С добром или со злом?

Сёстры Рудик
       Жило-было на белом свете доброе Море Балтийское. Люди любили его за лечебную воду и сказочную синь, за прохладу в жару и драгоценные янтари. Их Море дарило им каждый день, просто так - безвозмездно. Знойным летом на свои берега оно радушно принимало целыми толпами любителей позагорать. С утра до вечера народ вволю отдыхал, плескаясь в ласковых волнах, нежась на бархатном чистом песке. Да только вот отдыхали гости с широким размахом, порой забывая, где находятся. Если, искупнувшись, некоторые загорали на полотенчиках, то другие жутко коптили шашлыками, чадили куревом, бросая окурки тут же на пляж, плевались семечками и жвачками и оставляли после себя бутылки и прочий мусор.
- Неужели нельзя не мусорить? Ну хотя бы с собой в пакетики забирали бы всё это и выбрасывали в урны, - потихоньку роптало Море и от обиды порой раздражалось до шторма, выколачивая из песка пляжа весь мусор.
       Наутро он безобразно скапливался под кустами берега. А успокоившееся Море щедро выбрасывало на песок причудливые коряги, янтарь и надеялось:
- Ну вот сегодня придут люди сюда отдыхать, заметят мою уборку, подарки, старание и больше не станут так мусорить. А то ведь лежат в этом безобразии, как настоящие поросята!
       Перемен, однако, в лучшую сторону не наступало. Пофигистов приходило намного больше, чем благовоспитанных. Янтарь быстро собирался по сумкам, причудливые корешки безжалостно сжигались на кострах для шашлыков, мусору становилось вдвое больше.
- Кошмар какой-то! Что же делать? Это просто невыносимо! - в ужасе возмущалось Море и звало на выручку своих неразлучных помощников.
       Слетевшиеся чайки, бакланы, галки и голуби дружно склёвывали брошенные объедки или уносили их куда-нибудь в клювах. Но даже птицы не могли толком справиться с беспорядком.
       Разобидевшись в очередной раз, Море нещадно топило загрязнённый берег, старательно выгребая водяными лапами мусор, безобразно обгоревшие головёшки коряжек и снова терпеливо и ещё красивее украшало для людей пляж, помимо всего расстилая по кромкам волн нежнейшие ковры пушистых изумительных водорослей. Оно окутало ими потемневшие от древности, старые волнорезы и огромные валуны, чтобы гости не ушиблись об них. Потом согнало стайки маленьких прозрачных рыбок и кисейных медуз. А по волнам рассадило «кораблики» белых чаек и  «парусниками» запустило белоснежных лебедей.
- Глупое море, для кого ты стараешься? - не выдержал Безымянный Ручей, что впадал в него из ближнего леса через пляж и поведал: - Люди очень неблагодарные. Они заметят разве что твои янтарные сокровища, а остальное затопчут.
- Неужели? - не поверило ему Море и заступилось за гостей: - Может быть, ты на них наговариваешь? Невозможно же всё время не замечать чужого старания.
       На это Ручей лишь печально вздохнул:
- Послушай мою историю и делай выводы. Когда-то я был настоящей речкой, где водилась разная рыба, форель, большие раки. В моих водах жили выдры, ужи, утки и водяные курочки-лысухи. А сейчас, если пробраться по моим овражьим тропам, можно почти не заметить моего русла. Оно завалено мусором и буреломом, который никто и не думает чистить.
- Да ты что?! - заволновалось Море и, темнея от услышанного, подёрнулось рябью: - Почему же люди ничего не замечают? Может, они больны?
- Их общая болезнь – самоуверенная глупость! - не задумываясь, мрачно ответил Ручей и пояснил: - Вместо того чтобы вычистить моё русло и развести там хорошую рыбу, поставить несколько прочных мостиков, они надумали строить бетонные променады по твоим пляжам и высоченные дома на обрывах берегов.
- Да зачем же здесь какие-то высотки и променады?! Ведь нет ничего лучше, чем дикие пляжи! - поражённо воскликнуло Море и в недоумении припомнило: - Люди сами всегда ищут для отдыха места подиковатее.
       Ручей не нашёл, что на это ответить, а Море притихло и крепко призадумалось над его рассказами, печалями и предупреждениями. И, конечно же, всё получилось так, как пророчил Ручей: люди забрали янтарь, остальное всё затоптали, замусорили и даже их маленькие дети растащили «ковры» водорослей, разогнали рыбок, повылавливали много медуз и разбили их тяжёлым мокрым песком. Убитых медуз они перемешивали с песком своими красивыми разноцветными лопатками, делая из них куклам «кисель».
       Так Море ничем и не могло изменить людей. Его пляжи опустели лишь с приходом осени. Море тщательно выскребло все мусорные безобразия из песка и, расслабившись до состояния штиля, каждый день принимало оздоровительный массаж, который делали ему чайки, голуби и галки. В отсутствии шашлычно-курительных дурманов, гама и суеты на чистом воздухе в тишине птицы ходили по всему пляжу, оставляя на уставшем песке крестики своих лапок. Это был необыкновенный массаж после утрамбовки многолюдной беготни!
       Но долго наслаждаться Морю не пришлось. На берег приехала техника, разгрузились бетонные плиты, железная арматура, горы камней и протекторов, и закипела страшная работа внизу и наверху. Внизу строился променад, а наверху воздвигались высокие дома.
- Остановитесь, люди! Зачем вы всё это делаете? - зашумело Море и предложило: - Сделайте лучше новые крепкие волнорезы и посадите по склонам берегов больше кустарников, чтобы он не осыпался!
       Но люди делали глупую работу. Скоро по всему берегу растянулся угрюмый серый променад, наверху выросли многоэтажные дома, а берег укрепился некрасивыми чёрными протекторами и сетками, набитыми камнями. Природная зелёная нежность и красота вмиг пропали, обезобразившись этими изменениями.
- Ручей, как ты был прав! - в отчаянии проревело Море.
- Это ещё не всё. Здесь будут дымные кафе со спиртными напитками, - ещё больше расстроил его Ручей.
- Так ведь пьяные люди утонут в моих волнах, и их унесёт подводным течением! – распереживалось Море и припомнило: - Уже сколько таких несчастных пьяных вынесли мои волны на дальних берегах! Перепьются и думают, что им «море по колено».
- Они никогда не думают. Они мнят из себя царей природы, - презрительно промолвил Ручей.
        Услышав такое, Море неслыханно разозлилось на людей! Немедленно решив их наказать, оно призвало на помощь своего неразлучного друга:
- Ве-еете-еер! Ветер, помоги мне доказать самоуверенным глупым людишкам, что не они цари природы, а Природа - царица всей жизни на земле и может, как защитить, так и наказать!
- Давай потешимся! - не раздумывая, согласился Ветер и сейчас же засвистел, созывая своих помощников - грозовые тучи, молнии и лютые ливни. Ветер был вечный хулиган и очень любил озорничать и буянить - только попроси!
       И взялись за жуткое дело две мощные силы: одна - от обиды, другая - из озорства. Страшными водопадами обрушилось Море на исковерканные берега, заливая их до основания громадами волн! Его оглушительные раскаты слышались далеко в городе, по улицам которого бешено носился Ветер. В бесшабашном азарте он срывал рекламные щиты, сносил крыши, заваливал заборы, с корнями выворачивал вековые деревья, крушил здания. Ко всему в придачу к грозовым раскатам и ослепительным молниям добавился такой страшный ливень, что его потоки реками хлынули по улицам города, по парковым и лесным тропкам до самого Моря. Истосковавшись по быстрому течению воды, русло Ручья мгновенно наполнилось водой, и он звонко крикнул Морю:
- Пойдём, я тебе покажу свои овраги, и как живут люди!
       И Море полилось по лесу, по оврагам, с болью замечая чахлую растительность, завалы бурелома, мусор везде. Тут ещё от старания Ветра повсюду со скрежетом и грохотом валились деревья, нагромождаясь в ещё больший бурелом.
- Смотри, смотри! Всё это потом веками будет лежать по лесам и гнить! - показывал Ручей Морю непроходимые безобразия, а оно, как могло, по пути чистило его захламлённое русло.
       Потом Море вылилось на улицы города и увидело тот же мусор, ужасные уголки помоек и урн, расписанные и поломанные вандалами скамейки, чахлые клумбы с больными ёлками и прочей такой же растительностью и продолжило наводить свой порядок, вымывая всю грязь и углы городских закоулков.
       Так всю ночь они хозяйничали, где только могли в городе и за его окрестностями. Во время урагана перепуганные до полусмерти людишки не спали в своих домах и ревели со страху, чуть не прощаясь с жизнью:
- Неужели это всемирный потоп?! Неужто мы погибаем?!
       Царями природы никто из них сейчас себя вообще не чувствовал. Все чувствовали непреодолимую силу стихии, трясясь за своё жалкое существование в её лютости. Зато Море вдруг почувствовало их горькие беспомощные слёзы и ощутило, что они солонее и горше её солёных вод. Ему невыносимо жалко стало разрушителей царицы-Природы. Ведь люди с радостью всё лето спешили на его пляжи, доверялись объятиям волн, а кто-то не прекращал купания даже зимой. И Море сжалилось и попросило Ветра:
- Ветер, дружок, хватит с них! Они хорошо наказаны. Вон как горько ревут, - и отступило в свои берега.
       Ручей всё ещё весело звенел по оврагам, наслаждаясь быстрым течением, а Ветер неохотно сбавил кураж и усмехнулся:
- Ну, хватит, так хватит. Когда надо будет побуянить, проси - не стесняйся! - и улетел хулиганить в другие края, уводя за собой своих помощников.
       Утром Море ласково играло нарядными солнечными зайчиками на волнах, сверкая по всему берегу искрами драгоценного янтаря. В его же воде плавали чёрные протекторы, выдернутые сильными водяными лапами. Каменные укрепления в сетках так же были развалены. Стихия запросто разорвала крепкие сетки и разметала из них булыжники. А бетонные сходни променада  вообще были вывернуты вместе с железной арматурой и заброшены на высокий обрыв берега. Береговые кафешки разбиты, словно карточные домики.
       Людишки подсчитывали урон, наводили порядок после ураганного потопа и в утешение собирали янтарь, со страхом поглядывая на тихие воды любимого Балтийского Моря. Они любили его по-своему, а оно любило их. Но любовь эта была совсем разная: у Моря - чистая, вечная; у  людей - полностью зависимая от их воспитания, достатка, положения и сегодняшних запросов к жизни, которую они придумывали себе сами. И что они ещё придумают глупее променадов на роскошных берегах Балтики и высоток на обрывистых морских кручах, страшно было подумать!
       Прошло немного времени после грозного урагана, но видя самоуверенную глупость и ненасытные запросы людей в отношении их к прекрасным уголкам природы, Море потихоньку стало скрывать под своими водами песчаные бархатные пляжи с солнечными янтарями, взамен оголяя грубые камни и скользкие опасные валуны. Берег превращался в узкую полоску, а потом и вообще исчезал. А Море уже грызло и подмывало береговые склоны, всё ближе и ближе подбираясь к городу. На променадах стали появляться опасные трещины, бесконечно ржавела арматура. Прибрежные здания перекашивались, вызывая чувство страха у живущих в них и у прохожих. Они спешили пройти мимо высоток как можно быстрее. А после той стихии некоторые горожане и вообще уехали подальше от Моря к глухой Тайге. Да ведь если вредить царице Природе, делая всякие глупости в угоду себе, и Тайга может обозлиться не хуже Моря. А дружок у неё, между прочим,  тот же – сорвиголова-Ветер. Возьмутся на пару с Тайгой мстить и превратят города в непролазные чащи и болота! Куда дальше бежать придётся? А главное - с чем оставаться - с добром или со  злом?

(Калининград/г.Пионерский 2016)