О Вере, Добре и Любви

Сергей Чепров
     Отклик на книгу Дмитрия Фаминского "Кладоискатели"               

   Недостатка в художественной литературе наш народ, собственно, не испытывал никогда. Особенно это заметно в последние годы. Книг – море, на любой вкус и спрос. Понятно, что прочитать все ни у кого не хватит ни сил, ни времени, ни возможностей. Поэтому у каждого читателя свой подход к выбору литературы. Я, например, ищу конкретные произведения уже знакомых и интересных мне авторов, а с незнакомыми использую самый верный, на мой взгляд, способ – прислушиваюсь к советам товарищей. Так вышло и с данной книгой. Фамилия автора не говорила ни о чем (впервые услышал), по названию – «Кладоискатели» - скорее всего отодвинул бы в сторону, предполагая набивший оскомину приключенческо-криминальный, с кровавой развязкой, приевшийся сюжет. Но... спасибо большое Валерию Сдобнякову, моему давнему товарищу, который и порекомендовал прочесть данную книгу. А иначе прошла бы она мимо, как, наверное, и множество других, не «пульсирующих» на слуху, с неизвестной (пока) фамилией автора и невеликим тиражом.

   Прочиталась книга легко, с интересом. И, как полагается, была поставлена на полку в ряд, но из головы, из сердца ли, почему-то не выходила. Чем, сразу не мог понять, но – зацепила. Просто осталось в душе радостное чувство, какая-то необъяснимая теплота. И через некоторое время вернулся к ней снова. Перечитал еще раз. И сразу возникло конкретное, не вызывающее никаких сомнений, определение – Светлая книга.

   Князь Федор Бельский с женой Елизаветой, отец Сергий Троицкий, иерей Владимир с многочисленной родней (это из прошлого); Андрей Кораблев и Ксения, Костик и Серафима, Алексей Плетнев или бомж Алеша (это уже из нашего времени), все – нормальные «человеки», обыкновенные русские люди, добрые, честные. Как говорится, с умом в голове и Богом в сердце. Мир ли так видит автор, на самом ли деле в его окружении превалируют люди порядочные, но все герои его произведений – только положительные. И на ум приходит фраза замечательного русского писателя Шукшина: «Мне везло на умных и добрых людей». Вот и Дмитрию Фаминскому, вероятно, везет на умных и добрых. И в этом ему можно только позавидовать.
   Да, князя Федора и отца Сергия расстреляли... Да, какой-то негодяй добил бездомную собаку, оставив умирать голодной смертью маленьких щенков... Но мы-то их не видим. У них нет ни лица, ни имени. Зло как бы обезличено. Словно оно не от человека, не в людях, а во времени и в сложившихся обстоятельствах. Даже комиссар Цмигельс, единственный не положительный герой с именем, и тот показан отнюдь не отпетым злодеем. К князю и его семье он более лоялен, нежели другие революционно настроенные граждане, сам он не расстреливает, а лишь зачитывает приказ. Ну, время было такое...  Так сложилось... А добрых людей в «Кладоискателях», как и в жизни, все ж больше и добро, в конце концов, должно восторжествовать, - это четкая позиция автора. Он в это верит безоговорочно и старается в том же убедить своего читателя. Добро заложено в человеке. Как и сотню лет назад князь Федор, поставленный в тяжелейшие жизненные обстоятельства, говорит жене: «...Учиться жить в новой обстановке, пытаться Родине пользу принести. Мы же княжеского рода», так и Петр Петрович, местный олигарх уже нашего «розлива», словно вторит ему: «Хочу хорошую современную школу построить. Со светлыми классами, с компьютерной комнатой, с большим и нормальным спортзалом. Чтоб учителя сюда из города стремились приехать, а детишки после восьми классов в район не уезжали». Такова же позиция и главного героя центральной повести Андрея Кораблева. Пусть все вроде бы начинается с идеи поиска клада, но, чем дальше развиваются события, тем о самом кладе упоминается все реже и реже. Да и читатель с самого начала повествования понимает, что суть-то не в зарытых где-то старинных сокровищах. Суть – в ином. Именно в том, что в процессе поисков герои более конкретнее, более глубже и яснее начинают определять для себя смысл жизни, обретают что-то новое, совсем иного качества. Они находят не только единомышленников, но и свои «вторые половинки», и даже круто меняют свою жизнь. Серьезно занимающийся наукой Кораблев переезжает с Ксенией в деревню и искренне верит, что «...наша деревня оживет. Что оттуда перестанут уезжать, а наоборот, туда будут переезжать жить, рожать детей, восстанавливать сельское хозяйство». И, что самое главное, они обретают ВЕРУ.

   А вот об этом - разговор особый. С первых строк понимаешь, что автор – человек православный, твердо придерживающийся христианских традиций и проповедующий их. Но делает он это настолько тонко и деликатно, не вызывая раздражения либо отторжения даже у человека неверующего. Идеи православия  органично вплетены в повествование, они и есть неотъемлемая часть этой самой жизни, ее духовная направляющая, ее основа. У каждого героя свой собственный и неповторимый путь, со своими уходами в сторону и возвращениями, но все они ведут к одному – к Богу. Особо убедительна в этом отношении повесть «Дорога к храму». Научный работник, химик, Алексей Плетнев, человек самый обыкновенный, рядовой, каких на земле множество. Нелегка постперестроечная жизнь честного человека. Малоперспективная работа, хотя и интересная, вечная нехватка денег, отчего и постоянные разлады в семье.  Это ощущение какой-то пустоты и никчемности проходящей жизни заставляет нормального человека всерьез задуматься о смысле существования, заставляет искать другие, более верные, более убедительные ответы на извечные вопросы. «Алексей пытался найти этот ответ в книгах, искал встреч с философами, астрологами, даже экстрасенсами. Пробовал различные школы самосовершенствования. Но все это, изначально увлекая, к ответу на поставленный вопрос не приближало и, в конце концов, разочаровывало». Все было не то. Пока дорога однажды не привела его в храм. Стал чаще заходить, покупать и читать религиозную литературу. Исповедался и причастился. И после того, как отстоял всенощную на Пасху, вышел « совершенно бодрый и какой-то обновленный, и казалось ему теперь, что он получил ответ на свой вопрос. Смысл жизни прост – идти за Христом, выполнять Его заповеди, очищать свою душу от греха».
   Совсем другая история произошла с героем  рассказа «Бомж Алеша». Ну, «выпал человек из обоймы», опустил руки, спился и стал бродягой. Потерял все, даже паспорт и имя. Поселился на лето в шалашике недалеко от деревни, где местные жители восстанавливали церковь. Днем-то совсем не выходил «на люди», вида своего богомерзкого стеснялся да опасался, не побили бы... А ночами, при свете луны, стал помогать на расчистке территории. Рассуждал, что «лучше уж при богоугодном деле помереть. Может быть, Бог за это какие грехи ему простит». И ведь возродился человек, стал вновь Алексеем Гавриловичем и даже церковным старостой.
   Нетипичная история? Как сказать... Хотя при посещении церкви нередко доводится видеть таких вот «потерявшихся» людей. Кто двор подметает, кто милостыню просит, кто просто отрешенно сидит в сторонке. В нынешний-то бездушный, заматериализованный век куда им еще? На кого надеяться? Где приткнуться? Здесь, похоже, их последняя надежда на кров и кусок хлеба, последняя соломинка, за которую осталось  зацепиться и, может быть, еще вернуться к нормальной жизни. Все-таки, надежда умирает последней. Но надежду дает только Вера.
    Примечательна в этом отношении и повесть «Тихая Анна». Обычный житейский сюжет – любовный треугольник. Все люди – нормальные, самодостаточные, чисто светские. Религия здесь, вроде бы, никаким боком. Конфликт разрешается сам по себе: Анна выходит замуж, Сомов примиряется с женой. Все встает на свои места вполне естественным способом, но развязка-то прозвучала именно в последней фразе Вероники: «Была я, знаешь ли, на беседе со священником. И он мне разъяснил, что мы с тобой давно одной плотью стали».
   
   Вот она, русская душа: вроде бы и человек-то совсем не верующий, а в трудные минуты сомнений и испытаний не к врачам да психотерапевтам, как это принято у них, на «западах», а в Храм, к Богу. Извечно живет в нас это. За столько лет никакими науками, никакими запретами вытравить не смогли. Потому что это – внутри нас. Выше нашей учености, выше нашей житейской рассудочности. Как когда-то сказал мыслитель Аврелий: «перед Верой меркнут все достижения разума». Сказано очень давно, много-много лет назад, но и теперь звучит не менее актуально. Жизнь без веры – не жизнь, а просто существование. Какими бы тропками ты не шел, как бы не петлял по этой грешной земле, но, в конце концов, все они выведут тебя на одну, главную, дорогу – дорогу к Храму.
   Вот как раз об этом и книга Дмитрия Фаминского. О Вере, о Добре, о Любви. Ненавязчиво, исподволь подводит автор к таким выводам своего читателя. У каждого есть право выбирать свой путь, все зависит только от тебя. И помнить об этом нужно постоянно, ежеминутно. Ведь, в конце концов, не Бог будет судить тебя. Ты сам себя судить будешь, представ перед Ним. Сам себя. Только потом уже исправить что-либо будет невозможно.

   Вот о чем эта книга. Конечно, в массовом потоке сегодняшней литературы она стоит как бы особняком, вещью редкостной. Светлая книга, как я сразу же «окрестил» ее для себя. Не много таких сейчас. Но тем, наверное, она и ценнее. По выражению Петрарки «...нехватка придает достоинство вещам. Будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом – его начнут топтать ногами, как гальку».

                С. Чепров.