Масонское посвящение. Четыре путешествия

Татьяна Косенко
Зодческая Ученика (1°)
В.'.Л.'.Л.'.Р.'., Д.'.Т.'. «Медный змей» на Востоке г. Санкт-Петербурга.

______________

Голос Моей Высшей Души сказал мне: «Дозволь мне вступить на путь Тьмы, и, быть может, я найду Свет. Я —
Единое Сущее в Бездне Тьмы; из Тьмы вышла я до рождения,
из Безмолвия Первозданного Сна». И Голос Веков ответил
моей душе: «Я — тот, кто творит во Тьме; воистину, Свет
во Тьме светит, но Тьма не объяла его».
© Орден Золотой Зари

______________

В ходе самой инициации я совершила три символических путешествия. Позвольте мне поделиться своим анализом этих элементов инициации, а также детальными личными впечатлениями по каждому этапу.
Итак, каждое путешествие совершалось по кругу, по ходу солнца
или против него, опираясь на четыре стороны света, а также на четыре
стихии.

Число «четыре» всегда было одним из главных символов, которые
используются человечеством: четыре времени года, четыре основных
праздника Колеса Года (равноденствия и солнцестояния) и так далее. В
нашем случае четыре стороны света означают космический порядок, а
четыре основных стихии, использующихся в западных эзотерических системах, означают материальное строение Космоса. В китайской и тольтекской астрономии мир разделяется на четыре направления, причём пятым направлением является центр, от которого исходят и в котором соединяются все остальные (подробнее об этом будет рассмотрено в Зодческой, посвящённой степени Подмастерья). Если мы обратимся к мифологии различных культур, мы также обнаружим значимость числа «четыре». В контексте ритуала посвящения я отдельно рассмотрю несколько
важных отсылок.

Начнём с первой из них, вспомним сакральные значения сторон
света.

1. Восток — место, где поднимается Солнце, откуда исходит жизнь,
и свет, и начало мира, источник святости и справедливости. Израильская скиния и храм Соломона были обращены на восток.
2. Запад — соответственно, место, где Солнце клонится к закату,
происходит умирание света и закат всякой жизни. Запад ассоциируется с бедствиями и всякой нечистотой.
3. Север соотносится с инфернальным началом, источником ужаса,
страха и гибели: «Я приведу от севера бедствие и великую гибель»
(Иер.4:6); «От Севера появляется беда и великая гибель» (Иер.6:1);
4. Юг же считался царством истины, мудрости и добра: по этому
случаю даже существует раввинское предание, согласно которому, каждый, кто хочет стать мудрым в молитве, должен повернуться к югу (Словарь Библейских образов. Под общ. ред. Райкена
Л., Уилхойта Д., Лонгмана. Т. III. — СПб: Библия для всех, 2005. —
С. 1328).

Следующие отсылки — к значению четырёх основных стихий. Знания о стихиях берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал
свои труды Великий Посвящённый Тот-Гермес Трисмегист. Позже эти
знания сформировались в оккультную науку алхимию, и согласно ей,
каждая стихия означала принцип Вселенной, воплощённой в материи.
Итак:

1. Вода — душа, первообраз всей материи, лоно жизни, символ Великой Матери, а также великого источника мудрости, скрытого в
бессознательном.
2. Огонь — дух и сила, действующая в средоточии всего сущего, Великий Отец и «семя вселенной».
3. Воздух — быстрота мысли, ум, животворящее дыхание, Логос.
4. Земля — материальная основа, фундамент Бытия.

Мы близки к ответу на вопрос, какой смысл заключён в каждом из
трёх символических путешествиях.

- Часть из них совершалась посолонь, с Запада через Север, — то
есть через закат прошлой, профанной жизни к гибели прежней
личности, затем через Восток и далее на Юг — к возрождению и
царству справедливости.
- Другая часть совершалась противосолонь, с Запада на Юг, означая закат прежней личности Кандидата ради приближения к духовному состоянию справедливости и добра; затем с Юга на Восток — то есть к перерождению и Восхождению новой личности в
этом состоянии; далее на Север и снова на Запад, таким образом
демонстрируя готовность Кандидата удерживать и увеличивать в
себе Свет, даже опускаясь во владения Тьмы (начиная от профанного мрака невежества и страстей и продолжая такими вариантами как грамотная практика с инфернальными существами и
т.п.).

Во время передвижения Кандидата во время первых двух Путешествий — с очищением Воздухом и Водой — братья и сестры могут толкнуть Кандидата, смутить шумом и выкриками, стучать ногами, что также символизирует распад прежней жизни профана, наполненной суетой,
бесполезным шумом, путаными мыслями, неясным мировосприятием,
деструктивными эмоциями, негативными подсознательными установками. Кроме того, такие препятствия не несут ощутимого вреда, что также
закрепляет в бессознательном установку преодолевать свои страхи, избавляться в глубинах Души и Духа от иллюзий, продолжать своё духовное Восхождение несмотря ни на что.

Ответив на эти вопросы, считаю необходимым приступить к частному анализу числа «четыре» в контексте ритуального очищения стихиями воды, воздуха и огня.

Начнём с воды.

Итак, известно о четырёх реках, стекающих, по поверьям индусов, с
горы Меру и заключающих в себе мощь Богов. Эти реки — Ганг, Инд,
Окс и Шита — текут из единого источника по четырём сторонам света.
В каббалистической мысли также представлены четыре реки, которые вытекают из Эдемского сада, что описано в священных книгах: «Из
Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре
реки» (Книга Бытия, глава 2, стих 10).
Эти райские реки св. Амвросий символически сравнивал с основными добродетелями.

Так, река Ганг, что «...обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и
золото той земли хорошее; там карбункул и камень оникс», соотнесена с благоразумием. Действительно, имея в виду «золото», мы говорим о ценности благоразумных решений.

Вторая священная река — Нил — соотнесена с умеренностью и целомудрием. Следуя истории, можно заметить, что именно у Нила была утверждена первая законодательная норма и заложен фундамент сразу трёх цивилизаций: древнеегипетской, нубийской и кушитской, что невозможно без законодательной нормы. Также при исходе из Египта возле этой реки израильтянам был дан закон: выйти из Египта и, опоясавшись, угоститься ритуальным агнцем — символом чистоты и умеренности. Кроме того, древнее название реки Нил — Гихон — буквально означает «зияние в земле». Из этой исторической сводки и символизма можно сделать вывод: законом побеждается всякая низость, и как зияние поглощает землю и грязь, так и нравственность поглощает всякую страсть.

Третья река — Тигр, что соотносится с силой. Древние люди заметили, что эта река достаточно бурная и быстрая, и она поэтому считается символом духовной мощи, которой не страшны никакие преграды. Некоторые источники считают «третьей священной рекой» Иордан, что не меняет символического соотношения.
И, наконец, четвёртая река — Евфрат — «плодородие» и «справедливость, утоляющая всякую душу», ибо ни одна добродетель не приносит столько щедрых и благих плодов, сколько справедливость и правда.

Рассмотрев данный символизм, вернёмся к тексту ритуала: путешествие по четырём сторонам света при ритуале очищения водой — принятие Кандидатом четырёх вышеописанных добродетелей. Испытание «кипящей водой» учит отличать истину от иллюзий и преодолевать страхи глубинного бессознательного, что опять-таки символически соотносится с водой. Принятие напитка из кубков Забвения и Памяти — отсылка к известной алхимической формуле «Solve et coagula», то есть «разлагай и соединяй». Этот девиз иллюстрирует повторение действий растворения и соединений до той поры, пока не будет получен совершенный симбиоз и гармония духовного и физического начал, называемые «философским камнем».

Второе путешествие совершается с очищением воздухом. Стихия воздуха соотносится с Логосом (греч. Logos — слово, мысль, разум, закон) — то есть со всеобщим законом, основой мира, с его порядком и гармонией. Обращаясь к Евангелию от Иоанна, мы вспомним известное изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Нетрудно соотнести идею Логоса с Тетраграмматоном, как раз составленным из четырёх букв: Йуд-Хей-Вав-Хей.

Йуд соответствует Огню, Хей — Воде, Вав — Воздуху, а конечная Хей — Земле. Таким образом, Тетраграмматон символизирует объединённые четыре первоосновы жизни.
Теперь рассмотрим очищение огнём. Огонь соотносится со светоносным источником жизни, и очищение данной стихией постепенно подводит Кандидата к обретению того Света, что он просит. Согласно каббале, существуют четыре уровня Бытия, которые описывают четыре этапа Божественного проявления — Эйн Соф Аур («Беспредельный свет»). Об этих четырёх мирах можно говорить также как о ступенях-этапах возникновения или проявления сущего — света — из ничего.
Эти этапы носят следующие названия: первый — Олам ха-Ацилут (мир Эманаций), второй — Олам ха-Брия (мир Творения), третий — Олам ха-Йецира (мир Формирования), и четвёртый — Олам ха-Асия (мир Действия и Становления, материальный план). Каждый последующий план в этой цепи миров плотнее предыдущего.

Кандидат подходит к окончанию третьего путешествия — с него снимается петля, он обращается лицом на восток, произносит клятву на священной книге. Его правая рука — символ праведного начала — простирается над священной книгой, циркулем, линейкой и наугольником — знаками божественного и материального труда. Его левая рука удерживает кинжал, приставленный к груди, что означает смелость сердца и готовность бороться против страстей. Таким образом, он готов к дарованию Света.
Таким образом, Кандидат, снова совершая свой ход по четырём сторонам света при очищении огнём, поочерёдно раскрывает в себе изначальный творческий импульс.

А где же четвёртое путешествие, спросите вы? Где же тот недостающий процесс, который завершает материальное становление масона? Он соотносится с землёй, то есть работой над грубой материей. К четвёртому путешествию Кандидат готовится, изъявив намерение вступить в масонскую Ложу и посетив Камеру Размышлений, а начинает — в градусе Ученика. Традиционно он надевает белые перчатки — символ славного и честного труда, а также белый запон из кожи ягнёнка — символ чистоты, умеренности страстей. Клапан такого запона открывается вверх, говоря об открытости разума и готовности к обучению. Ученик размещается на северной стороне, что соотносится со стихией земли и, таким образом, отождествляется и с грубым, неотёсанным камнем, только что вынутым из каменоломни социума и готовым к обработке, — и с ремесленником, что обрабатывает этот камень. На этот счёт хочу вспомнить изречение великого скульптора Микеланджело: «Я не создаю шедевры из камня, я только убираю с него лишнее». Этот афоризм как нельзя лучше подходит для осмысления будущей работы над собой: раскрывать в себе Творца, принимая герметическое изречение «высшее подобно низшему», а также отсекать всё лишнее.

Таким образом, масон начинает своё первое путешествие в степени Ученика, а своё четвёртое реализует в течение всей жизни, ежедневно работая над своим Телом, Душой и Духом и приближая торжество добродетели в себе. Можно сказать, что каждый масон в течение своей жизни остаётся вечным Учеником, ибо нет предела совершенству. И если первые три путешествия совершались Кандидатом в одиночку, то четвёртое предполагает коллективную работу: принятие мудрости и знаний от старших Братьев и Сестёр, а посредством написания Зодческих работ — подтверждение, закрепление и передачу своего духовного опыта для тех, кто нуждается в этом. Также четвёртое путешествие — это регулярное посещение масонских работ и принятие Света Великого Архитектора Вселенной, финансовая дисциплина, личная инициатива в исследованиях, уважительное и почтительное отношение к материнской Ложе, Братьям и Сёстрам-масонам любого послушания. Эти темы приобретают значение с первых дней после посвящения и предполагают не единоразовое, а многократное следование.

Поэтому первый градус является важнейшим, ключевым событием для каждого масона — ибо с этой точки начинается и продолжается его долгий, упорный и славный труд в числе вольных каменщиков.

Я сказала.