Ушки-непослушки

Сёстры Рудик
(спектакль (подражание))

1 действие.
Сверчок: - Эта история случилась в одном доме, где подросла девочка Галочка. Прошло время  только одних игрушек и развлечений, наступило время учиться домашнему труду, который очень важен в жизни. Но тут случилось!.. Вообще-то, вам лучше самим всё увидеть и услышать. Ведь такие истории не только интересные, но и очень поучительные для некоторых. Итак, смотрите!

(Занавес открывается. В зале стоит стол под скатертью, 4 стула, кресло-качалка, этажерка с игрушками, диван. В комнату вбегает девочка, смотрит на кукол на этажерке).

Галочка: - Какие вы уже у меня старые стали… Даже играть вами не хочется!
(Берёт скакалку, прыгает)
Галочка: - Раз, два, три, четыре, пять!
                Вышла лошадь погулять!
                Побежала, поскакала,
                По всем улицам гуляла!
                Так скакала, так гуляла,
                Что устала и упала!
                Помогите же ей встать,
                До конюшни доскакать!
                Про то конюх услыхал,
                С балалайкой прибежал! 
                Балалайка заиграла,
                Лошадь тут же сразу встала,
                Побежала, поскакала…

(Входит мама).

Мама: - Галочка, позавтракала, посуду за собой вымой.
Галочка (прыгает): - Потом вымою.
Мама: - Нет, сначала дело сделай, а потом прыгай!
Галочка (прекращает скакать, дует губы): - Ну вот! Будто больше другой посуды в доме нету! Я могу в обед и из другой поесть!
Мама (строго): - Дочка, ты уже стала большая и надо приучаться дела делать вовремя!
(Уходит).

Галочка (уныло смотрит вокруг): - И зачем я только завтракала? Тарелка после каши жирная! Кружка после киселя скользкая! И зачем люди вообще эту посуду придумали?! Ведь когда-то жили же без посуды!

(Входит бабушка в очках, в руках вязание, садится в кресло-качалку).

Бабушка: - Галуша, внученька, давай-ка мы с тобой полезным делом займёмся.
Галочка (роняет скакалку): - Опять дело! Ну что ещё?
Бабушка: - Пора тебе освоить вязание. Бери-ка стульчик и садись рядышком. Я тебе покажу, как петельки на спицы набирать. Сама себе носочки свяжешь.
Галочка (в шоке): - Какие ещё «носочки»?!
Бабушка (торжественно): - Настоящие!
Галочка: - А ты тогда на что?
Бабушка (ошарашено): - Что значит «на что»?!
Галочка: - Да то и значит, что носки и всякие рукавицы вяжут только бабушки! А ты, получается, хочешь из меня сделать старую бабку?
Бабушка (смеётся): - Какая же ты ещё глупенькая. Да ведь хорошие хозяйки должны уметь выполнять любую полезную работу в доме.
Строгий голос мамы: - Галина! Ты почему до сих пор посуду не вымыла? Ну-ка, иди мыть!
Бабушка: - Как? Ты до сих пор не вымыла посуду? Скорее мой и начнём вязать!
Галочка (топает ногой, бросает скакалку): - Это что ж, теперь каждый день вот так и будет: посуду за                себя мой, носки себе вяжи? Да легче тогда ничего не есть и босоногой ходить! Ведь этих дел никогда не переделаешь! А гулять когда? Играть когда?               
Бабушка: - Ну знаешь, есть такая мудрая поговорочка: «Сделал дело, гуляй смело!»
Галочка: - Ну а почему бы сначала не погулять, а потом и дела делать?
Бабушка: - Потому что никто умный так не делает. Иди, мой посуду и будем…
Галочка (грубо обрывает): - Ты на кухне мыла посуду, не могла вымыть и мою тарелку с кружкой?! Вот и вяжи теперь свои носки сама!

(Выбегает прочь).

Бабушка (сердито): - Ну такие заявления никуда не годятся!

(Входит дедушка).

Дедушка: - Что за шум, а драки нет?
Бабушка: - Да наша Галочка не хочет приучаться к порядку.
Дедушка: - Это как же так? Ведь в воскресенье у неё день рождения. Девять лет исполняется!
Бабушка: - Да, в это время уже надо становиться серьёзным, а она дерзит да отлынивает от всякой         
работы. Сейчас не хочет за собой тарелку с кружкой помыть, а дальше что будет, когда совсем повзрослеет? Ведь потом самое лёгкое дело будет казаться ужасным трудом! Вот к чему приведёт её лень!
Дедушка: - Да-да-да! И если сейчас она не возьмётся за ум, дальше ничего хорошего из неё не выйдет.

ЗАНАВЕС.

2 действие.
Сверчок (показывается из-за занавеса): - Вы думаете, Галочка исправилась в хорошую сторону? Смотрите, что случилось!

(Занавес открывается. В кровати лежит Галочка. В комнату заглядывает мама).

Мама: - Доброе утро, дочка! Поднимайся, умывайся и иди завтракать. Потом обязательно вымой за себя посуду.
Галочка (держится за уши, трёт их, мотает головой): - Ой-ой... Ой!.. Не пойму, что у меня случилось с ушками! Не слышу, что ты говоришь, мамочка! Мои ушки ничего не слышат!
Мама (останавливается в дверях): - Как «не слышат»?
Галочка (не глядя на неё): - И как я теперь буду жить? (трясёт пальцем в одном ухе, в другом): - Ничего не слышу! И этим ушком не слышу! И этим!..

(В комнату заглядывает бабушка).

Бабушка: - Доброе утро всем! Кто это у нас тут ничего не слышит?
Мама (обеспокоенно): - Да вот, у Галочки что-то с ушками.
Бабушка (в тревоге подбегает к Галочке): - Галуша, внучка, что с тобой? Ты меня слышишь?
Галочка (моргает на неё и на маму): - А? Вы со мной разговариваете? Я ничего не слышу!
Мама (хватается за голову): - Кошмар! Скорее вызывайте ей доктора! Она оглохла!

(Убегают из комнаты).

Галочка (провожает их взглядом и ликующе шепчет): - Поверили! Здорово я их обманула! Теперь пусть попробуют меня что-то заставить сделать! А то взяли за моду, то посуду им мой, то какие-то носки вяжи! Я ребёнок, и мне только играться и кушать надо!

(Прекращает болтовню, так как в комнату вбегают мама, бабушка, дедушка и врач).

Мама: - Вот наша больная! У неё что-то случилось с ушами! С утра ничего не слышит!
Бабушка: - Да-да! Вчера ещё слышала, а сегодня резко оглохла на оба уха!
Дедушка (озадаченно): - Странно…
Доктор: - Сейчас посмотрим. (присаживается к Галочке): - Открой рот!
Галочка (смотрит на него, разводит руками, хлопает себя по ушам, кричит, как глухонемая): - Не слышу! Ничего не слышу!!
Мама (хватается за сердце): - Ужас!!!
Бабушка (хватается за щёки): - Неужели совсем оглохла?!
Дедушка (с подозрением бурчит): - Странно…
Доктор: - Так, ладно… Проверим уши… (смотрит в одно ухо, в другое, пожимает плечами): - Ничего не нахожу… Но вот то, что она не слышит, даже объяснить не могу, с чем это связано!
Мама (озадаченно): - Может быть, какие-нибудь таблетки ей пропить?
Бабушка: - Или растирание ушей сделать? Компресс?..
Дедушка: - Лучше всего в заднее место поколоть уколы!

(Галочка вздрагивает и заметно настораживается, что замечают мигом и дедушка, и доктор).

Доктор (догадливо): - Ага! Похоже, что у девочки болезнь – «ушки-непослушки». Значит, пока не делайте ничего, а просто понаблюдайте за ней. Бывает, что подобные болезни проходят сами.

(Уходит. Его провожают родные, и доктор на миг задерживается в дверях).

Доктор (шепчет, прикрывая рукой рот): - Инфлюэнций, спекуленций, симуленций – лодырит!
Мама (всплёскивает руками): - Да вы что?! Какой позор слышать такой диагноз!!!
Бабушка (хватается за темя): - Надо же такое выдумать!!! Ужас кошмарный!!!
Дедушка (оптимистично): - Ничего! Мы ей сейчас своё такое лечение придумаем, что она на всю жизнь вылечится!

(В знак солидарности доктор с улыбочкой жмёт его руку и удаляется.

ЗАНАВЕС.

3 действие.
Сверчок: - Мудрый дедушка, как и доктор, сразу понял, что Галочка всех обманывает. Точно так же он догадался, что всё это она сделала для того, чтоб не выполнять работу по дому. Ведь ей хочется только поесть да наиграться, что она и делала потом в течении всего дня. Вот только ленивица не знала, что родным известно о её симуляции. И за этот обман она крепко поплатилась!

(Занавес открывается. В зале в кресле-качалке бабушка вяжет. Дедушка за столом читает газету. Галочка молча играет с игрушками. Входит мама, расстроенно показывает телеграмму)


Мама: - Вы представляете! В воскресенье из командировки прямо на Галочкин день рождения приедет папа. Он спрашивает, какой подарок дочка хотела бы получить? Но как мы это узнаем, если у Галочки страшная глухота…

(Маму внезапно перебивает Галочка, бросив игрушки).

Галочка (радостно запрыгав с хлопаньем в ладоши): - Куклу хочу!! Куклу!! Я хочу куклу!! Чтоб она и ходила, и моргала, и разговаривала!! Пусть папа покупает мне только такую куклу!!
Родня (хором хватаются за свои уши, выронив всё из рук): - Ой!!!
Дедушка (трясёт пальцем в правом ухе): - Что-то я слышать перестал!
Бабушка (трясёт пальцем в левом ухе): - Ничего не понимаю!.. Только что слышала и резко оглохла на оба уха!
Мама (хлопает себя по ушам, трясёт головой, кричит): - Со мной что-то произошло! Я совсем перестала слышать! Ни одним ухом ничего не слышу!
Галочка (впадая в переполох): - Ну как же это никто из вас меня не слышит?! Передайте папе, что я хочу куклу!! (орёт во весь голос, пытаясь докричатся): - Ку-ууклу-уу!!! Вы слышите?! Я хочу ку-ууклу!!!
Дедушка (тряся головой): - Это я точно заразился от внучки глухотой! Стали мои уши такие же непослушки, как и у Галочки!
Бабушка (трёт уши, стукает то по одному, то по другому ладонями): - Это только внучка меня могла заразить такой резкой глухотой! Теперь надо ждать, когда она пройдёт! А может и не пройдёт…

(Отмахивается рукой и берётся за вязание).

Мама (трясёт пальцем в ухе, рассуждает, глядя на телеграмму): - Наверняка меня дочка заразила! Теперь с такой заразой, как «ушки-непослушки» придётся писать ответ папе, что пока Галочка не выздоровеет, никакого подарка ей покупать не надо.

(Галочка горько плачет, не успевая вытирать слёзы со щёк!)

Сверчок: - О как хорошо пронял глупую выдумщицу её бессовестный обман! Галочка прекрасно поняла, что родные беспощадно проучили её за это никудышное дело!
Галочка (ревёт белугой): - Я всё придумала со своими уша-аами! Никакой глухоты у меня не было и не-еет! Просто я не хотела приучатся к дела-аам! Но я больше никогда, никогда не буду так де-еелать! Я буду только стара-ааться! Простите меня, пожа-аааалуйста-ааа!! Я так хочу хорошую ку-ууклу-уу!!!
Мама (укоризненно): - Так ты из-за куклы будешь стараться?
Бабушка (сердито): - А когда тебе её купят, у тебя снова оглохнут уши?
Дедушка (строго): - А захочет ли папа ей вообще что-то покупать, если узнает, что она творит в доме?
Галочка (вытирает глаза, искренне прикладывает руки к груди): - Честное слово, буду стараться изо всех сил! (подавленно добавляет): - Только про «ушки-непослушки» не говорите ничего папе… Мне так стыдно!
Бабушка (переглядывается со взрослыми): - Ну что, поверим ей?
Дедушка: - Поверим. Тому, кто искренне просит, шанс давать всегда надо!
Мама (строго глядя на дочь): - Ну, до воскресенья ещё целых три дня, вот за это время заодно и увидим Галочкино старание!
Галочка (расцветает улыбкой): - Спасибо! Я прямо сейчас и начну заниматься делами! Вот пойду и подмету кухню!
(Убегает. Все родные озаряются победоносными улыбками!)

ЗАНАВЕС.

(На сцену выходит Сверчок.)
Сверчок: - Вот такая поучительная история сейчас произошла на ваших глазах. И как вы увидели, обман ни к чему хорошему не приводит. И стыдно, и обидно, и подарков можно лишиться, и доброго внимания, и даже любви родных! Теперь сами оглянитесь на своё отношение к домашним делам и побыстрее поспешите исправиться в том, в чём вы попросту ленитесь. Ведь дела в доме – это семейная работа, в которой обязан участвовать каждый. Об этом не забывайте никогда! 

КОНЕЦ

(г.Тула 2008)