На первое и на второе

Борис Креймер 3
 
                Аэропорт жил своей обычной жизнью. Иногда и мне доводилось участвовать в этом скучновато-увлекательном процессе. В качестве прилетевшего или улетающего. Я уже отдал свой чемодан, получил взамен талончик и не спеша шел к накопителю.
 
          - Борис Григорьевич! Это вы?! Наконец-то! - меня  "опознал" и  остановил  давний знакомый - Котов. Мы встречались в аэропорту  Минска.
          - Константин Николаевич?! Воистину, наконец-то! Мы странно встретились… и в прошлый раз и…,  нынче! Рад Видеть Вас, не глядя ни на что! - перефразировал  я В. Высоцкого.
 
         - Понимаю Вашу иронию! Вы вправе  сердиться. Я виноват в том, что мы потеряли связь. Отойдем на минутку? - вопросом предложил он.
         - Да, конечно! У меня еще пятьдесят минут до вылета! - ответил я.
         - А я одноклассника встречаю. Из Красноярска летит. Пойдемте к Вашему накопителю. Там и поговорим немного! - Котов  был логичен и улыбался. Мы не прошли и двух шагов, как репродуктор возвестил:

"Рейс на Ташкент задерживается на два часа"

.          - И это правильно! - обрадовался Константин Николаевич.
          - Ну что ж! Да будет так! - согласился я.
           - И мне ждать столько же, примерно! Я не знал точного времени и приехал намного раньше. И не зря!  рассмеялся довольный Котов.
          - Тогда в буфет! - пригласил я.
          - Да! Идем! Я угощаю!  И  никаких возражений! Вину немного заглажу! - он излучал радость. 
         - Нет никакой вины! Это несчастный случай. Начнем сначала! - высказался я.

Мы без труда  нашли удобное место и пристроили наши подносы. Котов достал из портфеля пластиковые стаканчики и плоскую фляжку. Он  налил по полстаканчика и мы выпили за встречу.

         - Давайте уладим организационный вопрос! Вот мои телефоны, телефоны жены и, на всякий случай, телефон сестры. - он протянул мне несколько  "визиток". Я также вручил свои и  жены.
         - На эти грабли больше не наступим! - весело резюмировал я. Котов наполнил стаканчики. 

         - Предлагаю перейти на "ТЫ" и общаться без официоза! Меня зовут Костя! - сказал Константин Николаевич.
          - А меня  зовут Боря! -  мы обменялись крепким рукопожатием и выпили по глотку коньяка.
          - Выражение  "загладить вину" всегда смешит меня! - сказал я.
          - Почему? - удивился Костя.
        -  Потому, что в итоге получится  "гладкая вина"! - пояснил я.
         - То есть, вина никуда не девается, но становится  "гладкой"! - расхохотался он.
 
         - Пустяк, но смешно!  Нам бы как-то чаще и обстоятельнее общаться! Разумеется,  не только ради шуток. - сменил я тему.
         - Об этом, как раз и хочу поговорить, - быстро отозвался Котов. 
         - Весь внимание! - заверил я.

          - Пять дней назад я вернулся из Ташкента! Да-да! Наш институт и Ваши  структуры создаем совместный, современный  "Центр". О каких -либо подробностях говорить не могу. Пока не могу. Но, думаю, буду бывать в Вашем граде стольном.  У нас  есть перспектива видеться чаще! - сообщил Костя Котов.
         - Замечательно!  Расспрашивать не стану, но общее направление работы  "Центра" понял! - обрадовался я. 

         - Но я же, как в песне,  "...тайну свято сохранил!" -  Котов сделал вид, что удивился.
          - Ваша фирма называется  "ЭЛЕМБА". Только очень хорошо подготовленный шпион не поймет, что это  "Элементная база"! - рассмеялся я.
         - Да! Но тайн нет никаких! Потом будут, конечно!  - с довольным видом подтвердил Костя.


         - Город видел? - спросил я.
         - Ничего не видел! Я полтора дня был всего! Но два  раза прекрасно пообедал! Впечатлен!  И едой и людьми! Люди у Вас  удивительные! - очень искренне сказал Константин.
         - Да! Люди прекрасные!  А блюда узбекской кухни не могут  не  оставить  впечатления! Чем же тебя потчевали? - поинтересовался я. 
         - Обед состоял из шурпы, плова и шашлыка. Все это с горячими лепешками. Салат  из помидоров и лука к плову и лук и зелень к шашлыку. Чай с сахаром  "нават". Всё вкусно необыкновенно! - без ошибок  перечислил  московский гость.

          -  И ты с первой попытки запомнил названия  блюд.?! -  восхитился я.
          - Нет! Название салата не  "схватил"! - сразу признался Костя.
         - Салат называется  "ачичук"! - напомнил я.
         - Да! Вспомнил! Спасибо! - обрадовался   он.

         - Есть еще много вкусностей!  Отведаешь все! Приезжай почаще и  научишься разбираться в них!   - обрисовал я развитие событий.
         - В ресторан вечером приглашали, но я пойти не смог. Еще успеется, надеюсь!  Мне надо было разобраться с бумагами и переговорить с моим начальством. Так мне  "на вечер" вручили  пакет. Угадай, что там было! - предложил  Константин.
           - Самса, смесь орехов, изюм, курага, сушеная дыня. - предположил я. 
          - Да! И еще жареная кукуруза. Вроде попкорна, только в виде шара. Все очень вкусно! А самса трех видов. Две с мясом и одна с тыквой. - он  не удивился моей  "проницательности".
  00
         - Я хочу историей одной  поделиться. Меня она очень взволновала. Я и сейчас волнуюсь… - сказал Костя.
          - Заинтригован и готов слушать. - тоже почему-то  встревожился я.   

         - Я поблагодарил моих новых, гостеприимных друзей и отправился домой. В самолете  оказался рядом  с  очень симпатичным человеком, моим ровесником. Мы, как это водится в пути, разговорились. Анвар Александрович  - ташкентец, давно живущий в Подмосковье. Он  и рассказал мне об удивительном событии. - слегка  растягивая слова начал Котов.

            *[ - Случилось это в Ташкенте. Юная, красивая девушка вышла замуж. По традиции народной, переехала в дом мужа. В новой семье приняли ее, как родную. Еще до замужества она славилась кулинарным талантом. Все блюда, что она готовила, были произведениями искусства.

         Соседки бегали к ней за советами. Она никогда не отказывалась помочь . Молодые поженились по любви и  жили в полном согласии. . Красивая дорая невестка стала любимой дочкой. Вся махалля* гордилась ею!       

         Но однажды беда пришла в их дом. Свекровь нашей героини  тяжело заболела. Ни врачи, ни народные целители помочь не смогли. Больная  почти не вставала и приготовленную невесткой еду едва пробовала. В общем, она находилась на пути к Всевышнему… 

         На семейном совете решили пригласить родственников и близких друзей, для прощания с больной. Предлогом послужило повышение сына по службе. Предполагалось скромное застолье.

          Во дворе поставили столы.  Готовила, разумеется, молодая хозяйка. В большом казане варилась шурпа**. Понемногу собрались все приглашенные. Они поздравляли больную с успехами сына и желали ей скорого выздоровления.

         Гости не спеша занимали места за столами. Как всегда, хвалили молодую хозяйку.  И вот уже пора подавать горячее.
 
          Наша героиня немного пошуровала в казане и неожиданно обнаружила что-то  на дне. Подхватила это шумовкой и вынула из кипящего бульона… змею!  Ужас охватил её.  Мысли мчались в ее голове.
 
          Под угрозой оказались репутация, счастливая семейная жизнь и многое другое. Но времени  для размышлений не было. И она решилась. Швырнула змею в мусор и добавила в бульон еще несколько специй.

          Потом принялась раскладывать мясо и картофелины в каждую  касу.  Попросила нескольких мальчиков помочь. Она разливала бульон, а ребята несли касы (большие пиалы) к столам.

         Гости с удовольствием  ели горячую шурпу и расхваливали  мастерицу готовить. Немного необычный вкус отнесли к кулинарным изыскам. К казану подошла соседка, близкая подруга свекрови.
 
          - Дочка, налей чуть поменьше, я покормлю мою подругу. Мы же выросли вместе. Она должна поправиться! - взяла поднос и пошла к больной.

         Евшие шурпу почти все раскраснелись и даже вспотели. Но никого и ничто не смутило.  Посидев еще  немного , гости стали прощаться и разошлись.
 К Вернулась соседка, кормившая больную подругу.

         - Доченька! Она все съела!  Даже кусочек лепешки! Я под вечер еще загляну к ней. - она ушла со счастливой улыбкой на лице.
 
         Больная после  "прощания" стала быстро поправляться. Уже через несколько дней начала помогать невестке в ее хлопотах. И прожила еще больше двадцати лет!
         
         Историю эту никто не знал до недавнего времени. От кого услышал ее мой попутчик,  я не знаю!]* - закоончил Константин.

          - Да уж! Трудно оценить ее поступок. Я не раз примерял ситуацию к себе . И так и сяк думал, судил-рядил.  Вот мой вердикт: ОНА БЫЛА  ПРАВА!!  - сделал заключение я.
         - Вот и я также! Но, как известно: "Победителей не судят!" и "Женщина всегда права!"  - с облегчением выдохнул Костя. Мы рассмеялись.


         - Ладно! Ты рассказал историю о шурпе. Я тоже расскажу  одну историю, в которой был пассивным участником или, скорее, свидетелем. - сказал я.
         - О-о! И я заинтригован! Время у нас еще еесть!  Больше  аса! Слушаю тебя! - с энтузиазмом  воскликнул Костя.
         

          **[- Прошло три года после школы. Отец моего   друга затеял пристройку к дому. Для  окончания работы требовалось убрать мусор, сложить кирпичи в нужных местах и сделать  другую  необходимую работу.

         Самые близкие друзья явились  на  "хашар"***.  Наша дружная  "девятка" (см. Кн.1 Школа и после)  собралась  в нужном месте и нужное время. В бане переоделись в рабочие  одежды и бодро принялись осуществлять  намеченное.
          Минут через двадцать вернулась с базара бабушка нашего  друга. Увидев нас, очень обрадовалась и после  сердечных  приветствий произнесла ласково:   

         - Упрекать Вас, дорогие мои мальчики, за то, что не часто появляетесь в нашем доме, не буду! Знаю, как Вы загружены. Лучше, пока Вы несете трудовую вахту,  плов сделаю! - она рассмеялась и ушла на кухню. 

         Мы давным-давно были знакомы и по опыту знали, что ее плов - это лакомство, достойное богов Олимпа!  Поэтому горячо поблагодарили и продолжили работу в приподнятом настроении. Много шутили, подначивали друг друга. Было приятно трудиться вместе. И сожалели о том, что это случалось редко.

           Начал доноситься легко узнаваемый запах готовящегося плова. Дружная работа не была напрасной. Мы практически полностью закончили сегодняшнюю программу. Осталось  совсем чуть-чуть. Убрать инвентарь и полить.

          Бабушка также  не теряла времени. Она уже накрыла плов большим блюдом и закрыла казан крышкой. Плов должен был томиться около получаса.
 
          - Приветствую Вас,  друзья  мои! -  это  отец друга пришел с работы.
 
          Он пожал каждому руку и с удовольствием смотрел на нас. Мы несколько месяцев не виделись и встрече радовались все. Потом глава семьи  повернулся к казану, вдохнул дразнящий аромат и сказал с улыбкой:

          - Вы уже закончили работу! Спасибо Вам, дорогие, от всего сердца!  Я не смог, к сожалению, поработать с Вами! О плове не знал ничего, но не опоздал вроде! 
         Купайтесь, переодевайтесь и будем вкушать содержимое этого славного  казана! - глаза его  буквально лучились.

          С шутками  "пошли в баню" и через четверть часа чистые, веселые и в обычной одежде  приблизились казану. Хозяин снял крышку, потом подцепил шумовкой блюдо и поставил его на стол.  Шумовку  оставил в котле. Взял ложку и, как делал всегда, зачерпнул немного риса, чтобы  "снять пробу".
 
           Подул на горячую горстку и отправил ее в ро - т. Но уже через секунду лицо его  исказила гримаса удивления и отвращения. Он схватил какую-то тряпку со стола и выплюнул в нее плов. Потом побежал к водопроводу долго полоскал рот.
Подошла  бабушка.

         - Мама! На чем Вы готовили этот плов?!! - спросил "дегустатор".
          - На масле, как всегда! - с некоторым недоумением ответила она сыну.
          - А масло. Где Вы  его взяли? - настойчиво допытывался сын.   
         - На полке стояли ли две бутылки. Их я и использовала! - она не понимала, что хочет узнать встревоженный сын.
 
         - Ах! Понял! Это я виноват!  Я торопился  на работу. Прямо  у калитки меня остановил сосед и вручил олифу, которую я просил. Он налил ее в две наши бутылки из-под масла. Я, в спешке, не отнес их в кладовку, а поставил на полку. Никому не сказал и уехал.
          А когда вернулся, начал мясо нарезать и мариновать. Рано утром опять на работу помчался и опять не убрал олифу.  - признал свои  досадные оплошности глава семьи.

          - Так я, значит, плов на олифе  сварила?!! Боже мой! Какой ужас! Какой позор!! - расстроилась пожилая женщина и слезинки покатились по ее щекам.
          - Мама! Мамочка! Ну что Вы! Хозяин подбежал,  к матери, поцеловал ее руки и обнял. Внук тоже подбежал и  поцеловал бабушку.
 
         - Вы все остались голодными! Как я не доглядела?! С ума сойти! Олифа! - она не могла опомниться. 
         - Голодным никто не останется! Мама!  Не  надо волноваться! Сейчас будем шашлык жарить, Я же объяснилл, что  мясо еще поздно вечером замариновал! - утешал ее сын.

           Мы видели всю сцену, но не понимали, как и чем можем помочь. Ситуация была  совершенно уникальной. И в течение трех-пяти минут держала всех в напряжении.
 
         - Мама! Ребята! Давайте шашлык готовить!  -  он  решил действием  разрядить обстановку.

          Быстро подготовили к процессу две жаровни. Поставили  два стола. Один для  "пира", а   на другом  нанизывали мясо на шашлычные палочки.

 
          Меньше, чем через час  чудесный аромат разнесся далеко за пределы двора. Бабушка накрыла стол и когда  все уселись, подошла к нам.

         - Мальчики мои дорогие! Раз уж так случилось с этим  пловом, то я обещаю Вам, что исправлю свою ошибку и приготовлю настоящий, из лучшей  "девзиры"(сорт риса)
          Ваш друг и мой внук сказал, что я единственная на всей Земле, кто сварил плов на олифе! Поэтому не стОит мне волноваться из-за этого курьеза. Я буду рассказывать о нём соседкам и подругам.  - она рассмеялась и пошла к  пышущим жаровням.
 
         - Как в  старой поговорке: "Поспешишь - людей насмешишь!" Я торопился и  мама стала автором плова на олифе, А я - единственным, кто его попробовал на вкус! - дополнил сова матери  глава семьи  и тоже весело рассмеялся.
 
         Потом  ели шашлык, пили коньяк и  острили  на тему "Плов на олифе", смеялись. Никакого  "табу" на рассказ об этом наложено не было.]** - закончил я.

         - Да уж! Одна история другой не уступит! У нас обоих есть, что рассказать в любой компании! - воскликнул Константин.
          - И, как всегда, рассказы как бы о разных вкусных блюдах, а на самом деле они о людях. О хороших людях! -  сказал я. Костя согласно кивал и улыбался.
           - Вопросы, которые возникают, когда слушаешь эти истории,  обсуждать нет смысла. -   Костя  посмотрел на меня.
           - Конечно! Все уже свершилось! - согласился  с ним я.
           - Но скажи мне, правильно ли я сообразил? Это ОНА? - он напряженно ждал ответа. 
            - Да!  Ты не ошибся!  И  "твоя" героиня, и "моя" - одно и то же лицо! - с удовольствием подтвердил я.
          - Ты знал  "мою" историю но почему  слушал  очень внимательно! - спросил Константин.
           - Да, знал! И переживал заново! - ответил я.
 
         - Прекрасные  повести: о шурпе  "на первое" и о плове  "на второе"! - подытожил  Константин.  Мы рассмеялись.


Примечания.


        *МАХАЛЛЯ (узбекский квартал) - хранительница узбекских традиций. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие узбекских традиций, быта. В некотором роде, это форма общины, объединенной на небольшой
территории.

         **ШУРПА - мясной суп, бульон у тюркских народов.

         ***ХАШАР - в современном Узбекистане означает то же, что субботник.