Нашей Глаше посвящается

Игорь Чупров
      
   Уважаемые земляки, окончившую среднею школу №1 Нарьян –Мара в 50-60-х годах.  Возможно, Вы помните преподавателя литературы,  комсорга  школы, затейника и организатора танцевальных вечеров в школьном зале,  которой мы (её ученики) присвоили ласковое имя Глаша – Епифанову   Глафиру Михайловну
 Вот, что  в книге «Все что в сердце отложилось» я сообщил о ней и её подруге Л.А. Кузнецовой:
 В седьмом классе к нам присоединили группу учеников из параллельного класса, Нину Лосеву, Нину Митину, Лилю Шелыгинскую, Нину Кушкову и других. Классным руководителем назначили молодую учительницу английского языка, Любовь Александровну Кузнецову. Вести уроки литературы назначили её подругу, Глафиру Михайловну Епифанову. Подруги недавно приехали в Нарьян-Мар после института и жили в одной комнате на втором этаже дома, расположенного напротив дома связистов по улице Смидовича.
Нина Митина вспоминает: «Это была комната-пенал. Всегда очень холодная, потому что дрова, которыми они топили, были сырыми и плохо горели. Когда по их приглашению мы шли к ним в гости, то каждый нёс сухое полено. В домашней обстановке они рассказывали много интересного о жизни в большом городе, поили нас чаем или все дружно делали и ели пельмени. Появление в нашей жизни этих двух учительниц открывало нам окно в какой-то иной мир. Молодые, красивые, нарядно одетые они являлись для нас образцом чего-то необычного, прекрасного.
Конечно, у них было немного нарядов, но, с присущей им фантазией они каждый раз превращали одно и то же платье в новый наряд, меняя на нем ленточки, бантики, косынки… Зимой они носили шляпки, а ещё ботинки. И это в наши-то морозы»! Наверное, в городе только Глаша и Любаша решались на такой подвиг. Нужно отметить, что и сегодня, в восьмидесятилетнем возрасте, Глафира Михайловна продолжает мастерить себе шляпки, шьёт платья и посещает художественные выставки. Это ли не пример для подражания!
Любовь Александровна была девушка красивая и видная, бесконечно добрая и совершенно безвольная, по крайней мере, в отношениях с нами. Многие ученики прониклись симпатией и даже детской любовью к ней. Некоторые из мужской половины класса стали проявлять свои симпатии самыми необычными способами. Так, однажды во время урока кто-то свернул бумажную воронку, окунул её в чернильницу, после чего запустил воронку в направлении роскошных огненно-рыжих волос учительницы. В результате попадания воронки в цель, в её волосах появилось чернильное пятно, а на глазах слёзы.
На последней встрече одноклассников в 2009 году, когда речь зашла об ушедшей в мир  иной  Любови Александровне, один из нас ; Валентин Паутов ; признался, что в те далёкие годы ему так хотелось коснуться её прекрасных волос! В 1966 году одноклассницы Нина Митина и Лиля Шелыгинская, путешествуя по Волге, зашли к ней в гости в Волгограде. Любушка, так мы её любовно звали, передавала всем привет и просила у нас прощения за плохое обучение. Но всё это в прошлом. Во многом мы и сами были виноваты.
Глафира Михайловна ; учитель более строгий и возвышенный. Каждый её урок был поэмой, полностью захватывающей не только девчонок, но и ребят. Поэтому проблема дисциплины на её уроках отсутствовала, а литературу мы знали лучше, чем английский. Я тогда сидел на одной парте с Борей Добрыниным, и мы, из-за определённых пробелов в нашем воспитании, не очень воспринимали поэтический настрой молодой пылкой учительницы. Поэтому и оценки по литературе у нас с Борей колебались на уровне «трёх с плюсом» баллов. Но даже мы прониклись поэтическим настроением Глафиры Михайловны. Благодаря ей мне удалось получить оценку «отлично» на вступительных экзаменах в Ленинградский университет за сочинение на тему: «Образ Татьяны в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 
Нина Митина часто вспоминает, как интересно эти учительницы проводили внеклассную воспитательную работу. К сожалению, эта сторона школьной жизни не отложилась в моей памяти. Скорее всего, потому, что я  в комсомол вступил только перед самым окончанием школы и не принимал участия в общественных мероприятиях, за исключением редких походов и школьных вечеров в девятых-десятых классах.
В 2013 году я выслал Глафире Михайловне 5 экз. из первого издания своих воспоминаний «Все что в сердце отложилось». И получил  от неё отзыв  на свою книгу:
«Дорогой, милый… Игорь Иосифович, а для меня просто Игорь, скромный и застенчивый мальчик, наблюдательность которого обернулась подарком для меня: книгой, с замечательным названием «Все что в сердце отложилось». «Спасибо» мало сказать, ты встряхнул меня: я давно не плакала чистыми слезами. Получила подарок в те дни, которые были для меня мучительно тяжелы (ходила по больницам)… в  меру здорова, а силы прибавились еще и после чтения твоих воспоминаний.
Молодец, замечательная память на прошедшие школьные годы, сердечно и с юмором поговорил о студенческой жизни, и потрясли меня  воспоминания о маме, папе, родных людях…, а твоя гражданская позиция мне близка….
Игорь, твоя книга необходима, нужна; она глоток чистого истока, который очень замутили.
Спасибо тебе, я уже второй день говорю своим друзьям о тебе, о своих «пятиклашках», позвонила Алле. Книжки дам Нине, Гале Гвоздухиной, пошлю Рудольфу Филиппову. Её у меня уже прочел  Борис Харин, который тоже в науке слово свое сказал, но живет сейчас в г. Каргополе.          
Твоя Глафира Михайловна.»
       А вот, какой стих посвятила нашей Глаше по случаю её юбилея  моя одноклассница и жена Нина Митина:
                Глафире Михайловне Епифановой
Мы пишем Вам – чего же боле?                Нет больше сил дальше молчать,                И знаем, только в Вашей воле                Нас за ошибки наказать.
Итак! Письмо от нас Глафире:
Ах, Граня! Милая Глафира, подобно пушкинской звезде                На свет явилась не в столице, вдали, на Северной Двине.                Но не тиха и не печальна, а говорлива, весела,                Улыбкой доброй, взглядом ясным Ты покорила всех сердца!                Мы помним год и день, и час, когда вошла с журналом в класс,                Березкой стройною вплыла и за собой нас повела.                Шел год тогда пятьдесят второй, послевоенный, не простой,                И мы, детишки той поры, в Тебя все были влюблены!                В твои банты, твои ботинки, костюмчик, локоны, косынки,                В твое уменье говорить и Мир прекрасный нам дарить!                С тобой мы «Синтаксис» учили, приставки, суффиксы зубрили,                Слова на части разбирали, с Татьяной по ночам страдали,                В холодном нашем школьном зале под «Пчелку- бабочку» плясали,                Крутили часто «Домино» и «Розу красную» любили,                А «Глобус» наш чудесный марш был лучшей песней для всех нас!                Как быстро годы пролетели, твои детишки поседели,                Дедами – бабушками стали, любили, верили, страдали,                Но класса честь не запятнали!                И каждый раз  в наш трудный час мы вспоминаем город наш.                Наш Нарьян-Мар в снегах глубоких, друзей веселых дней далеких,                Наш школьный дом, любимый класс и Глашу с Любушкой средь  нас!                Прости нас,  Милое виденье, за все ошибки, прегрешения,                За все тревоги и печали, что  Вам когда то доставляли!                Сегодня, в день прекрасный твой, Тебя, наш человек родной,                От всей души мы поздравляем,  здоровья крепкого желаем,                И МНОГО-МНГО ТЕПЛЫХ ЛЕТ ЖИВИ. НАШ СЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК!                «СВЕТИ ВСЕГДА, СВЕТИ ВЕЗДЕ, ДО ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ ДОНЦА»!
Ваши ребятишки – Нина Митина,  Игорь Чупров и весь 10 «Б», покинувший  школу   и Вас в далеком 1958 году.                06.09.2009.
Скончалась Глафира Михайловна 4 мая 2015 года в г. Северодвинск. Бывшие её ученики из 10 «Б» 1958 года выпуска сделали денежные переводы нашей однокласснице Алле Фефиловой, проживающей в Северодвинске и проводившей нашу Глашу в последний путь, чтобы она возложила венок на её могилу  от нашего имени и весной посадила цветы, которые очень любила Глафира Михайловна. Прошло уже 7 лет, но каждый год  4 мая  Алла приносит цветы на могилу нашей любимой учительницы.