НОС ли майора Ковалева гулял по Невскому проспекту

Сергей Плетнев
    Сколько лет прожил и всегда любил и понимал многие произведения Гоголя, но на «Носе» спотыкался. Никак не мог понять, в чем же фокус – покус.  В чем же суть и что за глупость -  отвалившийся НОС асессора Ковалева болтается по городу? 
   Писали, что основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
    Чему  еще учили?
     Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами.
    А вот на днях прочитал у Наума Синдаловского,  собирающего мифы и легенды Санкт-Петербурга следующее…
   В Петербурге Гоголь создал свои бессмертные произведения – «Петербургские повести». Но если «Невский проспект» «Шинель» или «Портрет»  - это вполне реальные сюжеты подлинного быта петербургских улиц, метко описанного писателем, то откуда взялась фантасмагория «Носа», на первый взгляд не очень понятно. Где он сумел увидеть такой нос в повседневной жизни Петербурга?
    И тут выясняется одно любопытное обстоятельство из истории петербургского городского фольклора. Оказывается, в описываемое время среди петербургской «золотой молодежи» пользовались скандальным успехом и широко ходили по рукам непристойные картинки с  изображением разгуливающего по улицам человеческого детородного органа. Пешком и в карете. В чиновничьем сюртуке и в расшитом золотом генеральском мундире.  При орденах  лентах. С моноклем и щегольской тростью. Этакое олицетворение напыщенного служебного чванства. Чернильная душа. Крапивное семя. Канцелярская крыса в пугающем государственном мундире.
    В народе чиновников не любили и с нескрываемым издевательским ядовитым сарказмом называли древнейшим коротким и выразительным словом, состоящим  всего из трех букв. Именно подобного «чиновника» и изобразил неизвестный художник.
    С высокой долей  уверенности можно утверждать, что эти скабрезные рисунки были хорошо известны Гоголю. Оставалось только придать им  более пристойный вид, а в содержание вложить побольше юмора и иронии. Тогда-то и появился в голове писателя образ «симметричного по вертикали» органа  асессора Ковалева, предательски покинувшего своего хозяина и самостоятельно разгуливавшего по улицам города Петербурга. Так что и взрывной интерес современников к гоголевскому «Носу»  не был случайным. Ассоциации, вызванные гениально найденным эвфемизмом, были вполне определенными. 
    Ко всему этому следует добавить, что такой привычный орган человеческого обоняния, как нос для Гоголя, вероятно, имел гораздо большее значение, нежели для абсолютного большинства остальных людей. Гоголь обладал довольно характерным, длинным, прямым и острым носом. Можно предположить, что это являлось предметом беспокойства для человека гордого, самолюбивого и обидчивого, каким был в повседневной жизни Гоголь

   После этакого разъяснения и экскурса в прошлое Санкт-Петербурга, для меня, всё встало на своё место.