Старые сказки о главном

Вячеслав Кудяков
В  давние времена жил в стане, что рядом с Анатолией, молодой пастух, по имени Абдулла. Пришел он в   этот город после того как пришлось  служить  у нескольких военачальников. Да так и прижился  здесь, пас он чужой скот и дни и ночи проводил со стадом в широкой степи.
Однажды ранней весной нашёл Абдулла на берегу озера больного невзрачного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого и красивого лебедя. Вырос он совсем ручным и не отходил от Абдуллы ни на шаг. Но вот настала осень. Лебединые  стаи потянулись к югу.  Однажды молодой лебедь оставил пастуха пристал к пролетавшей мимо  стае и улетел в неведомые края.
Остался Абдулла опять один. «Я его выходил, я его выкормил, а он без жалости покинул меня!» — с грустью подумал пастух. Тут подошёл к нему какой-то старик и сказал:
- Эй, Абдулла!   Ступай на площадь к дворцу правителя, там  сегодня состязание батыров, которое он устраивает.  Запомни,  кто победит, тому  достанется дочь  Сахибе  (не оторвать взгляд) и половина государства.
- Куда уж мне с батырами тягаться! Такая борьба не по моим силам, сконфузился   Абдулла и  вздохнул. А старик всё стоял на своём: Не отказывайся! У тебя силы и смелости больше, чем у любого батыра. Да и дело - то нетрудное:  на вершину горы нужно поднять три мельничных жёрнова и положить их там, у ног хана.  Кто поднимет первым, тот и победит.
Абдулла,  сперва   не хотел идти на состязание, но утром не вытерпел: пошёл, чтобы хоть издалека  посмотреть.  А тем временем, на  площади собралось их многое множество. Все молодые, крепкие, глаза горят.  Все стоят  и молча, ожидают начала состязания.
Абдулла прошёл вперёд и встал в ряд с самого  краю.  Батыры на него посматривают  да посмеиваются: сами  стоят нарядные, а у пастуха одежда очень бедная.

Но вот началось состязание. Батыры один за другим поднимали жернова и взбирались на гору.  Абдулла поднял с земли два жёрнова, стукнул их друг о друга и расколол один надвое.  Всунул половинки под мышки, взял ещё два жёрнова  - по одному в каждую руку и стал быстро подниматься в гору. Народ   стоит  и удивляется: Глядите, с виду простой пастух, а как быстро  всех признанных батыров обогнал !
Но  вот -  Абдулла первым добрался до вершины горы и сложил тяжёлые жернова у ног хана.  Огорчился правитель, что победил бедный пастух, но ничего не мог поделать. Пришлось ему усадить Абдуллу рядом с собой, а когда кончились состязания, ехать вместе с  ним  к себе во дворец.
В тот же день отпраздновали свадьбу. Много пришло народу поздравить Абдулла и его молодую жену Сахиб.

Вдруг,  прибыли во дворец сваты от соседнего падишаха  Кей-Кубада I, сватать Сахиб. Очень они удивились, когда узнали, что она стала женой Абдуллы.  Вернулись сваты домой, и сообщили об этой новости  Кей-Кубада I,. ( Племя будущих Турок, Кайи – бежало, спасаясь от нашествия монголов,    часть племени откочевала на запад, где их предводители находились на службе у хорезмшаха Джалал уд-Дина. Затем небольшое подразделение  Кайи, во главе с Эртогрулом  направилась во владение румского султана  Кей-Кубада I,  который пожаловал ему удж  Сёгюта  в Анатолии,  на границе с византийскими владениями.)
Рассердился  Кей-Кубада I   на то, что неизвестный батыр женился на царской  дочери.  Решил он взять Сахибе - силой и пошёл на соседей войной.

Стал и Абдулла собираться в поход. Пришёл он к тестю и говорит:
- Я хочу сразиться с врагами! Вместе со мной поедет и моя любимая жена Сахиб.  Дай нам двух самых лучших коней!

Ступайте сами в конюшни и выберите себе коней!  сказал  царь.

Пошли Абдулла и Сахиб в конюшни, начали от стойла к стойлу переходить, лучших коней выискивать.  В царских   конюшнях все кони с виду хороши, но только Абдулла брал какого-нибудь за хвост и легонько тянул к себе — конь сразу падал  как мёртвый.
Долго бродили они  по конюшне, но никак не могли выбрать себе подходящих коней. Наконец в дальнем углу конюшни увидел Абдулла низкорослую лошадёнку. Подошёл он к ней, с виду невзрачная лошаденка,  потянул ее  Абдулла за хвост, а лошадёнка даже не шелохнулась:  стоит, как стояла. Вот такого коня я и искал! — обрадовался джигит.
Потом стали выбирать коня для Сахиб, на это тоже немало времени ушло. Приглянется им какой-нибудь конь, подойдут они к нему, потянут за хвост — конь сразу падает.
 Наконец подошли они к стойлу в тёмном углу конюшни. Абдулла потянул коня за хвост, а лошадёнка даже ухом не повела: стоит как вкопанная.
Собравшись в  путь, попрощались они со всеми и во главе своего войска двинулись в поход.

Ехали они день, ехали ночь — наконец добрались до владений Кей-Кубада I.

Я останусь здесь вместе с войском, а ты проберись в конюшню Кей-Кубада I и приведи волшебного коня Альбуса, которого он увёл у моего отца. Только на этом коне можно победить  румского султана  Кей-Кубада I, сказала Сахиб мужу. 

 ( Когда жеребенок рождается на свет, то хозяин обязательно дает ему имя, подчеркивающее индивидуальные черты характера или окрас животного, его  стать  или размеры.   В качестве  клички жеребцам присваивают имена великих ученых или героев . При выборе имени используют географические или иные названия, созвездия или драгоценные минералы. На Дону, имя  составляли  из частей имен-  отца и матери  жеребенка.)

На заре проник Абдулла тайком в конюшню Кей-Кубада I, но не мог найти Альбуса  среди других коней. Пробрался он в сад, где спал румского султана, встал у его изголовья и проговорил тихо: О великий  румский султан   Кей-Кубада I, ответь мне, где волшебный Альбус?
 Дай мне этого коня всего на одну ночь,  и  красавица Сахиб утром будет твоя!
Имя красавицы Сахиб наполнило сердце Кей-Кубада I радостью.
Не разобравшись спросонок, он рассказал, где пасётся Альбус, как туда добраться и по каким приметам опознать коня среди других.
Абдулле только этого и нужно было.    Он скорее   вернулся  к  Сахиб,   поскакали они к озеру,  о котором рассказал Кей-Кубада I, и притаились за деревом.
Прошло немного времени, как из лесу выбежали семь  коней и спустились к озеру на водопой.  Абдулла с первого взгляда узнал среди них Альбуса, подкрался к нему  и накинул на золотую узду. Альбус  остановился покорно.

Отпустили  они -  своих коней возле озера, а сами сели на Альбуса  и вернулись к войску. Войско это стояло у самой границы владений Кей-Кубада I. Абдулла вы¬строил войско и стал поджидать врага.
Прошёл день, прошла неделя, а войск Кей-Кубада I всё нет.
Утомился батыр от долгого ожидания и сказал жене:
- Двенадцать дней и двенадцать ночей не смыкал я глаз. Пойду в шатёр и лягу спать, а если покажется войско Кей-Кубада I, ты меня разбуди. Только помни: я сплю очень крепко, и разбудить меня не так-то легко!
Ушёл Абдулла в свой шатёр, лёг и тут же заснул сном праведника.
Только  через неделю вдруг  вдалеке показалось войско Кей-Кубада I.
Жалко стало Сахиб ханум будить мужа. Решила она не тревожить его, а сама стать во главе войска и сразиться с врагом. Вскочила она на Альбуса  и повела войска в бой.

Отважной  женщиной была Сахиб – ханум: войско Кей-Кубада I рассеяла по полю.               А Абдулла спал так крепко, что не слышал ни боя, ни возвращения жены, ни того, как ржал   уставший Альбус, привязанный к его шатру. Вернулись разбитые войска домой, и доложили военачальники Кей-Кубада I о своей беде. Хоть и неприятно было им, но не удержались они и рассказали о храбром батыре, который разбил их.
Рассказы эти раззадорили Кей-Кубада I. Решил он сам повести войска в бой, сразиться с храбрым батыром.  Вскоре Сахиб  увидела большое войско, которое шло во главе с самим Кей-Кубада I. Хотела было разбудить Абдулла, да опять пожалела его и решила, как и в прошлый раз, сама стать во главе войска.

Храбро билась Сахиб. И кто знает—может быть, снова вышла бы она победительницей, если бы в самый разгар боя не была ранена меткой стрелой. Вспомнила Сахиб о спящем муже и Альбусе, но не могла уже вернуться к ним  - их окружили воины Кей-Кубада I.      А Сахиб спасли от плена храбрые джигиты  Максума - батыра. Посадили они её на коня и умчали в отцовский дворец.

Кей-Кубада I  подскакал к шатру, в котором спал Абдулла, и забрал его, спящего, в плен. Приказал Кей-Кубада I вырыть глубокую яму, спустить в неё Абдуллу и закрыть её крепкой решёткой, чтобы батыр не мог оттуда выбраться.

Теперь никто не помешает мне жениться на красавице Сахибе - ханум! — радостно прокричал  Кей-Кубада I, но Абдулла  так и не проснулся.

Вернувшись во дворец, Кей-Кубада I  тут же отправил сватов к отцу Сахиб, приказав им, во что бы то ни стало - лаской ли, угрозой ли — сосватать ему красавицу. Но сваты и на этот раз ничего не добились. Отец Сахиб, Гафури - на все их уговоры отвечал одно и то же:  Я ничего сказать не могу. Как Сахиб скажет, так и будет.
Всё это время Абдулла спал. Проспал он три недели, а когда проснулся, долго не мог понять, где находится. Только когда увидел над головой толстую решётку, догадался, что попал в плен. Сидит Абдулла пригорюнившись. Поднял он голову, увидел пролетавших лебеди летят и запел:

Все, чем жил с тревогой, с мечтою,
Все, на что надеялась любя,
Проскользнуло быстрым сном как птица,
Никогда  ее мне не вернуть.

Здесь решетка  на до мною, 
Белый лебедь в небе пролетел,
Я прошу его  сказать Сахиб  любимой.
Что по - прежнему ее  люблю.

Услышал он знакомый голос молодой лебедь, спустился на железную решётку и узнал своего друга. Выдернул из крыла перо и бросил его батыру. Взял Абдулла перо и ногтем нацарапал на нём письмо своей жене Сахиб. Он просил прислать ему воз хлеба, бочку воды и пилу для того что бы распилить  решетку. А в конце письма сделал  приписку: «Разыщи моих старых друзей. Одному из них я когда-то дал сто золотых монет, а другому   дал кочедык  и научил плести лапти. Может быть, сейчас они тоже сделают для меня добро».

Взял лебедь перо, поднялся и улетел. Прилетел он к окну, у которого сидела Сахиб, бросил перо ей на колени и полетел дальше. Прочитала Сахиб письмо мужа, обрадовалась и тут же отправилась к тому человеку, которому Абдулла дал сто монет.

Рассказала Сахиб о том, что Абдулла просит у него помощи.
Некогда мне! — ответил должник. Да я ничем и не могу помочь ему.
Тогда Сахиб пошла к тому человеку, которому Абдулла когда-то подарил кочедык. Выслушал этот человек о беде и без всяких лишних слов собрался в дорогу. Нагрузил он арбу хлебом, поставил на арбу бочку с водой, взял алмазную пилу и поехал.

Едет он день, едет два — кругом степь широкая, и нигде никакой железной решётки не видно. Не знал он, что железная решётка вровень с землёй вделана. Может, и проехал бы друг Абдуллы мимо ямы, только услышал батыр стук копыт и запел:
Оседает в траве не роса,
А невинные слезы цветов.
Чуя запах добычи вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.
Чьи в степи слышу я шаги,
Человек то иль волк  идет?
Может, это идет  медведь
Или Лось  пробегает в ночи.
Друг иль враг мне навстречу идет
Что увижу я гибель иль жизнь.
Ты ответь мне  кто же идёт?

Пропел Абдулла эту песню, прислушался — нет ответа. Тогда он запел громче прежнего:
Едва Абдулла пропел эти слова, как его друг подбежал к железной решётке. Поздоровались друзья, обо всём поговорили.  Подал друг Абдулле и хлеб, и воду, и пилу. К вечеру стал он собираться в обратный путь. Жалко было Абдулле расставаться с другом, но делать было нечего. На прощанье он сказал другу:
- Отвези от меня поклон моей любимой Сахиб и скажи ей, чтобы ждала меня два года,  За это время я обязательно вернусь. Ну, а уж если не вернусь, тогда во всём она свободна...

 
Уехал друг. Остался Абдулла один. Грустно ему стало. Взял он кубыз и заиграл печальный напев.

Между тем Кей-Кубада I решил погубить ненавистного ему батыра. Призвал он старшую дочь, старуху няньку и приказал им:

- Возьмите ведро яду, поезжайте в степь и облейте тем ядом Абдуллу!

Взяли женщины ведро с ядом и поехали в степь. К вечеру они добрались до тех мест, где томился Абдулла. Невдалеке от его ямы женщины оставили лошадь, и пошли пешком. Дочь Кей-Кубада I впереди идёт, дорогу высматривает, а подслеповатая старуха нянька за ней ведро несёт.

И вдруг до слуха падишахской дочери донеслись печальные звуки кубыза. Кто-то играл напев, такой приятный для слуха, такой прекрасный, что всё вокруг замерло. Как зачарованная слушала дочь Кей-Кубада I. Догадалась она, что это играл Абдулла, и сказала няньке:  Я не вижу никакой ямы. Выльем яд в овраг, а отцу скажем, что облили Абдуллу. Так они и сделали: яд вылили в овраг, а отцу  сказали, что его приказание выполнили в точности. Через несколько дней дочь Кей-Кубада I, попросила отца, чтобы он разрешил ей покататься верхом.
 Кей-Кубада I не мог отказать дочери — позволил ей кататься, сколько она пожелает.
Вскочила дочь Кей-Кубада I на быстрого скакуна и помчалась в степь. У ямы Абдуллы девушка спрыгнула с коня, наклонилась над железной решёткой и сказала батыру:
 О батыр, кто заключил тебя в эту Яму ?   За что ты так жестоко наказан ?
 Это Кей-Кубада I жестоко расправился со мной. Он хочет совсем погубить меня ! - ответил Абдулла.
Я принесу тебе одежду, приведу с собой людей, помогу тебе вырваться на волю ! - воскликнула дочь Кей-Кубада I.
Нет, - возразил ей Абдулла, - никого не приводи. Если ты хочешь помочь, то принеси мне ключ  от замка, которым заперта эта решетка. Ключ  хранится у твоего отца в сундуке. А сундук стоит в спальне.  Дверь туда сторожат две злые собаки,  с глазами как  чайные блюдца. Они тебя не пустят. Но ты подойди к собакам, разозли их, и пусть они разорвут на тебе платье. Тогда ты потребуй, чтобы отец побил собак, и, как только он станет бить их, ты скорее войди в спальню, достань из сундука ключ и принеси сюда.
Девушка так и сделала. Она вернулась во дворец и подошла к дверям комнаты Кей-Кубада Собаки, сторожившие дверь, накинулись на неё и разорвали ей платье. Девушка с плачем побежала к отцу.
Пока Кей-Кубада I бил собак, девушка вынула из сундука   заветный ключ  и ушла из спальни отца в свою комнату. Здесь она взяла одежду для Абдуллы и поскакала к батыру. Отдала она ему одежду и спрашивает, что делать дальше. Абдулла говорит ей:
Попробуй отпереть замок, а я тебе снизу помогу откинуть решетку. Может, мне удастся   выйти на волю.
Стала дочь Кей-Кубада I отпирать  замок. Абдулла собрал всю свою богатырскую силу и принялся толкать дверь, что из  железных прутьев. Открылась   решётка, и вышел батыр на волю. Умылся он у источника, переоделся в одежду, которую принесла ему дочь Кей-Кубада I, а старую одежду взял с собой и отправился во дворец.

Провела его дочь царя  в свои покои, уложила отдохнуть. Лежит Абдулла, а заснуть не может. Поднялся он, вышел на крыльцо, стоит задумчивый и вдруг слышит невдалеке конское ржание. Узнал Абдулла  коня , побежал на его ржание и очутился около конюшни. Альбус и говорит ему человечьим голосом:  В полночь я выломаю дверь конюшни и прискачу к крыльцу. Ты жди меня и, как только я подбегу, вскочи на меня.
Я умчу тебя к твоей ненаглядной Сахиб.
Ровно в полночь вышел Абдулла на крыльцо, в тот же миг к нему прискакал Альбус, и они умчались. Кей-Кубада I в это время спал крепким сном и ничего не слышал.
Не успел Абдулла опомниться, как прискакал к городу, в котором жила Сахиб.
Слез Абдулла с коня и, перед тем как с ним расстаться, уговорился, что, если конь ему понадобится, он свистнет, Альбус  услышав  свист - и прибежит на зов. Топнул Альбус  копытом, взмахнул гривой — и умчался. Абдулла переоделся в старую одежду пастуха и вошёл в город.
На окраине города увидел маленькую избушку, подошёл к ней и постучал. На стук вышла старуха. Она приветливо встретила путника, ввела в дом, усадила, стала расспрашивать, кто он такой, откуда пришёл, куда идёт. Абдулла сказал старухе, что он сапожник и пришёл в этот город искать работы.
Ты пришёл в самое время, сын мой! — обрадовалась старуха. — Покажи своё мастерство: сшей дочери нашего падишаха к свадьбе нарядные сапожки, да такие, чтобы они ей понравились. Тогда тебе все будут приносить работу!
Всю ночь просидел Абдулла за работой, зато к утру, пара нарядных сапожек была готова.
Утром старуха вскипятила самовар, стала Абдуллу чаем поить. В это время с улицы раздался   сильный взрыв, будто дали залп из пушек.
Что такое? Почему стреляют? — вскочил Абдулла.

  Успокойся, сынок, никто не стреляет. Это разрушают башню, которую поставили в честь побед Абдуллы над врагами. Этот Абдулла неожиданно исчез, и говорят, что он никогда не был батыром и даже женился на дочери падишаха обманом. Поэтому падишах приказал башню разрушить, а Сахиб - ханум   просватал за достойного жениха. Скоро состоится их свадьба.
Выслушал Абдулла старуху и говорит:
Бабушка, отнеси эти сапожки  дочери падишаха. Если они ей понравятся, пусть примет мой маленький подарок. И скажи ей, что я готов сшить ей и башмачки, какие она только пожелает.
Взяла старуха сапожки, отнесла их во дворец, с поклоном поднесла падишахской дочери и сказала при этом: Прими этот маленький подарок к свадьбе от молодого сапожника !
Понравились яркие сапожки - Сахиб. Примерила она их - пришлись сапожки,  как раз по ноге.
 Пришли, бабушка, сапожника к нам. Я его поселю в отдельном домике, и он будет шить ещё и башмачки !  -  сказала Сахиб.
Но старуха ей ответила:
 Мой сапожник такой бедный, что ему не в чем прийти во дворец.
Сахиб щедро наградила старуху и отпустила её домой. Настал день свадьбы. Утром этого дня старуха сказала Абдулле:
 Сынок, сходи во дворец! Поздравь дочь падишаха, покушай свадебного угощенья.
 Меня, бабушка, к дворцу даже близко не подпустят. Сама видишь, какие на мне наряды, - улыбнулся Абдулла, показывая на свои лохмотья.
 Сегодня во дворец пускают всех без разбору. Иди, не бойся, — говорит старуха.
Перекинул Абдулла через плечо нищенскую суму и пошёл во дворец.
Бродит Абдулла по дворцу падишаха, во все комнаты заглядывает. Так дошёл он до комнаты, в которой сидела Сахиб с сестрой. Открыл дверь и остановился у порога. Увидела Сахиб нищего и воскликнула:
Не стыдно ли такому молодому милостыню просить !
 Испытала бы ты, что мне пришлось перетерпеть, так не стыдила бы, а пожалела! — ответил ей Абдулла.
Тогда Сахиб встала, всыпала в суму нищего полное блюдо муки. Но нищий сказал ей:
- Я голоден. Дай мне хлеба!
Сестра Сахиб подала ему большой кусок хлеба. Взял Абдулла хлеб, поблагодарил сестёр и вышел из комнаты. Он был очень голоден и потому стал, есть хлеб, не отходя от порога.
В это время   сказала Сахиб сестре:
 Этот нищий очень похож на Абдуллу!
 Может быть, это мой дорогой муж ходит переодетым и хочет узнать, радуюсь ли я своей свадьбе? 
 Позовём его сюда и рассмотрим хорошенько. У моего мужа на голове есть приметная родинка.
Как только он придёт, я подам ему хлеба и будто нечаянно уроню хлеб на пол. Он нагнётся за хлебом, а ты в это время сорви с его головы шапку, и тогда посмотрим, есть приметная родинка или нет!
Только сказала это Сахиб, как Абдулла сам, без зова, снова появился в дверях и сказал:
 Я съел весь хлеб, который вы мне подали. Дайте мне ещё!
Протянула ему Сахиб хлеба, но не донесла, выронила из рук. Нагнулся Абдулла за хлебом, а сестра  сорвала шапку, и они увидели на голове нищего приметную родинку,  узнав  в нём батыра Абдуллу.
Подхватили его сестры под руки, привели в комнату, где сидели гости, усадили на почётное место, стали угощать самыми лучшими кушаньями.
Увидел это падишах, рассердился, закричал громким голосом:

- За что такая честь нищему?  Хватит с меня и того,  что Сахиб ввела в мой дворец пастуха Абдуллу!  Во второй раз не позволю этого!  Уберите оборванца с глаз долой !
И падишах в гневе вышел из комнаты.
А Сахиб с сестрой накормили Абдуллу - батыра, наговорились вдоволь, а потом пошли к отцу, который в другой комнате беседовал с новым женихом.
Сахиб вошла сказала:
 Отец, я ни за кого замуж не пойду, потому что вернулся мой муж Абдулла батыр - Абдуллу все считали храбрым батыром, ловким джигитом, - сказал падишах.
 Никто не мог тягаться с ним в силе и удали. Пусть человек, которого ты привела ко мне, докажет на деле, что он и  есть Абдулла - батыр! А так я ни тебе, ни ему не поверю !

Вернулись сестры к Абдулле, передали ему требование падишаха.
 Хорошо, - сказал Абдулла.  Сейчас прибежит на мой зов Альбус. Я сяду на него и промчусь по главной улице города. От этого бега поднимется вихрь, и падишах поймёт, что так ездить может только Абдулла - батыр. Вышел Абдулла на крыльцо и свистнул.   В тот же миг с громким ржанием на зов примчался Альбус. Сахиб оседлала его золотым седлом, взнуздала золотой уздечкой. Вскочил Абдулла - батыр на коня и поехал по главной улице города. Из-под копыт Альбуса  взметнулся вихрь, поднялся такой сильный ураган, что затряслась земля.
Поравнялся Абдулла со своей башней, видит - лежит на земле его лук, вокруг него сорок джигитов возятся, поднять не могут.
 Зачем вам мой лук понадобился? — спросил Абдулла - батыр джигитов.
 А мы хотим выстрелить из него по башне и разрушить её до основания.
Абдулла - батыр поднял лук одной рукой и выстрелил в воздух. Смотрит народ, удивляется: от одного выстрела батыра разбежались все джигиты падишаха; Тут уж все поверили, что вернулся Абдулла - батыр. Новый жених Сахиб  испугался и незаметно убежал из дворца.

Стали Абдулла - батыр и Сахиб жить вместе. Жили они дружно и весело, гостей созывали. Вечером встречали, утром провожали.