Меж Циркулем и Наугольником

Татьяна Косенко
Зодческая Подмастерья (2°)
В.'.Л.'.Л.'.Р.'., Д.'.Т.'. «Медный змей» на Востоке г. Санкт-Петербурга.

______________

Мефистофель:
— Нет, трудновато выйти мне теперь,
Тут кое-что мешает мне немного:
Волшебный знак у вашего порога.

Фауст:
— Не пентаграмма ль этому виной?
Но как же, бес, пробрался ты за мной?
Каким путём впросак попался?

Мефистофель:
— Изволили её вы плохо начертить,
И промежуток в уголку остался,
Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.

© Гёте, «Фауст»

______________

Если степень Ученика в целом символизировала рождение и юность, а также идею «вечного ученика» в духовном становлении, то степень Подмастерья означает зрелость и применение полученных знаний на практике, со всей осознанностью и при наставлении Мастера. По мнению У. Порчатти, известного исследователя шотландского обряда, эта степень — первая, усматривающая активное начало в масонстве: «Степень Ученика обязывает посвящённого понимать великую тайну своего существования и путём самосовершенствования становиться более достойным собственной жизни. Степень Подмастерья обязывает трудиться для других, приносить пользу в жизни...».

Несмотря на сложность и многообразие символов, ритуал посвящения во 2° не настолько волнителен и драматичен, как инициации в 1° и 3°. И незаслуженно эта степень многими считается всего лишь «промежуточной» между Учеником и полноправным Мастером. Между тем, великое начинается с малого; и насколько хорошо будут освоены и закреплены уроки 2°, настолько полезной и полной для масона окажется инициация в степень Мастера.

Данной Зодческой я хочу углублённо раскрыть эзотерическое значение второй степени. Вспомним основные атрибуты Подмастерья. Положение циркуля и наугольника на алтаре; Пламенеющая Звезда, расположенная на Востоке; образ бога Януса. Внешнее убранство и символика 2° ярко выражены в Аркане Таро «Верховная Жрица».
Рассмотрю же эти символы по отдельности и совокупности.

Символизм Пламенеющей звезды нередко используется в различных обрядах инициации. Так, для алхимиков она служила эмблемой Квинтэссенции; маги используют Малый и Большой Ритуалы Пентаграммы, построенные на данном символизме и означающие открытие Врат на тонком плане; каббалисты упоминают Священную Пентаграмму в своих трудах. Согласно Артуру Уэйту и его «Новой энциклопедии франкмасонства», египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса» — стража весов на суде Осириса. Пифагор считал пентаграмму знаком гармонии между физическим и духовным, а также знаком жизни, поскольку число её лучей — пять — у эллинов демонстрировали чёт и нечет (сумма первых чётного и нечётного чисел), порядок и хаос, Тьму и Свет. На мой взгляд, именно в этой символике заключены основные духовные уроки степени Подмастерья, и нам ещё предстоит разобраться: почему именно пятиконечная звезда, почему её называют Пламенеющей, и в чём заключается активный труд вольного каменщика-Подмастерья.

Впервые подробный анализ пятиконечного символа встречается в Эпохе Возрождения. Известный оккультист Корнелий Агриппа во второй книге «Оккультной философии» заметил, что пентаграмма заключает в себе значение «духовной работы на материальном плане». Спустя полвека астролог Тихо Браге в труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» представил углублённый анализ: так, он подписал каждый луч пятиконечной звезды буквами еврейского алфавита. Получилось(Йод-Хе-Шин-Вав-Хе), то есть формула Тетраграмматона с добавлением буквы Шин. Таким образом, получается Пентаграмматон, где Шин трактуется как искра Божественного, освящающая и оживляющая четыре материальных элемента. Позже, через несколько столетий, герметический Орден Золотой Зари вернулся к данной идее и использовал этот символ Духа и четырёх стихий, подчинённых буквам Пентаграмматона; символ микрокосма, человеческого гения и Адама Кадмона (к этому новому термину мы вернёмся чуть позже).

Итак, в 1° масонства Ученику в ходе инициации открывается Тетраграмматон как первый духовный урок, во 2° — уже Пентаграмматон посредством добавления буквы Шин в непроизносимое имя Творца. Такое маленькое, на первый взгляд, дополнение несёт глобальный смысл.

Рассмотрим внимательнее, что же представляет собой буква Шин. Графически она выражает колебание от одного полюса к другому с точкой равновесия в центре. Известный каббалист Рабби Ицхак Гинзбург («Алефбейт») даёт следующее толкование этой букве: «Колышущаяся, как пламя, изменчивость всех вещей происходит из вечного и неизменного Источника», — таким образом, говоря о букве Шин как трансформирующей силе, впрочем, берущей свою мощь от неизменного Творца: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6). Иероглифически Шин состоит из букв Вав, Йод и Заин, написанных подряд. Йод означает высшее состояние духа, Вав служит её проводником в наш мир, Заин обретает значение слова «зан» — «поддерживающий жизнь». Таким образом, одно из значений буквы Шин — «духовность, сходящая в мир и питающая его». Таким образом, буква Шин заключает в себе одну из добродетелей Подмастерья — трудиться во благо других, — ведь он уже работает не над Диким камнем, как Ученик, а над Кубическим, то есть научился управлять своими страстями, упорядочил грубый хаос своей жизни, души и духа и теперь развивает добродетели. Кроме того, буква Шин — начальная для слова-пароля 2°, что показательно.

Продолжим исследование глубин смысла еврейского алфавита. Согласно Каббале, буква Шин — одна из трёх материнских букв еврейского алфавита. Также, согласно Книге Сефер Йецира: «Он (Творец) назначил букву Шин царствовать над Огнём, увенчал её и, сочетая с другими, запечатал ею небеса во Вселенной, жаркое время в году и голову в человеке...». Таким образом, суммируем полученные выводы, получается, что Шин — буква первоначальной «искры Божьей». Алистер Кроули замечает: «Буква Шин, соответствующая Огню, несёт на себе двойную нагрузку, поскольку она же служит символом Духа». Чтобы понять это изречение, стоит обратиться к гематрии: согласно ей, каждое слово или фраза имеет определённое числовое значение. У слов с одинаковой гематрией предполагается смысловая связь. Итак, гематрия буквы Шин соответствует 300, что также является суммарным числовым значением Руах Элохим («дух Божий»), подтверждая выводы известного оккультиста.

Предоставив, возможно, монотонные исследования, мы подходим к интересному: какими дополнительными качествами обладает новая формула, которую получает Подмастерье, — Пентаграмматон?
Вернёмся к позиции Ордена Золотой Зари, где Пентаграмматон рассматривается как Адам Кадмон. Если известный Адам, встречающийся нам в Ветхом Завете (т.н. «ха-Ришон»), являет собой первозданного, слабого, «глиняного» человека, то Адам Кадмон, о котором мы говорим, — это прообраз «грядущего Древа Сфирот» и «человек предвечный», «человек небесный» и совершенный, обладающий андрогинной природой. Духовный мир Адама Кадмона — это Сфира Кетер, означающая «Корона» и таким образом символизирующий высшую божественную волю, истинный гений Творения. Лурианская система каббалы рассматривает Адама Кадмона как посредника между Эйн Соф («бесконечностью») и Древом Сфирот, пятый мир Творения — выше Асии, Брии, Ацилут, Йециры. Таким образом, становится понятен один из уроков Подмастерья: изучая таинство Пламенеющей Звезды, Вольному Каменщику следует неустанно приближать себя к прообразу «небесного человека».
Пятая буква Шин, посредством которой Тетраграмматон становится Пентаграмматоном, означает сразу несколько процессов: раскрытие искры божественного в вольном каменщике, возвращение человека в «его первоначальные силы и качества, духовные и божественные» (что перекликается с учением мартинизма — впрочем, исходящего из масонства). Кроме того, каббалистический текст XIII века «Сефер ха-Темуна» утверждает, что недостатки мира связаны с недостатком буквы Шин в мироздании, возможное раскрытие которой исправит Вселенную, — что также задаёт вектор работы Подмастерью.

Каким же образом можно этого достичь? Ответ на данный вопрос предоставляют следующие символы 2°: происходящее на Аркане Верховная Жрица, а также символизм буквы «G».

Карта Таро, о которой говорили раннее, изображает женщину, сидящую меж колонн Яхин («утверждённый Богом») и Боаз («утверждённый силой»). Она держит в руках золотой и серебряный ключи, а также свиток из Торы — Священное Знание. Под ногами изображённой Жрицы — шахматный пол, символизирующий двойственность мироздания, за её спиной — вуаль тайны, напоминающая повязку, что закрывала глаза Кандидату перед получением им Света при посвящении. Сам Старший Аркан также имеет основное значение — Тайна, что пока недоступна вопрошающему. И всё-таки У. Порчатти даёт намёк: по его мнению, колоннами обозначается граница, за которой «умирает человеческий дух». Ярко выраженная символика противоположностей и даже числовое значение — Второй Старший Аркан — говорят нам о некоем уроке двойственности, поняв который, можно пройти дальше — приоткрыть завесу, символически «снять повязку»... Мы почти близки к разгадке.
Теперь исследуем образ двуликого Януса, римского Бога проходов, коридоров, входов и выходов, а также начала и конца. Под его протекцией находились все двери (как физические, так и духовные), а также время. Янус также вёл счёт дням, месяцам и годам; он — сущий, бывший, приходящий. В его власти не просто раскрыть Вселенную во всей её славе и красоте, но и уничтожить её. Согласно древним традициям, на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой — LXV (65), и в сумме они составляют 365 — число, означающее количество суток в году. Почему именно так? Ответ на данный вопрос снова нам может дать гематрия: согласно ей, как мы упоминали раньше, 300 — значение буквы Шин, а также «духа Божьего». Кроме того, LXV есть также LVX, Свет, и тогда 365 = Шин + LVX, со всем вытекающим символизмом. Также согласно гематрии 65 соответствует иудейской молитве «Хвала», мезузе (свиток, содержащий три отрывка из Торы о единственности Творца, любви и верности к Нему).

И снова вопрос: как так? Говорим о двуликом Янусе — и прославляем, как подсказывает гематрия, единый дух Творца? Говорим о двойственности и проходим её уроки, стремясь к единству? Как такое понимать, и каким образом подойти к решению данной загадки?

Терпение, дорогие читатели! Двойственность всегда присутствовала в мифологии и окружающем мире, и, как правило, две противоположные стороны балансируют друг друга, как жизнь и смерть, как Свет и Тьма, как созидание и разрушение, как женское и мужское, как «человек глиняный» и «человек небесный». Более того, ни одна сторона не может существовать без другой, что выражено в третьем законе Ньютона: «Сила действия равна силе противодействия». Всё потому, что они имеют одну природу — от Творца. Позже смысл вышесказанного расшифровывается в Книге Откровения — фундаментальном труде, синтезирующий мировые древние знания. В Книге сказано: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (Откр. 1:8).

Вот и раскрывается следующий урок Подмастерья: когда мы понимаем, что все противоположности едины в своём Истоке, то переходим из дуализма, где воспринимаем несовместимость противоположностей, в диалектику — то есть сферу творческого мышления, комбинирующего противоречия. Только благодаря такому подходу мы можем выйти за границы дуальности и пойти дальше в своих исследованиях, поисках и в дальнейшей работе. Именно это и есть завеса тайны Верховной Жрицы: хоть её Аркан имеет порядковый номер II, на самом деле он — третий по счету (после Шута и Мага). Поняв это, Подмастерье приближается к драматической мистерии — посвящения в степень Мастера.

Насколько это важный урок, настолько же он и опасен, и вероятность самообмана на данном этапе предельно высока. Любое, даже малейшее искажение личности, её приоритетов и чистоты духа может иметь катастрофические последствия. Согласно символизму расположения циркуля и наугольника в своей степени, Подмастерье оказывается на некоем перепутье; и запросто вместо стремления к Адаму Кадмон («человека горнего») может выбрать путь Адама Белиал («человека злого»).
Каким образом это может произойти? Обратимся к «теневой» стороне уже известной нам букве Шин. Её двойственность обсуждается в Талмуде («Шабат», 104), где сказано, что на этой букве строится не только слово «шаддай» («всемогущий Творец»), но и слово «шекер» («ложь») и «Сатан» (Князь Тьмы), имея явную отсылку к Древу Клипот и заглавной, раздвоенной Клипе Таумиэль. Далее, если посчитать гематрию Пентаграмматона, мы получим число 11: Йод (10) + Хе (5) + Шин (300) + Вав (6) + Хе (5) = 326 = 3 + 2 + 6 = 11, — что ещё даёт двойку при сложении единиц. Одиннадцать соответствует невидимой сфире Даат на Древе Жизни — некой «червоточине», из которой исходит Древо Смерти (Клипот). Таким образом, велик риск Подмастерья «перепутать» два Древа, не отличить одно от второго!

Теперь рассмотрим значение полусфиры-полуклипы Даат: она имеет значение «бездны», но также переводится как «самоуверенность». Тут и проявляется двойственность буквы Шин и опасность работы с Даат в целом. Велико искушение снова вернуться в дуальное мышление, не освоив диалектическое! Насколько сложно сохранить внутреннюю чистоту, не отдаваясь различным порокам! Насколько велик соблазн отвергнуть Тьму, желая познать Свет как можно ярче!

Именно эта фундаментальная ошибка — разделение того, что может быть полным лишь в единстве — ведёт к духовному застою. Это может быть дуальное представление об устройстве мира: вместо Единого, Непознаваемого, Бесконечного Творца — условно добрый Демиург и злой Сатана, соблазняющий людей на грехопадение. Вместо чистого Гнозиса — суррогат веры, догма и религиозный фанатизм. Когда личность не мыслит себя как часть Творения, единую со всем остальным, ей свойственно противопоставлять себя окружающему миру, таким образом отрываясь от него, не понимая смысла внутренних и внешних духовных процессов. Когда индивидуум принимает за аксиому такие понятия как «правильно» и «неправильно», «добро» и «зло», — не извлекая пользы от того, что не вписывается в его представление о мире. Когда человек, впадая в религиозный фанатизм, слепо поклоняется некоему идеальному образу божества — и тут же обвиняет его творение, окружающий мир, во зле, в нечистоте, в несправедливости. Когда следующий духовному пути (как он считает) отказывается от работы над собой и ждёт некоего внешнего спасения или, хуже того, — Мессию, что рассудит и разрешит все земные проблемы. Однако «дух Божий» вовсе не «спасает» человека, не исходит свыше и не дарит благодать посредством молитв, постов, соблюдения религиозных предписаний или иного догматического подхода к связи с Божественным. Кроме усилий самого человека, его духовной работы над собой — внутри себя и в коллективе, — ни на что нельзя складывать свои надежды и ответственность.

К сожалению, самые жестокие преступления совершались во имя высших идей, веры и сложной философии. Духовный путь человека всегда предполагает некий выбор: он может служить как жизни, так и смерти; вести к разрушению или созиданию.
Подмастерью предстоит сделать не только выбор между этими путями. Ему стоит научиться различать одно от другого. Научиться не идеализировать и не демонизировать одно и второе. Овладеть искусством диалектики, шагая по тонкой грани дуализма. В этом и заключается важнейший урок данного градуса: познать двойственность и преодолеть рубеж. Пробудить неугасимое, вечное и неизменное пламя Духа, сияющее среди четырёх стихий и подчиняющее их строительству Храма, под упорным следованием четырём магическим принципам: Знать, Сметь, Желать и Хранить Молчание. И только в таком случае Пламенеющая Звезда раскрывается перед нами как диалектика Творца и Человека, а Жизнь раскрывается через Смерть — посредством Воскресения. И одно становится не противоположностью, а продолжением другого.

Помня это, в своём благочестивом труде не станем уподобляться трём Подмастерьям, заклавшим Хирама Абиффа. Не будем поступать как Левий Матвей из романа М. В. Булгакова «Мастер и Маргарита», где наставник Иешуа говорил о своём помощнике: «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И всё из-за того, что он неверно записывает за мной». Помня о мудрости двух Колонн, сохраним в сердце мудрость и силу — и одно сочтём с другим. Предстоит ещё долгий путь, и когда-нибудь бывший Подмастерье обретёт влияние — но, помня уроки, он укрепит самообладание. Когда-нибудь он добьётся многого благодаря своему труду и таланту — но управлять этим будет мудрость его Души.

Я сказала.