В преддверии Рош Ха-Шана в Камарилло

Алла Валько
В 2022 году еврейский Новый год Рош Ха-Шана праздновался с вечера 25-го до ночи 27-го сентября. Иудейская традиция гласит, что с этим праздником связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории. Особенностью празднования Рош Ха-Шана является трубление в шофар во время службы в синагоге. Считается, что это - вызов на Божественный суд и призыв к покаянию.

Согласно еврейской традиции в эти дни на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть, поэтому молитвенные службы в эти дни проводятся с целью повлиять на решение Творца. Во время празднования Рош Ха-Шана верующие читают молитвы, в которых преобладают темы самоанализа и покаяния. Они отдают самим себе и Создателю духовный отчёт за свои поступки, слова и мысли за прошедший год. Они обдумывают, как исправить свои недостатки и прегрешения, чтобы вернуться к Богу. Вместе с тем, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В первый вечер Рош Ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни». Во время праздничной трапезы принято обмакивать  хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай есть яблоки с мёдом. В это время многие получают поздравительные открытки с изображением кусочков яблока, кувшинчика с мёдом и пчёлок, дарящих людям этот мёд.

В преддверии Рош Ха-Шана 5783 года по еврейскому календарю в парке Конституции 11 сентября 2022 года состоялся концерт, организованный еврейской общиной города Камарилло. Мои друзья Батья и её муж Эд предложили подвезти меня на место празднования. Был очень жаркий день, и я опасалась, выдержу ли я такую высокую температуру. Обычно в дневные часы я стараюсь не выходить из дома, поэтому сейчас мне предстояло в некотором роде испытание.

Когда мы приехали в парк, то первым делом я поискала глазами какую-нибудь тень. И я её обнаружила, но на значительном расстоянии от сцены. В это время, перед началом официальной церемонии празднования, на сцене шла репетиция выступления хора мальчиков Рината Шломо в сопровождении оркестра из 10 человек. Оркестром руководил  профессор Марк Клигман, заведующий кафедрой еврейской музыки в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, директор Фонда американской еврейской музыки.

Я решила узнать, какие мероприятия подготовили для участников встречи организаторы праздника. Увидев группу людей, среди которых было много детей, внимательно слушавших какого-то мужчину, я подошла ближе и обнаружила, что он демонстрирует им свой инструмент и рассказывает, как трубить в шофар, еврейский ритуальный духовой музыкальный (сигнальный) инструмент. На столе перед ним лежали разные дудочки и шофар, имевший вид длинного изогнутого рога. Позже я узнала, что это был раввин Ареле Телешевский, который живёт и работает в Лос-Анджелесе.
 
Этот инструмент имеет древнюю историю и традицию использования, восходящую к Моисею. В шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана и в другие праздники. И в глубокой древности, и сейчас шофар изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются преимущественно полые рога баранов, козлов, антилоп, газелей, и никогда или почти никогда - бычьи или коровьи, поскольку они вызывают аллюзию на библейский образ золотого тельца. Форма и длина шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким с простым изгибом или длинным и витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена. В одних странах и общинах принято обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы; в других странах, напротив, сводят обработку к минимуму и форму не меняют. Кончик рога у шофара срезается или просверливается. Трубящий в шофар использует это отверстие для извлечения звука.
 
Недалеко от этой группы людей малыши занимались раскрашиванием картинок фломастерами, некоторые из них что-то сосредоточенно разглядывали, как будто решали важные проблемы. Я сфотографировала детей и некоторых своих знакомых. Мне удалось запечатлеть Лею Лэнг, директора дошкольного учреждения Камарилло «Ган», в котором в атмосфере тепла и заботы дети воспитываются с малышового до дошкольного возраста. На другом снимке представлена Шира Мучник, директор еврейской школы. Я также сфотографировала женщину, которой всегда восхищаюсь, насколько она всегда элегантно одета, подтянута, с прямой спиной, и это в 92 года! Её портрет я постараюсь поместить в одном из своих следующих очерков.

Моё внимание привлекла Батия за прилавком. В качестве волонтёра на этом празднике она продавала талоны на деликатесные бутерброды с индейкой, которые стоили 14 долларов (981р.68 коп. по курсу 70р.12 коп), с пастрами и солониной – по 20 долларов (1402р.40 коп.), а также напитки стоимостью 2 доллара (140р.24коп.). Для меня это слишком дорого. Ни о какой покупке не могло быть и речи. Слово пастрами для меня было новым. Я узнала, что это деликатес из маринованного, копчёного и отварного мяса.

Батья с мужем живёт в Вентуре, столице одноименного округа, а ездит на Шабад в Камарилло. Я попросила Батью немного рассказать о себе и о её муже Эде, а также объяснить мне, почему она еженедельно по субботам ездит так далеко, вместо того чтобы посещать синагогу в том городе, где живёт. Батья написала, что Эд родом из Западной Ковины, города в Калифорнии, а она - из Бруклина, района Нью-Йорка. Супруги занимаются ремонтом окон. Своей религией они выбрали ортодоксальный иудаизм, потому что, как они считают, это единственная истинная форма иудаизма. Другие его формы появились, по их мнению, для того, чтобы в большей мере слиться с мирским обществом и иметь возможность меньше жить по законам Торы. Реформатский иудаизм считает, что Тора и её законы не исходят от Б-га (такое написание принято в иудаизме). Но можно ли считать это направление религией, если в нём ничего не исходит от Б-га?
 
На протяжении тысячелетий евреи следовали ортодоксальному иудаизму. Реформаторский же иудаизм, по мнению Батьи, ничего общего не имеет с Б-гом и религией, он связан с желаниями человека, а не с тем, о чём просит Б-г, он фокусируется на эгалитаризме и социальной справедливости.  Из-за своей приверженности социальной справедливости некоторые из этих людей даже приглашают палестинцев в свои храмы, позволяя им плохо отзываться об Израиле.

Я решила поближе познакомиться с понятием «реформистский иудаизм» и прочитала в Википедии, что последователи эгалитаризма  придерживаются концепции,  предполагающей общество с равными социальными и гражданскими правами для всех его членов. Противоположностью этой концепции является элитаризм. Реформистский иудаизм — крупное либеральное течение современного иудаизма, возникшее в Германии в двадцатые годы XIX века. В его основе лежит идея изменения системы заповедей, которая заключается в установлении примата «этических» заповедей над «ритуальными» заповедями «между человеком и Богом». Реформистский иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, приобретая с каждым новым поколением новый смысл и новое содержание, не затрагивающие, однако, её основ. Он стремится к обновлению религиозных обрядов в соответствии с реалиями современного мира.
 
Батья счастлива, являясь сторонником ортодоксального иудаизма, который наполняет её жизнь. Она уверена, что это направление иудаизма сближает людей с Б-гом и друг с другом. «Когда говорит наш раввин, - продолжила Батья, - я слышу страстность в его словах и верю в их правдивость. Когда я следую большому числу законов, которые нелегко выполнить, я чувствую, что совершаю жертву, потому что этого хочет Б-г». В Торе содержится 613 заповедей, которые делятся на 2 главные категории: в первой - 248 заповедей, обязывающих к исполнению определённых вещей, во второй — 365 заповедей, запрещающих определённые действия. Меня поразило страстное желание Батьи исполнять все эти заповеди, но каждый человек выбирает свой путь единения с Б-гом.
 
За заднем плане фотографии с портретом Батьи запечатлён начальник полиции Камарилло Эрик Теннессен, беседующий с пожилым человеком. Эрика можно встретить буквально на всех проводимых в городе мероприятиях.
 
Между тем наступило время открытия торжественной церемонии. Я нашла место в тени деревьев и перенесла туда кресло. Сцена оказалась далеко от меня, однако делать было нечего, не сгорать же на солнце. Торжественная церемония празднования Рош Ха-Шана началась с выступления двух певцов – канторов Нетанеля Барама и Николаса Хайландера. Я услышала потрясающее пение в исполнении двух мужских голосов невиданной красоты.

Кантор Нетанель (Нати) Барам — уроженец Иерусалима. Его отец - преподаватель музыки, мать — профессиональный художник. Оба родителя привили ему любовь к музыке с раннего возраста. Поворотный момент в жизни Нати наступил, когда он впервые посетил службу в Большой синагоге Иерусалима, где, услышав вдохновляющие молитвы всемирно известного главного кантора синагоги, он принял судьбоносное решение тоже стать хаззаном (кантором в синагоге). По завершении образования Нати выступал по всему миру солистом на концертах Тель-Авивского Канториального Института. В течение нескольких лет он был также членом и солистом хора Большой синагоги Иерусалима. Нати переехал в США в 2009 году и поселился со своей женой и четырьмя дочерьми в Беверли-Хиллз, расположенном на западе округа Лос-Анджелес. В 2012 году он был назначен кантором в синагоге этого города, в которой также организует регулярные музыкальные мероприятия и концерты для более широкой еврейской общины округа. В течение последних нескольких лет Нати выступал во многих всемирно известных синагогах - от Кейптауна в Южной Африке, до Цюриха в Швейцарии и Мельбурна в Австралии, а также по всей территории США. Он выступал в качестве солиста с Израильским филармоническим оркестром, Иерусалимским симфоническим оркестром и на Берлинском еврейском фестивале.

У кантора Николаса Хайландера тоже великолепный голос. На сцене он не только пел, но и танцевал, зажигая зрителей и вызывая их одобрение. Его еврейское имя, под которым он служит в Вестсайдской общине «Кехилат Мааров» в Санта Монике, - Ниссим Нати. Вместе с другими канторами он принимает участие в богослужениях и выступает перед зрительской аудиторией с различными праздничными программами. Как они говорят о себе: «Мы — восторженная, тёплая и дружная группа певцов. Наши песни представляют собой сочетание традиционных и современных музыкальных произведений с еврейской тематикой. Наша цель состоит в том, чтобы сохранить старый репертуар, а также выучить новые песни и сделать их интересными… Иногда мы планируем «экскурсии» в оперу Лос-Анджелеса». В 2016 году группа канторов создала хор «Half Notes», в котором занимаются дети после школьных уроков с целью подготовиться к участию в службах в синагоге. Участие в хоре даёт каждому участнику возможность петь как в группе, так и выступать сольно.
Пока я искала в интернете хоть какую-нибудь информацию о Николасе Хайландере и общине «Кехилат Мааром», я наткнулась на информацию о мессианской общине "Кехилат Йешуа", являющейся общиной мессианского иудаизма. Это означает, что её сторонники верят и признают Иешую из Назарета Мессией!

Нас порадовал своеобразный дуэт – кантор Николас Хайландер пел широко известную «Тумбалалайку», а раввин Йосеф Мучник, директор программы по работе с членами общины пожилого возраста, танцевал на сцене. Оба они передали зрителям большой заряд позитивной энергии. Дождались мы и совместного выступления хора мальчиков и канторов. Детские альты и дисканты великолепно гармонировали с голосами профессиональных канторов.

Затем с речью к собравшимся обратился исполнительный директор Хабад (Мудрость) Камарилло, раввин Арье Лэнг. Он поздравил всех с приближающимся праздником Рош Ха-Шана и напомнил, что 21 год назад в этот день, 11 сентября, в США произошло несколько террористических актов, унесших жизни нескольких тысяч человек. Раввин призвал членов еврейских общин молиться за мир во всём мире.

Со сцены до нас донеслись звуки шофара. На нём трубил раввин Хабад Окснарда Дов Мучник. Затем выступили уже знакомые нам Джеки Ирвин, действующий член Ассамблеи штата Калифорния, и Эрик Теннессен — начальник полиции Камарилло.

В завершение программы праздничного концерта Николасом Хайлэндер спел песню «Еврейская мама». Его пение было настолько волнующим, что у многих присутствующих на глазах выступили слёзы. Затем в исполнении Нетанеля Барама и Николаса Хайлэндера прозвучали и другие песни, вызвавшие у зрителей большой душевный подъём. Апофеозом их выступления стало исполнение ниггуна – музыкальной  молитвы, пробуждающей душу и приближающей человека к Творцу.

Зрители разъезжались по домам, преисполненные радости и благодарности к организаторам встречи.