Врач и пациент. Студентка мединститута

Татьяна Абдулкин
Студентка мединститута.

Я привыкла к тому,что в коллективах,в которых я училась до института,большинство учащихся имело более низкие интеллектуальные способности,чем у меня. Поэтому попав в среду студентов медиков,чьи способности были как минимум не ниже моих,а мне казалось тогда,что и выше,я растерялась,чувствовала себя глупой и очень из-за этого страдала.

Обучение на первом курсе было для меня сложным,постоянное напряжение мешало сосредоточиться. Из-за сниженной самооценки, я даже зная материал,боялась «открыть рот» из-за страха сказать что-то не то. Я  несколько раз плакала на занятиях. А из-за физики хотела оставить институт. Но решила остаться,пока не выгонят.

Жила я в общежитие. В огромный коридор с двух сторон выходили двери множества комнат,их было не менее сорока. В каждую  комнату селили по четверо студентов. На каждые полкоридора приходилась кухня с газовой плитой. Умывальник и туалет располагались в дальнем конце коридора. Душевые не работали. Кухню и коридор студенты убирали по очереди. Студенческие столовые пищу готовили плохо.

В таких условиях необходимо было не только выжить,но еще и учиться! Правда на первом этаже общежития располагался читальный зал,но зимой там было так холодно,что сидеть там  я могла только закутавшись в плед.

Переживших два первых курса переселяли в лучшие условия. Это было  новое общежитие с секциями из двух комнат с туалетом и душевой. Я жила в комнате еще с двумя студентками.

Считалось,что после окончания третьего курса,диплом уже практически в кармане. Действительно три первых курса являются наиболее сложными,так как содержат много теоретического материала. Не понимая зачем нужен этот материал,трудно его усваивать. А ведь изучали мы предметы,которые в дальнейшем должны были стать основой клинических знаний.

Тогда я еще не читала книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Он пишет,что студент,который регулярно занимается,обязательно выйдет из учебного заведения хорошим специалистом. Я очень боялась не сдать экзамены и ежедневно занималась. Результат не замедлил сказаться. За шесть лет обучения в институте я «не провалила» ни одного экзамена и только по трем предметам получила оценку удовлетворительно. Остальные экзамены я сдавала на хорошо и отлично.

С третьего-четвертого курса начались клинические дисциплины. Мой интерес к медицине возрастал с каждым новым предметом. В.Вересаев много пишет о тяжелом впечатлении,которое производили на него демонстрации больных студентам и о «болезнях третьего курса». Демонстрации больных не производили на меня тягостного впечатления. Тяжелых больных преподаватели обычно щадили,осматривать их обычно допускались  не более одного-двух студентов. А больные в удовлетворительном состоянии иногда даже были рады осмотру,как проявлению внимания к ним. Кроме того это давало им возможность получить консультацию доцента или профессора,что иногда было очень полезно для постановки правильного диагноза и назначения лечения.

«Болезнями студентов третьего курса» я не переболела. Ни одно из изучаемых заболеваний ко мне не пристало. Физически я была в отличной форме. За все врем обучения в институте только один раз болела простудной инфекцией. С повышенной температурой тела сдавала экзамен по гистологии и получила оценку отлично.

Особенно я благодарна моему преподавателю по внутренним болезням В.А. Добрых. Он вел в нашей группе терапию на шестом курсе. Это был очень образованный врач,исключительный диагност и мудрый педагог. Он так преподносил нам внутренние болезни и их лечение,что когда я приступила к самостоятельной работе у меня не было проблем с диагностикой и лечением наиболее часто встречающихся заболеваний.

На шестом курсе мы самостоятельно курировали пациентов в клинике. Я до сих пор помню этих пациентов,хотя с того времени  прошло уже более тридцати лет. Я очень удивилась,когда узнала,что некоторые студенты уклонялись от самостоятельного курирования больных. Для меня это было очень увлекательное занятие,многому меня научившее.

Последний курс института считался привилегированным. Мы чувствовали себя уже почти врачами.

Меня всегда обижало подозрительное и пренебрежительное отношение преподавателей к студентам, особенно к студентам начальных курсов. Студентов считали не только тупыми,но и ленивыми. Мне это было очень неприятно и казалось несправедливым. Некоторых из преподавателей студенты особенно боялись.

Одного из них,работавшего на кафедре рентгенологии студенты прозвали   «фашистом»,у него почти невозможно было получить зачет с первого раза. Через несколько лет после окончания института я проходила  специализацию на кафедре рентгенологии. «Фашист» оказался в числе моих преподавателей. Он называл нас не иначе как «коллегами»,обращался с нами очень вежливо  и был снисходителен. Эта метаморфоза показывает истинное отношение преподавателей к студентам в нашем институте.

Я настолько увлеклась медициной,так хотела побыстрее начать самостоятельную практику,так горела желанием вылечить всех больных,которые ко мне обратятся,что готова была поехать даже в какую-либо поселковую больницу,чтобы быть ближе к больным.

Видимо,подсознательно я все же чувствовала,что в «глухомань» мне ехать нельзя,так как я не  очень крепка физически. Поэтому я выбрала центральную районную больницу. К тому же мне обещали сразу же по приезде дать отдельное жилье,что было для меня немаловажно.

Я успешно сдала выпускные экзамены и ожидала вручения диплома. Такой радости,которую я испытывала в это время ,я не не испытывала больше не разу в жизни. Это была «чистая» радость в том смысле,что она была очень искренняя и без примеси отрицательных эмоций. Я чувствовала ,что успешно  закончила большое и важное дело, которое требовало всех моих способностей и огромного труда. Впереди открывалась увлекательная карьера врача. Я веселилась от души ,ходила в гости,посещала театр,гуляла по городу.

В эти дни  в коридоре института  я встретила преподавателя кафедры патологической физиологии,который обучал нас на третьем курсе. Он спросил у меня:»Вы  закончили институт?» «Да» ,- ответила я. Он поитересовался ,куда я «распределилась» на работу. Узнав,что я еду в «деревню»,он спросил,не желаю ли я остаться на кафедре патологической физиологии. Я, не раздумывая,  отказалась. Работать  на теоретической кафедре ,  возиться со студентами ,не имея никакого клинического опыта,казалось мне очень скучным и нудным.

В то время как я предавалась мечтам и надеждам,в моей стране происходили трагические события:в январе1991 года прошла денежная реформа,приведшая к обнищанию миллионов людей, происходил развал СССР, разрушалась экономика великой державы,основные продовольственные товары в магазинах отпускались только по карточкам. Но на меня все это почти не оказывало влияния. Меня не покидало оптимистическое настроение. Не имея  накоплений ,я  следовательно не могла их потерять. А что в дальнейшем я смогу достаточно зарабатывать,я была уверена.