ночлег в предусмотренном для них месте в пристройке к дому.

Перед сном Андрей зашёл к Ваське попрощаться и почесать ему спинку.
 В хлев вошёл дед и поставил на подоконник небольшого оконца старый бидончик.
- Вот, накопал закуску для рыбы. Черви просто загляденье, красные и размером самые подходящие.

Андрей заглянул в бидончик, – «Совсем и не загляденье, противные какие -то и шевелятся. Интересно, как мы их будем насаживать на крючок».


До утренней зорьки оставалось совсем немного, когда дед Василий вошёл за ситцевую занавеску, где в кровати спал Андрей, уютно устроившись на пуховой перине, под стёганным, тоже пуховым, одеялом из лоскутков. Ему жаль было будить мальчишку в такую рань, но обещание данное вечером нужно выполнять.
- Андрейка, -  произнёс он тихо, затем громче, - Андрейка, пора вставать.

Как ни странно для его возраста, Андрей с лёгкостью поднялся с пастели и бодрым голосом,
- Что пора зорьку смотреть?

- Да, только по кружечке молочка с чёрным хлебом перекусим и пойдём зорьку встречать.

На берегу реки устроились, как раз в то время, когда солнце полностью вышло из-за горизонта.

- Ну, что, Андрейка, зорьку встретили, готовим снасти. Эта удочка поменьше и легче - твоя, а что длиннее - моя.

- Дедушка, что это? - Андрей показал на поплавок из гусиного пера.

- Это поплавок. У нас  в деревне таких поплавков, как у тебя, купить негде, вот и научились их делать из гусиных перьев. Но я тебе скажу, что они лучше годятся, не так рыбу пугают, когда  она хватает наживку. Смотри  и делай, как я.
Дед взялся за крючок и стал крутить удилище, разматывая леску. Затем стал двигать поплавок по леске,
- Для начала поставлю такую глубину, а ты ставь меньше. У тебя наживка будет ближе к берегу, где мельче.

Андрей тщательно исполнил за дедом всю операцию с удочкой из длинного высушенного орехового прута.

- А теперь, Андрейка, смотри,  как забрасывать. Да, а червя-то я забыл насадить, старый я балбес.
Дед открыл крышку бидончика, покопался в земле, которой были присыпаны черви, выбрал двух,
- Держи, один твой, и учись. 

Дед показывая, как это делается, насадил червя на крючок.
Андрей дрожащими руками стал насаживать червя, но тот не очень-то хотел на крючок и изворачивался. Вывернувшись из пальцев Андрея, червяк упал на землю.

- Что не получается. Не поддаётся. Сейчас мы его утихомирим.
Дед положил червя на ладонь и хлопнул второй ладонью, но так, чтобы не повредить червя. Когда он раскрыл ладони, червь, как ни странно, прекратил крутиться и лежал спокойно.
 - Бери, насаживай.

- Когда Андрей насадил червя, показал деду свою работу.

-Так-то так, но немного поправим. Это, чтобы не было видно крючка. Вот теперь можно забрасывать.

Забросив удочки, как можно дальше, они сели на бревно, лежащее на берегу и, положив удилища на воткнутые в землю рогатки, стали ждать клёва.

Ждать пришлось недолго, и они то и дело клали пойманную рыбу в садок, вынимая его из воды.

Когда поймали более двадцати  рыбёшек, в основном небольших окуньков, плотвичек, голавликов и ершей, клёв, как по команде, прекратился. Рыбаки ещё немного подождали, надеясь на продолжение лова, но поймав только одну верхоплавку, прекратили рыбалку и свернули снасти.
- В такое утро грех не искупнуться. Как считаешь?
- Не знаю, наверное, я ведь плавать не умею.

- Ничего, не страшно. здесь у берега мелко. дно чистое,  песочек, бытро научишься с моей помощью.

Разделись. Дед остался в чёрных сатиновых трусах, а Андрей в красивых трусиках с рыбками.
- Снимай трусы. Здесь девчат нет, не стесняйся.

Андрей огляделся, увидел двух женщин, шедших вдали по дороге с граблями на плечах,  покачал головой.

- Ну, и ладно, на солнце быстро обсохнем. В воду входи медленно, пусть организм сначала привыкнет, - сказав это, дед с разбега плюхнулся в воду. 
Вынырнул,
-  Ах, хороша водица. Ах, хороша. Освежает и бодрит. Давай Андрейка, смелее, - и дед подплыл ближе к берегу, чтобы встретить Андрея.

Бултыхались, пока у Андрея ни посинели губы. Дед  скомандовал, и, поднявшись на берег, они улеглись невдалеке на траве, греясь под лучами ласкового утреннего солнца.
Дед уже задремал, Когда Андрей спросил,
- Что это у тебя на шее  одето?

- На шее? Так это крестик, его батюшка в церкви вешает, когда окрестит. После этого у человека появляется ангел хранитель, который сопровождает его всю жизнь и охраняет, если, конечно, крестик не снимать. Ты что ж не крещёный? А в церкви был?
- Не.

- Плохо. Как же так, как мама твоя это допустила, сама крещёная, а тебя забыла окрестить. Не хорошо. Обязательно её пожурю. Не хорошо.
- А какой он ангел хранитель, ты его видел?

- Его нельзя увидеть, но его присутствие иногда очень даже заметно.
- Как же он защищает и от кого?
- От тёмных сил, от беды, от многого чего.
- А тебя он защищал?
- Конечно, почему нет, даже много раз.
- Ой, дедушка, расскажи.

- Да, много раз, даже, когда я был ещё совсем маленьким, грудным, ну, с кота.

 Андрей засмеялся,
- Ты с кота?

- Да. Все когда-то были грудными и мамкину сиську сосали.

- А я не сосал. Я из бутылочки ел, у меня и фотография есть.

- В городе может и так. Ну, слушай. Родители мои, когда уходили на работу, поручали меня старшей дочери, моей сестре Нине, которой самой-то было всего ничего, лет, как тебе сейчас. А ей ведь хотелось погулять, с другими детьми поиграть в игры всякие. Решила, значит, ребятня пойти за речку за грибами, ну, сестрёнка моя тоже с ними, со мной на руках. Через речку был построен мост, деревянный без перил, и вот, когда сестра проходила  по мосту, наступила на край доски. Доска оказалась гнилой, сломалась, и мы с ней полетели вниз. Лето было жаркое, река обмелела, и даже подводные камни выступили. Если бы я упал на эти камни, то неизвестно, что было бы, но сестра всё сделала, чтобы уберечь меня. Когда падала, повернулась так, что при падении я оказался на ней, живой и целёхонький. Сестрёнка, правда, дня три лежала, встать не могла. Вот такой случай.

- А чем же ангел помог, как защитил? Это ведь не он, а сестра твоя тебя спасла.
- Вот ангел-то и сделал так, чтобы у неё это получилось.

- Ну, дедушка, получается, если кто-то помог, это значит не он, а ангел?

- Конечно он, но ангел послал этого человека или правильнее сказать делал так, чтобы этот кто может помочь был рядом. Ладно, тогда другой случай. Дело было зимой. Мне в ту пору было пять годков.  Вдоль деревни колхозники возили к скотнику с лугов заготовленное летом сено. Шли подвода за   подводой. Деревенские ребятишки приноровились кататься, цепляясь за сани и скользя на ногах по снегу. Вот и я уцепился. Так получилось, лошадь подстегнули, и я покатился так быстро, ну, как на санках с горы. Когда сани тряхануло на бугорке, я не удержался и растянулся на дороге. Подвода, которая шла следом, оказалась совсем рядом, и тот, кто управлял ею, ничего не успел сделать. Я оказался под конём, и, что удивительно, конь пробежал и ни одной ногой меня не зацепил. Но сани всё-таки по мне проехали, по ногам, но я остался совершенно цел. Сам поднялся, и бежать, боясь наказания за баловство. Так кто, как ни ангел выручил меня и спас можно сказать от увечья, а то и от смерти. Таких или подобных случаев в моей жизни было много.
- Расскажи, дедушка, расскажи.

- Ну, слушай. Я закончил шесть классов. В пионерский лагерь уезжать на лето деревенским детям в то время не было возможности, и они проводили время в помощи родителям по хозяйству, а в свободное время проводили в играх, в походах за ягодами и грибами. Но чаще всего у реки. Река у нас, как видишь, не широкая, и среди нас ребятишек считалось так, кто переплывёт речку, значит, научился плавать, а вот кто перенырнёт, ну, значит, проплывёт под водой, тот становился настоящим пловцом, а перед девчонками героем.
- А я смогу так?

- Если будешь стараться, то и ты сможешь, только не так быстро. На всё требуется время и желание. Многие мои ровесники до сих пор так и не смогли это сделать.
- А ты, дедушка, смог?

- Вот об этом я и хочу рассказать. Научился я нырять, уже долго мог под водой находиться, и решил испытать себя. На берегу, как раз, собрались почти все деревенские ребята и девчата, от мала до велика. Захотелось перед всеми похвастаться, какой я герой. В общем, разбежался и с берега нырнул в воду.  Надо тебе сказать, что,  когда я нырял глаза никогда  не открывал, боялся, что от воды вред будет. Ну, гребу я, стараюсь изо всех сил. Наконец, стукнулся в противоположный берег головой. Ты видишь, берег  на той стороне обрывистый. Стукнулся я, значит, и решил быстрее всплывать на поверхность. Попытался, но опять в берег упёрся. Я в одну сторону, в другую - везде берег. А воздуха-то не хватает, вот-вот захлебнусь. И тут я догадался глаза-то открыть и увидел свет. Ну, я на свет поплыл и, когда увидел из воды солнце, сразу сообразил. что к чему, и вынырнул  на поверхность. Когда обратно приплыл, все удивлялись, что я смог так долго быть под водой. С той поры меня все зауважали,  особенно девочки.
-  Как же так получилось?

- Видимо, берег подмыло в половодье быстрым течением, образовалась пещера, я в неё и угодил.
- Чем тебе ангел помог, ведь ты сам выплыл?
- Ангел меня надоумил глаза открыть этим и спас.
- Можно увидеть этого ангела, какой он? 

- Некоторые люди говорили, что видели. Ещё рассказывают, что незадолго до смерти ангел наяву является к умирающему человеку. Может быть, и я своего ангела увижу, когда помирать буду.

- Ой, дедушка, не надо помирать, поживи подольше, а я к тебе буду приезжать на лето, буду тебе помогать по хозяйству. Подросту, много чего смогу. Поживи, - и Андрей крепко обнял деда  и долго-долго не отпускал.

- Ну, если так, то постараюсь с твоей помощью пожить подольше.  А впрочем, бесполезный  разговор, каждому человеку отведён свой срок, и гадать об этом не стоит.  А ангела я всё ж видел,  когда чуть ни замёрз. Дело было так. Был я на свадьбе у своего друга из соседней деревни, и было мне тогда двадцать лет, как раз перед женитьбой. Там-то я и познакомился с твоей прабабушкой Марией Дмитриевной. Свадьба продолжалась допоздна. Когда Маша решила идти домой, а жила она в соседней деревне, я, конечно, как настоящий кавалер, вызвался её проводить. В дороге болтали о том, о сём, а у калитки я её поцеловал. Ну, после этого долго любезничали. Когда с ней простился, была уже глубокая ночь. Ну, я, конечно, отправился в свою деревню, а это получается надо пройти все пять вёрст,  это по-нынешнему: семь-девять километров. Дорогу, что вела в ту сторону, занесло, поэтому по снегу было идти трудно, я притомился и решил отдохнуть. Завалился в сугроб, да и заснул. А мороз-то всё крепчал, под тридцать градусов. Замёрз бы точно, если бы ни проснулся от того, что меня трясёт за плечо мальчишка, подросток, ну, немного старше тебя. Откуда он мог здесь взяться ночью вдали от деревень, до сих пор ума не приложу, тем более мне незнакомый. Трясёт и приговаривает, - « Дяденька, вставайте, замёрзните, надо двигаться, поднимайтесь, нельзя спать на морозе, иначе не проснётесь. Поднялся я, протёр лицо снегом и продолжил свой путь, а мальчик этот быстрым шагом пошёл  впереди меня и с каждой минутой удалялся и удалялся, пока совсем ни исчез из вида. Меня опять начало так сильно клонить ко сну, что я на ходу задремал и опять опустился на снег. И, что, ты, думаешь, Андрюша? Мальчик этот вернулся, заметив, что я за ним не иду, и опять заставил меня подняться и уже не оставлял меня, пока я ни подошёл к своей калитке.  Я уже почти  засыпая вошёл в избу и, не раздеваясь, рухнул на кровать. Если бы, конечно, я на свадьбе ни выпил несколько стопок, такого бы не случилось. Так что, Андрейка, не пей эту гадость, от неё все беды и несчастья. Даже по поводу  не пей. А мальчонку этого я больше не видел. Вот, я и думаю, что это-то и был мой ангел, и я жалею, что не разглядел его как следует и не запомнил. Вот такой случай. Завтра опять рано вставать, пойдём на лесной рынок за земляникой, пока солнце не так жжёт.


За интересными для него деревенскими событиями Андрей ни разу не вспоминал об ангеле,  но, когда мама приехала навестить его, он, сходу обняв мать, произнёс,
- А мы с дедом в субботу пойдём в сельскую церковь, и батюшка окрестит меня, наденет на меня крестик, и меня с этого времени станет оберегать мой собственный ангел. Ты носишь крестик?
- Нет, у меня кулон с твоим фото.

- Значит, тебя твой ангел не оберегает. Поэтому ты и в аварию попала, и в больницу, а был бы на тебе крестик, то это бы не случилось. Правда, дедушка?
- В главном так.

- Дедушка, ты же бывший педагог советской школы, а учишь своего правнука тому, что в реальности, по идее, не существует.

- Существует или не существует - это ещё большой вопрос,  можно поспорить с тобой по этому поводу. И потом я учитель литературы, а в литературных произведениях, да и в стихах, как раз, про это много чего написано, всё не так однозначно. И ещё, ты знаешь, коммунистом и атеистом я не был.


Внутреннее убранство и атмосфера сельской церкви произвели на Андрея впечатление, несмотря на небогатое оформление: фрески на стенах и своде выцветшие и еле заметны, образа без драгоценных камней и позолоченных окладов.
Внутри церкви стоял полумрак, свет исходил лишь от небольшого количества свечей и нескольких лампадок,  висящих перед иконами, да с трудом пробивался через два узких оконца.
Тишину нарушал только голос батюшки, читающего псалтырь. 

Андрей сразу почувствовал этот незнакомый ему запах ладана и дыма от свечей и лампад. 

В церкви было немноголюдно, всего несколько женщин разного возраста, одни стояли, молясь у икон, другие слушали, то и дело осеняя себя крестом.


Батюшка закрыл псалтырь, огромную старинную книгу, повернулся к прихожанам, прочитал им краткую проповедь о соблюдении православных канонов и сделал объявление о расписании работы храма на будущую неделю. Затем подошёл к Андрею и к деду Василию,
- Проходите за зановесочку, что в пределе, а я приготовлю всё необходимое для Святого таинства.

Дед Василий протянул ему корзинку с разными яствами: это свежие куриные яйца, мёд, свежие огурчики, ягода малины и большой каравай свежеиспечённого ржаного хлеба,
- Прими, батюшка,  для страждущих .

Когда он договаривался о крещении правнука, отец Фёдор сразу предупредил, что не возьмёт за это денег, а вот от продуктов с огорода не откажется, примет толику для себя и  престарелых прихожан.

Дед  и Андрей зашли за занавеску и остановились перед купелью,  большим медным чаном, наполненным водой.
Вошла матушка с ведром горячей воды и вылила воду в чан,
- А где же крёстная и крёстный?

- Ой, старый… -  дед хотел вставить словцо, но вовремя остановился, - Совсем забыл.  Что же делать?

- Ты дедушка можешь быть крёстным, ну, а крёстной я, если не возражаете, у меня в округе много крестников.

Отец Фёдор потрепал Андрея по голове,
- Сам пожелал принять крещение или дедушка заставил.

- Сам. Дедушка только рассказал мне про ангела хранителя и о крещении, и я сам попросил.
- Похвально. Раз так, разоблачайся и полезай в купель.

- Андрей не знал такого слова, но понял, что от него требуется. Когда дело дошло до трусиков, он замялся, посмотрев на матушку.

Заметив его смятение, отец Фёдор с лаской в голосе произнёс,
- Можно и в трусиках, коль стесняешься, в этом ничего плохого и грешного нет. Дед помоги внуку.
Дед Василий поднял Андрея и поставил в купель.

Батюшка, читая молитву, трижды опускал большой позолоченный крест в купель, при этом каждый раз тихо произнося необходимые при крещении слова, черпал ковшом из купели воду и выливал на голову Андрея. Вода была не очень-то тёплой, но для него, это было привычно после купаний в реке.
Батюшка угостил Андрея чем-то вкусным из маленькой ложечки и нарисовал на лбу кисточкой крестик, чем-то пахучим и липким, как показалось Андрею. И, конечно, наступила кульминация, отец Фёдор одел на шею Андрею небольшой серебряный крестик на шнурке, перекрестил,
- Да хранит тебя Бог.
Андрей не выдержал,
-  А ангел?

- И ангел, конечно.  Дед Василий, заверни отрока в простынь и посидите здесь на скамеечке. Вытирать святую воду не надо. Обсохнет и может одеваться.  С Богом. А за приношения благодарствую.


Когда  шли домой, Андрей несколько раз доставал крестик из-за пазухи и рассматривал распятье.
- Дедушка, раз ангел меня охраняет, я могу теперь попробовать переплыть реку?

- Тебя теперь не только ангел охраняет, но и я теперь двойной твой охранник, как дед и как крёстный. Как твой хранитель, давший твоей маме слово беречь тебя от беды, говорю, что пока ещё рано тебе плавать через реку. В следующем году может быть. Подрастёшь немного, поучишься и сплаваешь. Ещё что тебе скажу Андрейка: на ангела надейся, а сам не плошай, думай, прежде чем совершать что-то опасное,  да у доброго человека совета спроси: у меня, у мамы, у другого деда. Ну, а если что случится непредвиденное, я уверен, что с твоими чистыми помыслами ангел хранитель обязательно тебя защитит. Обязательно.


С этой поры Андрей старался не застёгивать верхнюю пуговичку рубашки, чтобы все, особо деревенские девчонки, видели, что он крещёный, и у него есть свой ангел.


Но на следующий год Андрею не пришлось ехать в деревню к прадеду. Прадед сам переехал к ним на жительство, так как ослаб и не мог уже вести хозяйство и содержать усадьбу.
Но Андрея это нисколько не расстроило, - «Общение с дедушкой намного лучше, чем несколько раз переплыть через реку, хоть десять раз, хоть сто».