Чудо на чудо

Сёстры Рудик
       В сегодняшнем времени у многих людей есть украшения из янтаря. А вот как они появились в одном прибрежном городке, мало кто знает. Историю про это рассказала прибалтийская старожилка.

       Давным-давно на берегу Балтийского моря жили муж и жена. Муж ловил в море рыбу и продавал улов на базаре. Жена собирала на берегу плавник с янтарём для растопки печки и занималась хозяйством.
       Но вот однажды ушёл рыбак в море, и поднялся страшный ураган. В переживаниях о муже, прибежала рыбачка к морю, а к нему подойти невозможно! Везде волны страшными громадами беснуются, с леденящим душу воем обрушиваются на берег. Вековые деревья с него рвут с корнями и разбивают их в щепки в клокочущей пене! Какому уж там хрупкому человеку выжить в такой стихии?
       Заплакала рыбачка горючими слезами, упала на песок на колени и молит:
- Уймись, буйное море, бескрайние просторы! Не лишай меня счастья! Не хочу увидеть мужа утопшим! Покажи чудо – верни мне его живым и невредимым!
       Вздыбилась тут перед нею морская волна в пенистой гриве и заревела в ответ:
- Чудо на чудо меняю! Сумеешь меня удивить, верну твоего рыбака!
       Ушла рыбачка в глубоком раздумье домой и даже не представляет, чем таким можно удивить водную ширь. Стала местным людям рассказывать о его требовании да расспрашивать, не знают ли они, чем таким море можно удивить. Народ смотрит на неё, как на полоумную и лишь шепчутся между собой:
- Она с горя с ума сошла! Не соображает, что говорит!
        Ушла от людей рыбачка ни с чем. Пошла она к белкам в сосновый бор, что по берегам высился, да там ураган такой бурелом наладил, что всё живое разбежалось куда-то. Искала рыбачка горлиц и аистов в округе, они тоже все разлетелись в укрытия. Тогда к утру, как унялся шторм, она снова к морю пришла. Молчит водная ширь тихая, спокойная, синяя и ничего не говорит. Одни чайки блёснами на волнах качаются, да бакланы на волнорезах застыли.
- Бакланы, вы птицы древние, издалёка сюда прилетаете, капризы моря знаете! Скажите мне, чем его можно удивить? – закричала им рыбачка.
       Но сидят бакланы чёрными изваяниями и в её сторону не смотрят. Не хотят выдавать секретов большой воды. Тогда рыбачка спрашивает чаек:
- Чайки, а чайки, вы больше всех летаете по морскому простору, капризы моря знаете. Подскажите мне, чем его удивить можно?
- Ах, ах! – только и ахнули чайки в ответ, перепугавшись её вопроса.
       Не хотят с силой волны связываться, секрета выдавать. Много птиц уносит море своими свирепыми штормами, как и души тех же рыбаков. И чайки с криками улетели восвояси. Проводила рыбачка их грустным взглядом, набрала плавника с янтарём на растопку и ушла домой.
        А дома от грусти всё из рук валится, никакая работа не идёт. Когда же набралась она сил хоть печку протопить, тогда вдруг рассмотрела, что из коряжин плавника можно сделать необыкновенной красоты подсвечники и вазы.
- Вот будет-то мне утешение о дорогом муже, пока он вернётся! – обрадовалась несчастная женщина и, отвлекаясь от печали, наделала неописуемо красивых вещиц.
       Стали те люди, которые входили в её дом, просить:
- Продай подсвечники!
- Продай вазочку!
- Не могу. Это всё из моря, в котором муж сгинул, - отказывала им рыбачка.
        И в следующий раз в её доме уже появились выдолбленные из плавника лодочки на больших кусках янтаря. За ними появились и янтарные парусники. Гася в себе великую тоску по любимому, наделала она и много брошей с бусами.
       Время, однако, шло. Ничего не менялось. Никаких чудес не происходило. Рыбачка так и не нашла ответа к требованию моря. Какого ему чуда нужно было, она не могла понять. И однажды смотрела она на все свои поделки и украшения, смотрела, грустила, грустила и сказала себе:
- Море моего мужа не хочет отдавать. И раз всё сделанное моими руками сводит меня с ума, раздам я это людям, а остальное выброшу в море, чтобы не так болело сердце.
       И она раздарила украшения людям, а остальные работы бросила с обрыва берега в волны. Но не потонули вазы, подсвечники, парусники и лодочки. Закачались они на волнах, а море вдруг ахнуло:
- Ах, какое чудо! Ведь это же всё из останков тех вековых деревьев, которые изломали мои шторма! А эти судёнышки из моего янтаря! Тысячи лет он лежал на моём дне и на песках берегов, и ничего подобного не было! Откуда же это чудо?!
       Тут море ещё увидело гуляющих по берегу людей в янтарных украшениях и снова изумилось:
- А это же тоже из моего янтаря! Какая красота! Но откуда у них такое чудо? Кто это сумел сделать?
- О, море! Что я слышу?! – услышав бесконечное восхищение в шелесте волн, скорее закричала рыбачка и напомнила: - Раз ты, море, увидело в моих поделках чудо, забирай всё это себе! Любуйся украшениями на людях, которые сделал я! Мне же верни любимого мужа, как обещало!
- Ах, это ты, рыбачка! – в тот же миг вспомнило её море и, сдержав слово, вспенилось: - Конечно, будет по-твоему! Ведь ты меня по-настоящему удивила этими чудесными работами!
       И тут же расступились его воды, и одна волна выплеснула на берег её любимого. Крепко обнял он счастливую жену, а она его. А когда они пошли домой, весь посёлок только одно и твердил:
- Вот чудо, так чудо! Целый год утопшего рыбака не было, а он вот тебе – живой и невредимый прямо из моря к супруге вышел!
       А рыбачка в благодарность морю так и стала после этого в том городке делать изделия из янтаря. Потом уже и другие взялись делать.
       Вот такая была история.
 
(г.Муром 2020)