Душа двора

Владимир Токунов
      Вчера похоронили Валентину Петровну с 9-го этажа, 84 года. Почти полгода, как перестала выходить на улицу посидеть на своей любимой скамеечке. Вдруг, как-то слегла и потеряла интерес к жизни. Старческая деменция или организм выработал свой ресурс?
     Удивило количество провожающих при выносе тела, наверное, человек пятьдесят и не только с нашего двора, много незнакомых людей. А человек особенно и ни чем при жизни вроде бы не был знаменит – и космических кораблей  не ладила,  партийной и общественной работой не занимался, а люди пришли проводить в последний путь человека. Почему?
      Дом у нас большой девятиэтажный на восемь подъездов, людей проживает много всяких разных. Некоторые знакомы друг с другом и здороваются при встречах, а иные и мимо проходят. Особенно хорош у нас двор, который выгодно отличаются от соседних. У нас много больших деревьев, зелени, цветов. Хорошая детская площадка с действующими снарядами,  коробки с песком. Много скамеек. Летом  мамы из соседних домов  с колясочками спешат в наш тенистый двор, дети по возрасту, кто с удовольствием катается на качелях, а кто-то строит свои первые песочные замки, а мамы сидят на скамеечках и делятся своим опытом по детскому воспитанию.
      Кроме того этот двор проходной и через него с удовольствием идет народ, спрямляя свой путь, а заодно и полюбоваться цветами. Люди в своих городских скученных коробках тоскуют о свободном пространстве, о раздольном поле с поющими жаворонками, с зелеными перелесками дубрав, веселым журчанием речки. Город все это отнял у горожанина, а в его подсознании все еще теплится огромный опыт человека, живущего в пещере и добывающего хлеб насущной охотой на зверей или выкапыванием съедобных корней. И природа всегда давала возможность жить человеку и звала к себе. И людей тянет к нашему двору, пусть душа хоть немного порадуется.
      У восьмого подъезда нашего дома стоит скамеечка. Ох, уж эти скамеечки перед домом, на которых сидят всезнающие старушки. Кто о них только не писал!  Все-то бабушки  ведают - кто к кому идет, зачем идет. И кто бы не пользовался нашим двором, не мог пройти  мимо этой скамеечки, на которой в последние годы почти постоянно и сидела наша Валентина Петровна. Только в осенне-зимний период посещения скамейки были не столь регулярными, но и тогда, пользуясь благодатным астраханским климатом, она одевалась потеплее и  старалась свой пост не бросать.
      Валентина Петровна была небольшого росточка, с морщинистым лицом, заметным носом, но с сильным голосом, который временами достигал отдаленных уголков двора. Речь ее была простая, народная и часто сдабривала она ее соленым словцом. Но это даже шло к ней и окружающими как то прощалось. И почти каждый проходящий, особенно женщины, остановятся, а то и присядут и идет обмен информацией. Да и мужики не гнушались пообщаться с бабой Валей. И в разговоре делились своими радостями и горестями, и как то становилось легче от общения с ней.
        А опыт жизненный у Валентины Петровны  был огромный и трудный. Да это и не удивительно, ведь она «дитя войны», родилась перед войной,  и пришлось в детстве побывать и в холоде и голоде, поэтому и росточком не вышла – витаминов не было!  Конечно, образования не получила и по взрослости пошла работать на тоню. Так  в астраханском крае называется рыболовецкая артель со всем нехитрым имуществом. И эта маленькая женщина наряду с мужиками тянула тяжелые сети в холодной воде в любую погоду. Отсюда и соленые словца в речи стали, как неотъемлемая часть русского языка. После себя баба Валя и «семя» оставила – двое детей и масса внуков. Не зря вековала, след то добрый остался.
      И вот, Валентины Петровны не стало, скамеечка опустела, народ проходит мимо, и  наш двор стал каким-то не совсем уютным. Поэтому и людей много пришло, чтобы помянуть добрым словом нашу «бабу Валю». Скоро ли и появится ли ей вообще замена? Ушла душа нашего двора!

    Цените тех, чьи руки теплотой
    Согреют вас, когда на сердце вьюга…
    Кто дорог вам душевной красотой,
    Кто смотрит на проблемы без испуга…
    Нас тянет к ним, которые в ненастье,
    Протянут руку, теплую как счастье.
    Храните их, кто сердцу дорог,
    Кто за собой Вас тащит в гору.
    Как жаль, что их совсем немного,
    Но Вы просите их у Бога...