Опасайтесь чужих слов

Ирина Дмитриевна Кузнецова
Любите ли вы Островского - нашего дорогого Александра Николаевича, который на века вперед обеспечил режиссёров творческим материалом? Тогда эта история для вас. Каким бы экстравагантным ни был тиран актерской братии, хотя бы один раз он поставит пьесу Островского. По-своему, авангардно, даже провокационно, смело нарядив актеров в джинсы или выпустив на сцену в неглиже. Вариант беспроигрышный - и скажет свое дерзкое слово, и потрясет всем этим театральный мир, и отдаст должное великой традиции русского театра.

Конечно, почти все наши режиссеры - знатоки отечественной драматургии, особенно классической. И выбор пьесы для них - не каприз, не прихоть, а выстраданное решение, основанное на глубоком знании литературных источников. Но я хочу рассказать вам про одного очень молодого представителя этой престижной профессии, который вознамерился обессмертить свое имя посредством проверенного и надежного материала - пьес А.Н. Островского.

Наследие драматурга так велико, что перечитать его (или прочесть впервые) одному человеку, даже глубоко заинтересованному, затруднительно. Но мы все живем в прекрасно организованном и доступном информационном пространстве и носим гордое прозвание пользователя, практически ставшее ключевым статусом.   А, как говорили в старину, назвался груздем, полезай… В нашем случае - в интернет. Вот он, бедняга, и полез. Очень удобный источник: краткое содержание пьес Островского всего за две минуты.

«Вот есть же люди с таким чудесным даром - сразу схватывать суть и кратко излагать. И они готовы поделиться со всеми желающими результатами своих трудов.  Просто подарок для занятых людей», - подумал наш режиссер, устроившись в удобном кресле. Теперь давайте и мы присядем, господа, чтобы избежать травм - физических и душевных.
(Орфография и пунктуация источника оставлены мною без изменения - И.К.).

«В рассказе «Без вины виноватые» рассказывается о бедной женщине, которую зовут Любовь Ивановна Отрадина. Она живет за городом в обычной квартирке. Однако в ней течет благородная кровь. Она занимается рукоделием и зарабатывает этим на жизнь. Любовь Ивановна живет обычной скромной жизнью, только отец её ребенка не хочет признавать малыша. Фамилия отца ребенка Муров. Он живет отдельно от своего ребенка. Связанно это с тем, что Муров хочет получить большое приданное на свадьбе».
(Вам уже понравилось? Тогда продолжим…)

«Девушка на протяжении нескольких лет жила в женском пансионате. Дальнейшая судьба выпускниц данного учреждения не всегда складывается удачно. Им трудно устроиться в жизни, не имею ни гроша в кармане. Однако судьба главной героини комедии – молодой девушки – была определена заранее: ей нашли перспективного жениха, правда по возрасту он ей совсем не подходил. Девушка вышла замуж за пожилого кавалера, у которого было столько, что он мог исполнить любой ее каприз» (Это, если кто не понял, про пьесу «Невольницы»)

Далее совсем интересный фрагмент, поскольку содержит не только «краткое содержание», но и «мораль сей басни». Это ресурс так повествует о пьесе «Дикарка».
«Александр Львович – свободолюбивая личность. Узы брака тяготят его, поэтому он изменяет жене. Марья Петровна знает о неверности мужа, но очень любит его, поэтому измены ему прощает…В очередной приезд мужа Марья Петровна познакомила его с юной особой Верой, в которой Александр узнал соседскую повзрослевшую Варю…Через некоторое время Александр и Варя прониклись друг к другу взаимной симпатией…Пьеса учит бережно относиться к семейным ценностям, хранить супружескую верность».

И на десерт - «Свои люди - сочтемся».
«Главная героиня - Липа беззаботно танцует, хочет наверстать упущенное. Так как считает, что разучилась плавно и грациозно двигаться, и не слушает замечания матери. Мать ругает её за то, что она не следит за своим здоровьем. Нужно вначале поесть, а затем заниматься. Девушка очень хочет выйти замуж».

Ну что, улыбнулись - и хватит с вас, господа. А нашему бедному режиссеру - одни только слезы: в драматурге он разочаровался и не знает, как ему дальше жить. И замаячил у него в воспаленном мозгу главный вопрос Гамлета, принца датского. Быть режиссером - перспективно, престижно и просто приятно, особенно когда ты из бывших актеров. Но не быть режиссером - тоже хорошо, только очень скучно. Может быть, отыскать на антресолях огромный бабушкин том Островского и прочесть. А вдруг там не всё так плохо?