Радость. Сила. Фокус. Благодать

Иван Владимирович
Этот разговор нам надо с чего-то начать. Ну и, в принципе, можно начать с главной идеи этой книжки. Так что если тебе лениво, или некогда, или ты ещё почему-то сомневаешься, стоит ли тратить время на весь текст, или если ты принадлежишь к племени тех, которые "чувак, просто выдай мне краткое изложение на страничку", и тебе неохота продираться через бесконечные Введения, Предисловия и Посвящения, то фигня вопрос - вот тебе, пожалуйста, краткое изложение на страничку.

В общем, основная идея этой книжки такая: чтобы жизнь была счастливой и сбалансированной, надо делать четыре дела:

1. То, что тебя радует.

2. То, что наполняет тебя силой и смелостью.

3. То, что даёт тебе возможность находиться в состоянии потока.

4. То, что помогает тебе чувствовать благодарность в отношении прекрасной Вселенной вокруг тебя и замечательных людей, с которыми ты её разделяешь.

Или, наверное, лучше будет сказать, четыре вида дел. Ну в смысле, если тебе нравится хавать ближневосточную еду, играть на флейте и пересматривать фильмы с Тильдой Суинтон, то это всё здорово, тебе не надо выбирать из них Главный Источник Радости. Аналогично, если твоя работа или твоё любимое хобби покрывают все четыре области разом, это тоже очень круто, и никто не требует от тебя налепить на это занятие один из ярлычков, а потом судорожно искать себе ещё три комплементарных дела.

Но в целом, пока то, что ты делаешь, приносит тебе достаточно радости, достаточно силы, достаточно фокуса и достаточно благодати, то твоя жизнь будет счастливой, сбалансированной, и вообще ништяк.

Ну в общем, аннотация и «элеваторный питч» примерно такие. Если тебе больше ничего не надо, то можешь идти по своим делам. Дальше будут более детальные объяснения, практические советы и всякие произвольные мысли на тему.

Кроме того, у меня есть дисклеймер, который начинается с личной истории.

Однажды я провёл эксперимент. Я взял «Дао Дэ Дзин» и я взял Евангелие от... Если честно, точно не помню какое, наверное от Луки, но, может быть, и от Матфея... Ну, в любом случае, я взял «Дао Дэ Дзин» и одно из синоптических Евангелий, и просто прочёл их в параллели - страницу из одного, страницу из другого.

И я должен сказать, что разница в тоне прямо поразительная. Евангелия - они очень прямые и бескомпромиссные. Иисус сказал делай то, Иисус сказал никогда не делай этого, точка.

Тогда как в «Дао Дэ Дзин» - там всё больше так, что «ты должен знать, что в этом озере водится много крокодилов, так что если ты пойдёшь туда купаться, то ты помрёшь очень быстро, но довольно болезненно». При этом плавать в этом озере не запрещено, не грешно и не неправильно. Это просто очень-очень плохая идея. Но вообще, если тебе сильно хочется, или сильно надо, или ты лучше знаешь, да фигня вопрос, иди купайся.

И вот лично мне стиль «Дао Дэ Дзин» нравится намного больше - как читателю, и как автору.

И поэтому я тебе кое-что посоветую и объясню кое-какие техники, но не более того. Что и как из этого использовать - это дело твоё и только твоё. Если тебе надо инструкцию типа «шаг 1, шаг 2, шаг 3», то писать её не входило в мои намерения, так что я советую поискать её где-нибудь ещё.

И, раз уж ты продолжаешь читать, у меня есть к тебе вопрос, хотя он немного тупой.

Ты хочешь быть счастливой?

И в случае какого угодно другого ответа, кроме выразительного «ну, да, конечно, кто не хочет, что это за вопрос вообще?», я рекомендую закрыть вкладку в браузере. И это не потому, что моя книжка тебя принудительно осчастливит против твоей воли, нет. Я не обладаю такой властью, к счастью или к несчастью.

Это потому, что я понятия не имею, что тебе сказать.

Когда я пишу, для друзей или для незнакомцев, есть одна техника, к которой, я должен признаться, я очень привязан. Она состоит в том, чтобы посмотреть на абзац текста и поразмыслить над вопросом: «А что, если читатель не согласен с тем, что я тут утверждаю?» Какие аргументы он приведёт? Какая точка зрения может стоять за этими аргументами? Какая личная история может стоять за такой точкой зрения?

И это прямо реально полезная техника. Иногда мне становится ясно, что я впариваю свои личные предпочтения под видом Абсолютной Истины. Иногда я прихожу к выводу, что такая точка зрения, в принципе, может иметь место быть, при этом она конкретно ошибочная, и я должен высказать своё мнение по этому поводу. Иногда я осознаю, что на самом деле это я ошибаюсь, и тогда я ухожу в продолжительный поход в себя. А иногда я понимаю, что просто криво сформулировал свою мысль.

Но вот когда я пишу, что каждый хочет быть счастлив, и потом пытаюсь вообразить себе оппонента, то у меня каждый раз получается такой пафосный выпускник философского факультета, который кидается в меня цитатами из какой-то бесполезной статьи какого-то забытого автора... И тогда мне становится так скучно, что лучше я бы к стоматологу сходил, чем говорить такие разговоры с живым человеком. Типа, мужик (я, вообще, стараюсь по возможности выражаться гендерно-нейтрально, но пафосные выпускники философских факультетов почему-то сплошь мужики)... Вот ты хочешь приласкать своё эго, и для этого заставляешь невинных людей обсуждать какое-то академическое буквоедство, которое им вообще похеру. Я всё понимаю, но вот не мог ли бы ты этим заниматься где-нибудь в другом месте?!

Короче. Эта книжка - про то, как достичь счастья в жизни, и я буду последовательно предполагать, что тебе туда надо. Если тебе не нравится место назначения, то поищи себе другого проводника.

Теперь, когда мы вот это всё прояснили, можно наконец начать обсуждать четыре составляющих счастья. И, как можно догадаться из названия книжки, это радость, сила, фокус и благодать.

Скажу сразу на берегу: это не научная теория, подкреплённая соответствующими исследованиями, ну или, во всяком случае, я не в курсе о таких исследованиях. Это всего лишь мои эмпирические наблюдения, и чуть позже я поделюсь историей того, как ко мне пришла идея этой книжки. А пока я представлю эти четыре элемента.

Радость - это... Ну, радоваться вообще можно по-разному. Радость - это веселье. Радость - это восхищение. Радость - это удовольствие. Радость - это достижение желаемого. Радость - это смех. Радость - это хорошо себя чувствовать. Радость... Ну, короче, радость - это радость.

Сила - это уверенность в себе. Сила - это контролировать собственную жизнь. Сила - это способность воплощать в жизнь свои планы, справляться с непредвиденными препятствиями и менять мир к лучшему.

Фокус - это доводить дела до конца по одному за раз. Фокус - это перестать рассеивать свою энергию на неважные отвлекающие факторы. Фокус - это быть в состоянии потока. Фокус - это выключить свой внутренний монолог, перестать умно думать и вместо это тупо сделать.

Благодать - это чувство, что Вселенная на твоей стороне. Благодать - это быть благодарной Миру за то, что ты в нём есть. Благодать - это ловить кайф Прямо Здесь и Прямо Сейчас. Благодать - это преградить поток бессчётных «да могло бы быть и лучше», которые текут через твою голову.

Самый лучший способ, который я смог придумать, чтобы объяснить, почему это всё важно, - это разобрать, что происходит, когда тебе не хватает чего-то из этих элементов. Но для начала я обещал историю того, как я придумал эту идею, и, собственно, вот она.

Я бегаю, довольно много, и всегда с музыкой в наушниках. Я не буду грузить подробными деталями эволюции моего бегового плейлиста на протяжении многих лет, тем более, что я сам уже не помню, но в конечном итоге я пришёл к такому вот паттерну:

* Первый трек - это жизнерадостная попса типа Аврил Лавин или Тэйлор Свифт.

* Второй трек - это энергичный рок/металл типа Alestorm или Disturbed.

* Третий трек - это техно, обычно какая-нибудь разновидность психоделического транса.

* Четвертый трек - это какие-нибудь мантры, например, киртан (с Кришны Даса я вообще начал въезжать в это дело) или суфийские песнопения.

Потом какая-нибудь другая жизнерадостная попсовая песня и какой-нибудь другой митол, ну и по кругу.

И как-то раз, снаряжённый таким замысловатым приспособлением, я пробежал ультрамарафон на пятьдесят километров. Заняло у меня это чуть больше шести часов. И да, если ты думаешь, что ультрамарафон - это само по себе безумие, так я добавлю, что бегал кругами по парку у себя на районе. Это я так, чисто выпендриваюсь.

Ну вот, и пока я разбирался со всеми впечатлениями от этого забега, то понял, что такая вот петля Инь-Ян-Транс-Дзэн - она пригодна далеко не только для того, чтобы удержать на месте кукуху в процессе долгой пробежки, а её можно вообще к жизни в целом применить. Собственно, это было тем зернышком, из которого выросла эта книжка.

И, это, наверное, мне надо было представиться пораньше, но поскольку я забил на Предисловия и Введения, являющиеся практически клише в книгах этого жанра, то я как-то упустил шанс это сделать.

На самом деле, я простой чувак из Амстердама тридцати семи лет от роду.

У меня нет Ph.D. по бихевиористкой психологии, или сравнительной социологии, или чему-нибудь подобному. У меня вообще никакого Ph.D. нету; когда-то я учился в аспирантуре на прикладной математике, но я её бросил, и это было очень давно. В дзэн-буддисты, суфии или тольтеки меня тоже не посвящали.

И это плохо, но и по-своему хорошо.

Это плохо потому, что у меня нет за спиной тысячелетней традиции, как мистической, так и научной, на которую можно опереться и из которой можно выдёргивать ответы в ситуациях, когда мне нечего сказать от себя.

Это хорошо потому, что я не собираюсь грузить тебя предложениями типа "тебе надо семь лет медитировать в удалённом монастыре, и тогда ты постигнешь истину", или "тебе надо съесть центнер психоактивных кактусов, и тогда ты постигнешь истину", или чем-то в таком духе.

Чтобы въехать в то, чем я тут делюсь, мне понадобилось всего лишь немного само-осознанности и открытости восприятия. Я уверен, что, если тебе так больше нравится, ты можешь и самостоятельно дойти до всех этих инсайтов, хотя на это может уйти чуть больше времени, чем на чтение моего очерка.

Также это может быть хорошо или плохо в зависимости от твоей точки зрения, но когда я утыкаюсь в то, что «в Великой Книге написано то и это, но, по-моему, это херня», то я склонен вести себя крайне прагматично. Это применимо к моей работе, это применимо к моему творчеству, моей духовности, личному развитию, осознанности, спорту, привычкам питания и вообще всему по жизни.

Я имею в виду следующее. Если я узнаю какую-то замечательную идею, но при этом я точно понимаю, что не могу интегрировать её в мой дневной-недельный-годовой распорядок, то для меня она бесполезна. К примеру, я знаю, что ненавижу спортзалы и в принципе не особо люблю заниматься спортом с другими людьми. Поэтому, как бы ты меня не убеждала, и сколько бы научных исследований не показывала, мне всё равно, и в спортзал я не пойду.

В обратную сторону это тоже работает. Если идея считается сомнительной, но очень хорошо работает для меня, то я буду продолжать так делать. Например, многие эксперты утверждают, что бегать в наушниках - это вообще неправильно, а надо слушать окружающее тебя пространство. Ну, типа, там, листья шуршат на ветру, птицы щебечут, капли дождя падают на землю, ноги топают по асфальту, люди орут друг на друга матом, вот это всё. Но вот лично для меня это убийственно скучно и демотивирующе, и поэтому я всегда бегаю с музыкой. Вот, даже книжку в результате этого написал.

Короче суть в том, что если ты придёшь к выводам, что какие-то из моих советов для тебя не работают, то это совершенно нормально. Просто подбери то, что для тебя работает, лично я всегда так делаю.

Ладно, хватит обо мне. Давай вернёмся к тебе и к тому, что происходит, когда твоя душа плохо питается.

А хотя я, наверное, ещё чуток погружу про свой беговой плейлист, потому что из прагматики, по которой он выстроен, можно вывести немножко наивный, но при этом довольно понятный пример того, что будет дальше.

Итак, жизнерадостные песни там нужны потому, что иначе в определённый момент мне становится скучно, устало и достало. И вот потом уже совершенно невозможно справится с искушением закруглиться и пойти домой лежать на диване, пить пиво и смотреть документалки про космические телескопы. Но когда в стотысячный раз начинает играть «Complicated», то это реально помогает поменять настроение в сторону того, чтобы радоваться жизни и получать удовольствие от процесса. И тогда я могу продолжать двигаться.

Без напористых хард-роковых песен я неизбежно начинаю чувствовать себя слабым и измотанным. И вскоре - искушение, диван, пиво, документалки. Было бы прикольно написать продолжение этой книжки с именно таким названием. Но после первых семи аккордов «Between Angels and Insects» я такой: херня, побежали!

Техно-треки нужны для того, чтобы заставить разум сконцентрироваться на преодолении дистанции по одному шагу за раз, и не отвлекаться на посторонние мысли. Потому что, ну в общем, когда разум слишком много отвлекается на посторонние мысли во время долгого забега, то рано или поздно он начинает думать о скуке, усталости и жратве, и ты уже в курсе, чем это заканчивается.

Без мантр, в принципе, можно и обойтись, во всяком случае если задаваться целью просто долго и далеко бежать - я пробовал, я знаю. Но вот зато потом мне становится очень обидно, что я угробил целый день на какое-то тупое спортсменство, когда как это могло бы быть значительно более глубоким и насыщенным духовным опытом.

Твоя жизнь намного сложнее и, я надеюсь, намного интереснее, но, как мы разберём далее, тут можно провести некоторые аналогии.

И, да, я поделюсь ещё одним, уже точно последним, музыкальным наблюдением, которое иллюстрирует довольно важную концепцию.

Одна из ключевых песен в моём беговом микстейпе - это «Om Namah Shivaya» Кришны Даса (конкретно, версия на семь минут шестнадцать секунд). Что в ней такого особенного - это то, что это вообще киртан, но по дороге он постепенно разгоняется так, что вторая половина больше похожа на рок или техно, чем на стереотипичное духовное песнопение. Немножко сложно объяснить словами, но, если послушаешь, то поймёшь, что я имею в виду.

И поэтому, обновляя плейлист, я всё время ломаю голову, считать ли эту песню «энергичной», «трансовой» или «духовной», потому что она вписывается одновременно во все три категории.

Что я хочу всем этим сказать. Радость, сила, фокус, благодать - это не связанные-но-при-этом-изолированные элементы твоей жизни наподобие того, как твоя левая рука имеет отношение к твоей правой ноге, но при этом совершенно точно является отдельной сущностью.

Реально, более продуктивно будет думать о них как о, скажем так, разных углах, под которыми можно смотреть на твою жизнь во всех её холистической сложности и великолепии. Конечно же, эти ярлычки очень удобны для того, чтобы согласовать, о чём мы тут разговариваем, но в конечном итоге это просто ярлычки и не более того. Если тебе нужно больше терминов, чтобы объяснить происходящее внутри и вокруг тебя, то придумывать их абсолютно не запрещено.

И, да, если ты читаешь кусок текста, где я рассказываю про, например, фокус, и ты думаешь "блин, чувак, а вот мне кажется, что вот это всё больше относится к силе", то, скорее всего, ты права. И это не потому, что я фигню говорю. А это потому, что между этими концепциями в принципе нету непроницаемых стен, а на самом деле они пересекаются, дополняют и иногда даже противоречат друг другу.

Ладно, это было длинное и важное отступление от темы. Но теперь давай, наконец, поговорим о симптомах и последствиях того, что твоя душа недоедает.

Когда твоей душе не хватает радости, ты, что совершенно неудивительно, становишься грустной, жалкой и в целом несчастной. Да, несчастной: радость и счастье - это не совсем одно и то же, но они настолько глубоко переплетены, что, может быть, наберётся два десятка высокопросветлённых монахов, глубоко утончённых философов и очень опытных психонавтов, которые видели счастье без радости, но для таких простых людей, как мы с тобой, это совершенно не отделимые друг от друга понятия.

Признаки нехватки силы - это когда тебе не хватает уверенности в себе, ты ведёшь себя излишне осторожно, ты напугана и в целом несчастна. Да, несчастна, потому что без нет уверенности в своих силах ты постоянно боишься, что всё хорошее, что у тебя есть, могут в любой момент отобрать, а это не совсем счастливая жизнь.

Чёткий признак того, что тебе не хватает фокуса - это когда ты сравниваешь список того, что ты делала (например на протяжении прошлого месяца), со списком доведенного тобой до конца и сделанного хорошо, и второй список значительно короче. А это означает большую кучу задач, проектов и начинаний, сделанных наполовину или как попало, а ты всё время лихорадочно переключаешься между этими делами, чтобы делать их все одновременно. Ты постоянно в стрессе, ты вымотана, ты разочарована тем, что результаты не соответствуют прилагаемым тобой усилиям, и всё это определённо не делает тебя счастливее.

Когда тебе не хватает благодати, ты не ценишь, насколько же твоя жизнь на самом деле хороша. Ты загоняешь себя в крысиные бега с постоянными «да, но могло быть и лучше», и «да, но в следующий раз должно быть ещё лучше», и «да, но это грех», и разными другими способами запрещаешь себе радоваться жизни. И, собственно, когда ты не разрешаешь себе быть счастливой, угадай, что происходит?

Чтобы это очень-очень прояснить, я полностью признаю, что могут быть веские причины того, как и почему ты оказалась в такой ситуации. Может быть, ты переехала в другой город. Может быть, ты родила ребёнка. Может быть, ты потеряла работу. Может быть, твой город закрыли на локдаун. Может быть, в твоей стране началась война. Может быть, случилось что-то ещё, в результате чего ты потеряла доступ к тем вещам и делам, которые тебя раньше радовали. И поэтому сейчас, вдобавок к тому, чтобы справляться с этими новыми жизненными обстоятельствами, тебе также надо перестроить и переизобрести свои привычки.

Так что, это, не беспокойся, я не собираюсь залазить на снобскую трибуну и вещать с неё всякую псевдопсихологическую лабуду типа «это всё в твоей голове, это просто ты недостаточно сознательная, ты недостаточно стараешься, ты недостаточно сильно хочешь, ты во всём виновата».

Также, помни, что когда кто-то говорит тебе что-то в таком духе, то ты имеешь полное законное право ударить его (или её) по роже.

В дополнение к этому, я обязан заметить, что грусть - это не то же самое, что депрессия. Неуверенность в себе - это не то же самое, что острое беспокойство. Нехватка сосредоточенности - это не то же самое, что синдром дефицита внимания. Некоторые из этих проблем можно разрулить посредством самоосознанности, открытости к новым идеям и любви к самой себе. Остальные требуют помощи квалифицированного профессионала. Если ты не уверена, с чем имеешь дело, то, пожалуйста, найди квалифицированного профессионального психотерапевта и поговори с ним.

Ладно, давай подытожим то, что мы обсудили, в виде списочка.

* недостаток радости - это когда ты испытываешь и чувствуешь меньше, чем ты заслуживаешь испытывать и чувствовать;

* недостаток силы - это когда ты считаешь, что способна на меньшее, чем ты на самом деле способна;

* недостаток фокуса - это когда получаемые результаты меньше прикладываемых усилий;

* недостаток благодати - это когда ты считаешь, что твоя жизнь хуже, чем она есть на самом деле.

Этот списочек сформулирован так что, что каждый пункт - вида «если X меньше Y, значит, у тебя есть проблема», но тебе, наверное, интересно - а что, если наоборот?

Это прикольный вопрос, давай его быстренько разберём.

Значит, противоположностью отсутствия фокуса будет такая ситуация (назовём её "гипер-фокусом"), когда ты многого достигаешь без особых усилий. И если твои дела обстоят так, то я могу только сказать, что это охрененно круто и я очень за тебя рад. Позаботься о том, чтобы такое положение дел было, так скажем, самоподдерживающимся и длилось как можно дольше, ну или хотя бы пользуйся им, пока оно длится. Собственно, больше мне здесь сказать и нечего.

"Гипер-благодать" - это когда у тебя явно есть проблемы и ты продолжаешь их игнорировать. Это фигово. Когда дела идут не слишком хорошо, то к этому надо относиться сознательно, и, возможно, тебе надо развить в себе больше силы, чтобы справиться с этими проблемами.

"Гипер-силой" будет переоценка своих способностей. В разумных пределах это нормально и даже хорошо. Ты ставишь себе амбициозные цели, ты доводишь себя до предела, ты принимаешь обдуманные риски. Иногда получается неудачно, и тогда ты учишься на своих ошибках. Так вот жизнь устроена. Если же ты берёшься за задачи, которые, ну вот заведомо непосильные, то это либо безрассудство, либо неадекват, короче, плохо.

"Гипер-радость" - это когда ты наслаждаешься жизнью больше, чем того заслуживаешь. И вот эта вот вся парадигма, что человек не может просто так быть счастлив, а надо это счастье каким-то образом заслужить - она совершенно омерзительна. В некотором смысле, коротенькая книжка, которую ты сейчас читаешь, получилась коротенькой книжкой именно из-за этой разновидности извращённого мышления людей, моей проработки вопроса «почему мы творим сами с собой такое говно?» и разных мыслей, которые накопились в результате этого. Иначе, я думаю, всё ограничилось бы парой постов в блоге.

Ладно, давай теперь поговорим о том, что происходит, когда твоя душа плохо питается на протяжении длительного периода времени.

Сначала ты стремишься к счастью и тоскуешь по нему. Ты хочешь больше удовольствий, ты хочешь больше безопасности, ты хочешь меньше стресса и так далее.

Потом ты начинаешь завидовать тем, кому лучше.

И, да, я должен был объяснить это раньше, но, короче, когда я говорю в такой инструкторской тональности типа «тебе следует делать X, Y и Z», то я обращаюсь к читателю, то есть, к тебе. Тогда как когда я говорю в описательной тональности типа «с тобой происходят X, Y и Z», то это больше такая фигура речи, чтобы повествование выглядело более личным. Но на самом деле я имею в виду удел человеческий, моменты, которые относятся, по большому счёту, ко всем нам. И я надеюсь, что ты лучше среднего, потому что ты хотя бы читаешь книжки про осознанность и личностный рост, это уже что-то.

То есть, на самом деле я тут имею в виду, что несчастные люди завидуют тему, кому лучше, и в этой ситуации, может быть, как раз тебе лучше и тебе завидуют. И, да, несчастные люди иногда бывают потрясающе красноречивы, когда дело касается объяснений, почему их внутренний дискомфорт от их собственной зависти - это твоя вина.

На этой стадии также начинают действовать разные компенсаторные механизмы. С ними важно понимать, что, во-первых, это всё не очень сознательно, а во-вторых нифига реально не помогает.

Недостаток радости обычно компенсируется занятиями, которыми по идее должны быть прикольными, но на самом деле таковыми не являются. Эта тема заслуживает отдельного разговора, и мы до этого ещё доберемся.

Типичный способ компенсировать нехватку благодати - это жадность. Ты не разрешаешь себе насладиться мороженкой, потому тебе надо их съесть восемь. Ты не разрешаешь себе встретить рассвет у себя на балконе, поэтому тебе надо для этого ехать на другой континент.

Что ещё происходит при недостатке благодати - это когда зависть начинает принимать довольно сложные и замысловатые формы. Ну, допустим, у тебя есть дом и машина, и они тебе не нравятся, ты хочешь лучше. У твоего друга дом поменьше, машина похуже, и поэтому ему совершенно запрещено быть довольным тем, что он имеет. А если он, гадюка, только попробует, то ты имеешь полное право называть его лохом и лузером.

Один из более прямолинейных способов компенсировать недостаток силы - это буллинг. Если так подумать, то вообще неудивительно, что человек, хронически напуганный, что его пнут под жопу и он не сможет дать сдачи, будет вымещать раздражение на тех, кто не может или не станет ему мстить.

Другой типичный способ справляться с собственной беззащитностью и бессилием - это искать одобрения окружающих. Ну, типа, если ты всё делаешь правильно, то можно надеяться на то, что злые силы к тебе не придерутся. Какая-то логика в этом есть.

Однако же, с поиском одобрения самое поганое в том, что ты его найдёшь.

Тут дело такое. Людям, жизнь которых находится в гармонии, одобрение, в принципе, не очень интересно, причём в обе стороны. Ну не знаю, допустим, мы с тобой болтаем о планах на выходные, и ты говоришь, что будешь пытать котят, тебя это прикалывает. В такой ситуации я не просто выскажу тебе своё мнение, а сделаю всё возможное для того, чтобы тебя остановить, потому что это совершенно кошмарно. Или, допустим, ты говоришь, что волонтёришь в приюте для покалеченных котят, это благородно и замечательно, и я, как минимум, поинтересуюсь, надо ли занести денег или ещё как-то помочь.

Если ты где-то между этими двумя крайностями, то извини, но мне правда нет особого дела до футбольной команды твоего сына или твоего любимого сериала. Ну и что ты там думаешь о моих марафонах и походах по этнографическим музеям мне, по большому счёту, тоже всё равно.

А вот когда людям очень важно поделиться с тобой своими мнениями о твоей жизни, это значит, что им самим не хватает гармонии. И если под них подстраиваться, то ничего хорошего из этого не выйдет.

И, кстати, это довольно похоже на механизм компенсации отсутствия фокуса посредством наличия мнений по большому количеству тем.

Практически всегда список таких тем включает новости, поп-культуру, текущие события, политику и другие телепередачи. Часто туда также попадает профессиональная сфера человека. Также там могут быть какие-то более экзотические штуки типа истории древнего мира или квантовой физики, ну и, в принципе, всё, что угодно.

Вообще, иметь мнения по разнообразным вопросам - это очень удобно, ненапряжно и помогает выглядеть важным и убедительным, при этом не имея за собой каких-либо реально значимых достижений. А, кроме того, это естественный продукт хаотически блуждающего разума, в котором накапливаются разные мнения о вещах, о которых этот разум хаотически размышляет.

Это была, очень условно говоря, вторая фаза. Если ты застреваешь в несбалансированной ситуации надолго, то рано или поздно достигаешь третьей фазы. Тогда ты начинаешь нормализовывать такое положение дел и воспринимать антитезу одного из элементов как нечто приемлемое или даже желательное.

Антитеза радости - это печаль и тоска. Когда ты принимаешь печаль и тоску в качестве нормы, ты становишься моральным стражем.

Тут штука такая: пока твоя картина мира заякорена на принципе, что радость и счастье являются одними из самых важных вещей в жизни, твой выбор моральной системы довольно сильно ограничен. По большому счёту, единственная доступная тебе опция - это «предел моей свободы - это твоя свобода» и «предел моего счастья - это твоё счастье».

С кем и как часто Аня занимается сексом - не твоё дело, при условии, что у них там всё по обоюдному согласию. Что Боря ест на ужин - не твоя забота, если только он не украл продукты. Вика может ходить на столько пати, сколько хочет, пока это не противоречит её другим обязательствам. Гриша может употреблять любые вещества, которые не оказывают тяжелого вреда здоровью. И тэ дэ и тэ пэ, я думаю идея понятна.

А вот когда ты отбрасываешь идею того, что счастье - это одна из высших ценностей в жизни, тогда ты можешь взять любое произвольное говно и провозгласить его Более Важной Ценностью. Боре нельзя есть сыр, потому что Более Важная Ценность. Гриша не должен курить траву, потому что Более Важная Ценность. Ане и Вике запрещено развлекаться в кровати, да, ты верно угадала, потому что Более Важная Ценность.

Антитеза силы - это страх и подчинение. Когда ты принимаешь страх и подчинение в качестве нормы, ты становишься мечтателем.

Сильные люди не мечтают. У них есть цели. У них есть планы, стратегии, майлстоуны и дедлайны. У них есть обязательства и преданность делу.

Касается ли это какой-нибудь ерунды типа новой машины или такой великой цели, как Мир Во Всём Мире, они не сидят просто так на жопах и не мечтают. Вместо этого они принимают решения, что делать. Потом они делают. Либо они приходят к выводу, что новая машина не стоит затраченного гемора, обламываются и вместо этого делают что-то другое.

Мартин Лютер Кинг сказал: «У меня есть мечта», и это крутой риторический приём, но на самом деле у мужика была цель, стратегия и больше преданности своему делу, чем я могу вообразить в себе.

Вот, а когда ты отказываешься от собственной агентности, тогда взамен ты получаешь тёпленькую норку, в которой можно сидеть и говорить: «я хочу, чтобы это произошло» и «я хочу, чтобы люди были лучше», обижаться, что ничего из этого не происходит и нихера не делать.

Антитеза фокусу - это слишком много думать. Когда ты считаешь, что слишком много думать нормально, ты становишься мыслителем.

Мыслитель - это то, что получается, когда куча мнений по разным вопросам дополняется некоторой эрудицией в этих областях. Тогда ты можешь типа как подкрепить свои мнения какой-то там информацией, и тогда ты будешь ещё внушительнее и убедительнее.

Я признаю, что термин «мыслитель» тут довольно корявый, и у меня не получилось придумать лучше, но на самом деле я тут имею в виду противоположность эксперту. Эксперт - это человек, который обладает обширными знаниями и опытом в ограниченном наборе предметных областей и не претендует на многое за пределами этого. Помнишь, как Шерлок Холмс говорил, что ему нет дела до астрономии, потому что она не имеет отношения к криминалистике? Вот, это эксперт. А мыслитель - это наоборот.

Антитеза благодати - это жадность. Когда ты принимаешь жадность в качестве нормы, ты становишься потребителем.

Аналогично мыслителю, потребитель - это то, что получается, когда зависть и обжорство дополняются обширной эрудицией на тему разных ценных штук, которые можно потреблять и которые все другие люди тоже должны вожделеть в обязательном порядке.

Например, когда я встречаю какого-нибудь знатока вин, мне всегда любопытно. Вот у него правда такой развитый утончённый вкус? Или это потому что он строго-настрого запретил себе наслаждаться каким-то рандомным "Кьянти", которое я схватил в супермаркете и которое, по-моему, вполне вкусненькое? И, если это второй случай, то каких ещё проблем от него ждать? Собственно, к другим разновидностям снобизма это тоже относится.

Как ты можешь заметить, ни один из этих четырёх архетипов не является чем-то очевидно плохим. Напротив, то, что они обозначают, считается, в зависимости от контекста, либо чем-то хорошим, либо максимум чем-то нейтральным.

Я не социолог ещё больше, чем я не философ и не психолог, так что мне очень неудобно делать такие пафосные предъявы. Но, тем не менее, я думаю, что это наглядно демонстрирует, насколько глубоко несчастье пронизывает нашу культуру, наше общество и нашу цивилизацию.

И, да, я неоднократно упоминал концепцию гармонии и равновесия, и сейчас я разовью эту мысль.

Мы уже довольно много проговорили, почему «мне не хватает X» - это проблема. Однако, и я, может быть, где-то повторюсь, но «мне не хватает X, а зато у меня много Y» - это не решение, это тоже проблема.

Радость без силы, фокуса или благодати нельзя испытать в полной мере из-за того, что она будет отравлена разнообразными вопросами вида «да, но что если?».

Сила без фокуса бесцельна и бестолкова. Фокус без силы бесполезен и беспомощен.

Сила без благодати - это крысиные бега. Собственно, без благодати всё - крысиные бега.

Благодать без силы, если честно, довольно омерзительна потому что это примерно как человеку, который тебя ограбил и изнасиловал: «Ой, большое спасибо за то, что ты меня не убил» вместо того, чтобы отбиваться и мстить.

А благодать без радости - это так странно, что я даже не могу себе представить, как такое может получиться.

Ладно, после того, как мы потратили столько времени на обсуждение симптомов проблем, давай, наконец, перейдём к практическим советам, а как же их решать.

Начнём с благодати.

С благодатью есть такая тонкость, что не все точно понимают, а что это вообще такое. Никогда не веселиться - это такой, довольно экстремальный случай. А вот никогда не испытывать благодарности «просто так» - это я бы не сказал, что редкость.

Чтобы с этим разобраться, самая лучшая отправная точка, которую я могу придумать - это какая-нибудь духовная практика. Присоединись к группе медитации, походи на йогу (я рекомендую Инь или Кундалини, они более ориентированы на духовность; Аштанга - это часто такой замаскированный спортзал) или, может быть, сходи в церковь или мечеть.

Будь настороже, там могут впаривать разные религии, традиции и скрепы. Если есть желание, то можно на это подписаться, тоже ничего страшного не будет, а если нет, то просто вежливо и аккуратно шли их нахер, типа «я подумаю и перезвоню».

Что ещё стоит попробовать - это попоститься. Пост многие считают, таким, диетологическим занятием, и во многом так оно и есть, но тут есть важный исторический контекст. Тут важно понимать, что священник в одиннадцатом веке не мог наказать своей пастве не зависать сильно много в твиттере тупо потому, что твиттер изобрели ещё только через тысячу лет. В старину еда была практически единственным таким общим местом, в чём каждый может себя как-то ограничить, и поэтому традиционные правила постов - они все про еду.

Но сейчас жизнь стала гораздо разнообразнее, и поэтому к постным ограничениям можно подойти более творчески.

Так что выбери чего-нибудь, и потом просто проживи без этого несколько недель. Например, месяц без мяса, или месяц без сладостей, или месяц без бухла, или месяц без сериальчиков, или месяц без бездумного шоппинга, или месяц без соцсетей, ну в общем, я думаю, идея понятна.

Цель этого упражнения состоит в осознании того, что тебе на самом деле необязательно всё время развлекаться по максимуму и ты вполне можешь быть счастливее, имея меньше и ценя это больше.

Когда ты словишь чувство того, что «Дорогая Вселенная! Спасибо тебе за то, что я в тебе есть!» и когда ты научишься входить в это состояние по желанию, тогда можно забить на церковную службу, съесть пирожное, сесть на берегу озера или на вершине холма и, в общем, просто испытывать благодарность и смирение.

С фокусом есть похожая проблема, что не все вполне понимают, а что это такое вообще.

И чтобы это для себя прояснить, нет ничего лучше старой доброй медитации. Там есть разные техники, они несколько отличаются, если не знаешь, какую выбрать, бери Зазен, с Зазеном точно не ошибёшься. Ну или можешь поставить себе какое-нибудь приложение типа Calm или Headspace (о русскоязычных аналогах я знаю только то, что они существуют, сам не пробовал), там есть всякие разные медитации типа с инструктором, для начинающего прям само то.

Лично я предпочитаю Шавасану (также известную как поза трупа в йоге), это потому, что я ленивый засранец, и медитировать сидя мне не очень нравится, лежать мне нравится больше.

Не следует ожидать, что после одного-единственного занятия сразу наступит тотальное просветление - не наступит. Медитируй по десять-двадцать минут в день, и через пару недель ты начнёшь замечать эффект от этого.

Цель и смысл этого упражнения состоит в том, чтобы постичь, что твои мысли - это не ты. Твои мнения - это не ты. Даже твои эмоции - это не ты. Твои мысли - это всего лишь то, что ты думаешь, это то, что ты делаешь, но это не то, чем ты являешься на самом деле. Когда ты перестаёшь думать о чём бы то ни было, ты не исчезаешь, ты не растворяешься в воздухе, ты продолжаешь давить на подушку для медитации всеми своими килограммами. Когда ты переключаешься с одной мысли на другую или с одной эмоции на другую, ты не мутируешь в другое существо, ты остаёшься собой.

После того, как научишься контролировать свой разум, начни приводить жизнь в порядок. Выбери ограниченный набор наиболее важных целей. Отсеки отвлекающие факторы. Достигни целей. Смой, повтори.

Также определённо не повредит, если ты дополнишь медитацию другими занятиями на высокую концентрацию типа рисования, игры на музыкальном инструменте, решения головоломок или, ну да, бега на длинные дистанции.

Теперь поговорим о силе.

Одна штука, которая очень хорошо придаёт уверенности в себе - это деньги. Да, я понимаю, это звучит немножко забавно. Однако же иметь возможность откупиться от проблем гораздо удобнее и приятнее, чем не иметь такой возможности.

Также много сил придаёт наличие союзников. И под союзниками я подразумеваю людей, к которым ты можешь обратиться, оказавшись в беде, или когда ты собираешь команду для того, чтобы изменить мир. К слову, если твой круг союзников вообще никак не пересекается с кругом друзей-подружек, с которыми вы ходите по барам и на концерты, то это совершенно нормально и ничего плохого в этом нет.

Еще один метод, который не вполне очевиден, но бывает очень эффективным - это просто не делать ничего. У всех у нас случаются в жизни такие периоды, когда мы бываем не уверены в себе и чрезмерно осторожны просто по причине общей душевной и физической усталости и задолбанности.

Если это твой случай, тогда тебе определённо следует взять отпуск, чтобы полежать на пляже, или погулять по лесу, или встретиться с друзьями и пойти бухать, или полежать на диване и почитать детективы. Ну или что ты там обычно делаешь, чтобы расслабиться и перезарядить батарейки.

Кроме того, если какой-нибудь псевдо-психолог скажет тебе: «Не-не-не, это ты просто недостаточно мотивирована», просто смейся над ним, пока он не замолкнет и не уйдёт.

Также, обязательно поразмысли о своей работе (в широком смысле слова, то есть включая собственный бизнес, фриланс и подработки). Ты проводишь там значительную часть своей жизни. Ты развиваешь профессиональные навыки, которые впоследствии можешь использовать где-то ещё. Ты получаешь шанс сделать мир лучше. Ты строишь сеть профессиональных контактов. В конце концов, тебе за это платят.

Поэтому, как правило, работа должна быть одним из ключевых источников уверенности в себе и завтрашнем дне. Если там весело, то это приятное дополнение. Если она позволяет тебе проводить большую часть дня в состоянии глубокого потока, то это очень круто. Однако если ты осознаёшь, что твоя работа не придаёт тебе уверенности, то просто уходи оттуда.

И если твоя работа настолько токсична, что активно подрывает твою самооценку, уходи оттуда как можно быстрее! Да, это может быть трудным решением. Да, тебе нужна стратегия выхода, например, сначала найти работу получше. Да, не надо делать резких движений, если только ты не уверена на 100%, что можешь себе это позволить. Но помни, жизнь просто слишком коротка, чтобы тратить её на превозмогание токсичности вокруг тебя.

Кроме того, есть ещё две штуки, которые не столь повсеместны, как работа, но при этом являются огромными источниками силы. Один из них - это напрямую влияющий на жизни людей активизм за дело, которое ты считаешь важным. А другой - это творчество, которое также напрямую влияет на жизнь людей, хотя и несколько иным (но не менее важным) образом, чем активизм.

Ты хочешь чувствовать уверенность в том, что можешь изменить мир? Как насчёт того, чтобы взять и начать менять мир прямо сегодня?

И, наконец, давай поговорим о радости. Из всех четырёх, вопрос о том, как обрести радость, - одновременно самый простой и самый сложный. Это потому, что радость - это самый субъективный, самый разнообразный и самый личный элемент из всех перечисленных.

Ну, в смысле, смотри, допустим, можно взять двух человек и отправить их на одно и то же занятие по кунг-фу. Один вернётся и скажет: «Блин, мне офигенно понравилось, я набрался энергии, набрался смелости, лучше чувствую своё тело, познакомился с классными людьми, вообще всё здорово». А другой будет такой: «Да херня вообще, какие-то задроты и клерки воображают себя самураями, бред полный».

А прикол в том, что оба правы. Просто одному занятия по кунг-фу нравятся и ему следует продолжать практиковаться, а второму не нравятся и ему следует поискать что-нибудь другое.

И да, тут есть некоторые исключения. Не делай незаконного и не делай саморазрушительного. Если тебе по приколу грабить людей или если тебе по приколу проигрывать в карты свой дом, нет, этого делать нельзя! За исключением этого, при условии, что это законно и не причиняет тебе необратимого вреда, можешь делать, да в общем-то, всё, что хочешь.

Кроме того, помни о важности осознанного целеполагания. Если ты идёшь в спортзал с намерением страдать и мучиться, то это неизбежно будет жуткой тягомотиной. Тогда как если ты идёшь в спортзал с целью получить удовольствие, то в худшем случае ты просто по пути осознаешь, что сегодня насладиться тренировкой никак не получится и вместо этого пойдёшь в паб.

Просто чтобы не быть уж совсем абстрактным, я скажу: «Никогда не забывай о простых радостях». Хорошая еда, хороший секс, прикольный фильм, ужин с друзьями, путешествие в красивый город.

Но, в целом, поскольку радость - это штука глубоко личная и субъективная, то тут очень сложно давать какие-то конкретные советы, и даже обсуждать разные прикольные занятия нужно очень аккуратно.

Например, с силой, если тебе кто-то говорит: «Это будет неприятно, но это сделает тебя сильнее» - тогда есть пространство для обсуждения, насколько оно реально работает и стоит ли оно того, и в таком духе.

Тогда как если тебе говорят: «Это будет неприятно, но тебе понравится», ты даже не имеешь права назвать такого человека лжецом, потому что это даже это не ложь, это просто бред. Если это будет неприятно, то тебе определённо не понравится.

И если тебе больше двадцати пяти... О, Боги и Богини, когда я буду выкладывать эту телегу в интернеты, мне же надо будет определиться, 18+ оно или нет, и теперь я конкретно сомневаюсь. Ну, в смысле, я не думаю, что написал чего-то непристойного, но вот я думаю, сколько бы я понял из этого эссе, если бы читал его подростком, и я вообще без понятия.

Короче. Если тебе меньше двадцати пяти, то просто пробуй разное и смотри, что нравится, идеальный период жизни для этого.

И, конечно, если тебе сильно меньше двадцати пяти, то есть определённые ограничения. Ну в смысле, если тебе шестнадцать, и ты хочешь попробовать напиться в хлам, или попробовать делать детей, или попробовать взять ипотеку, или попробовать написать книжку по психологии, то я обязан сказать, пожалуйста, не делай этого. Я прекрасно понимаю, что это звучит обидно, и дико бесит, но тебе пока правда слишком мало лет, и я прошу тебя сосредоточиться на том, что соответствует тому этапу жизни, через который ты сейчас проходишь.

А если тебе больше двадцати пяти, и ты что-то пробовала, будь то какая-то еда, или какая-то разновидность секса, или спорт, или способ социализации, или что угодно другое, и тебе не понравилось, то довольно логично предположить, что если ты ещё раз попробуешь, то тебе всё равно не понравится. Конечно, люди со временем меняются, но не очень сильно и не очень быстро.

К чему всё это? Да к тому, что многие люди оказываются в ловушке того, что они тратят время и энергию на дела, которые по идее должны быть прикольными, но их они не радуют.

И здесь нам надо ввести концепцию врагов. Враги - это люди, которые хотят сделать тебя несчастной. Да, это настолько просто.

Это могут быть настоящие враги, которые хотят навредить тебе лично и умышленно. Тебе могут вредить умышленно, но не лично, как, например, рекламщик, эксплуатирующий твои комплексы. Тебе могут вредить лично, но непреднамеренно, допустим, когда друг или коллега говорит тебе какую-то необдуманную и обидную херню. Тебе могут вредить твои собственные привычки и заблуждения - да, ты можешь быть сама себе врагом. И, конечно же, вред также может приносить комбинация вышеперечисленного, скажем, твои собственные страхи, на которые влияет твой друг, на которого в свою очередь влияет голова из телевизора.

Чрезвычайно важно понимать, что в конечном итоге это не имеет вообще никакого значения. Все они (да, включая тебя саму) применяют приблизительно одни и те же тактики. Разница тут только в причинах, оправданиях и отговорках, но для твоего личного благополучия это вообще не важно. Когда люди тебе гадят, а потом просят проявить сочувствие и понимание, делать этого совершенно необязательно.

Поэтому, чтобы избежать даже малейшего соблазна оправдывать врагов, говоря о них, я всю дорогу буду формулировать это как внешнее, личное и преднамеренное.

И, да, да, я повторю дисклеймер. Если ты делаешь что-то незаконное или что-то вредное для самой себя, и человек пытается тебя остановить, то называть его врагом будет нечестно. Например, если у тебя через неделю важный экзамен и мама на тебя орёт, что хватит играть в компьютерные игры, иди готовься, то это может дико бесить, но она это делает не со зла.

Вообще, чтобы лишить тебя радости, у твоих врагов есть разные варианты.

Один из них - это просто отказать тебе в доступе ко всему весёлому и прикольному. Они не выдумывают оправданий и не морочат тебе голову, а просто запирают тебя в подвал и кормят сырой капустой. В этом случае вполне понятно, что делать. Ты должна любой ценой вырваться из (буквального или фигуративного) подвала, а когда доберешься до безопасного места, ты должна найти, как им отомстить.

Другой - это когда тебе внушают идею, что «радость - это нехорошо». Помнишь моральных стражей и их Более Важные Ценности? Так вот, они вернулись и не одни, а они ещё привели своих друганов-достигаторов, у которых всегда есть Более Важные Занятия.

На самом деле, когда тебя ругают из каких-то там моральных соображений, то это проще отследить и отбить. Ты считаешь мои увлечения, мою работу и мои взаимоотношения с бухлишком чем-то аморальным? Да, да, конечно, всё так, иди нахуй.

Сложнее, когда тебе говорят: «Ты не должна играть в игрушки, а вместо этого должна учиться». Или «ты не должна смотреть фильмы, а вместо этого должна заниматься своей левой подработкой». Или «ты не должна пить винишко, а вместо этого должна пойти в спортзал». Или одну из многих других вариаций на тему «ты не должна радоваться жизни, потому что есть более важные занятия».

Практически всегда «лучшая альтернатива» радости - это сила, и тут всё становится сложно потому, что такое предложение может быть ценным или вредным, и это очень зависит от специфики твоей ситуации. Может быть, ты студентка и тебе действительно нужно приложить усилия, чтобы получить диплом. Может быть, у тебя плохо с деньгами и тебе явно нужен дополнительный источник дохода. Или, может быть, у тебя уже есть хорошее образование и прилично оплачиваемая работа. И поэтому если ты угробишь кучу сил на этот курс бухучёта или на эту халтурку про «монетизацию своей социальной сети», то это не сделает твою жизнь сильно лучше в плане возможностей, которые у тебя есть, но при этом оно может запросто сделать твою жизнь намного хуже в плане удовольствия, которое ты от неё получаешь.

Беда со многими людьми в том, что они не любят сложные ответы и вместо цепляются за хоть и неправильные, но зато простые. Учиться всегда хорошо, точка. Срубить немножко бабла всегда хорошо, точка. Делать упражнения всегда хорошо, точка.

Когда тебя подвергают такому обращению, тебе следует поразмыслить над тем, а есть ли вообще смысл в том, что они тебе говорят? Ну то есть, существуют ли реально какие-то ценные долгосрочные перспективы, которые ты упускаешь? Если ответ – «да», тогда второй вопрос - хочешь ли ты пожертвовать краткосрочными удовольствиями ради этих перспектив или не хочешь? Оба ответа, в принципе, норм, при условии, что это сознательный и обдуманный выбор.

Если ответ – «нет», значит, тобой манипулируют, чтобы ты пожертвовала краткосрочной радостью ради нихера, и этому надо сопротивляться.

И, да, под «сопротивляться» я имею в виду «приложить минимальное усилие, необходимое для того, чтобы твои враги перестали тебе вредить». Если можно обойтись тем, чтобы красиво улыбаться и вежливо игнорировать всё, что они болтают, то лучше так и делать, а доказывать им их неправоту или физически их калечить, в принципе, необязательно. Если нет, то тогда всё равно ищи вариант минимального усилия.

Злобная вариация на тему «радость - это нехорошо» - это «ты не заслуживаешь радости». Это чистая, неприкрытая манипуляция, единственной целью которой является сделать так, чтобы ты чувствовала себя мерзко, поэтому никогда не стесняйся отбиваться от такого. Все заслуживают счастья, даже не очень хорошие люди.

Еще один распространенный способ воровать радость - это принижать твои любимые способы развлекаться как «не крутые», «глупые», «странные» и так далее. «Ты не должна читать книги, вместо этого надо кататься на лыжах». Или «ты не должна слушать музыку в одиночестве, вместо этого надо пойти на пати». Или наоборот.

Уязвимость в твоей душе, которую они атакуют с использованием этих тактик, - это твоё чувство стыда.

И вот как работает стыд.

Значит, некто по каким-то там своим причинам хочет, чтобы тебе было плохо, и у него есть несколько вариантов.

Первая тактика - это навредить тебе самостоятельно. Там, ударить по лицу, или уволить, или что-то в таком духе. Сложность с этой тактикой в том, что ущерб может оказаться обоюдным. Ты меня ударишь, я дам сдачи, ты меня уволишь, я на тебя подам в суд, и так далее.

Вторая тактика - это натравить на тебя некоторый аппарат правосудия. Скажем, ты нарушила какие-то законы, или какие-то корпоративные правила, или какие-то условности социальной группы, и поэтому к тебе придут специальные люди, которые причинят тебе страдания без прямого участия твоего врага.

Третья тактика — это когда наказывать тебя не за что, а на открытую схватку у твоего врага не хватает крепости духа. И тогда вместо этого он убеждает тебя навредить себе самой. Посредством чувства стыда. По сути, стыдясь, ты делаешь одолжение тому, кто хочет тебе зла, и я даже не собираюсь объяснять, почему это паршивая идея.

Если тебя шеймят за то, что ты сделала, ну, может быть, в каких-то отдельных ситуациях это имеет смысл. Если тебя шеймят за то, какая ты есть, то это стопроцентный газлайтинг, и от этого нужно держаться как можно дальше.

И помни, стоя перед выбором между «просто ничего не делать» или «чувствовать себя отвратительно, но все равно ничего не делать», всегда выбирай первое. Конечно же, это заметно отличается от варианта «чувствовать себя отвратительно и что-то делать по этому поводу».

Почему люди вообще так поступают?

Собственно, тут есть две основные причины. Во-первых, потому что они хотят власти, а во-вторых, потому что они туповаты.

В свою очередь, тупость тоже бывает разная. Иногда человеку не хватает гармонии и равновесия, и поэтому он вываливает на тебя своё раздражение и несчастье. А иногда это хороший счастливый человек, который просто не очень осознает, что он говорит и делает.

Например, «ты можешь лучше» очень легко сказать неправильно. Обычно ты ожидаешь, что это послужит стимулом к дальнейшему совершенствованию, и это совершенно нормально. Однако, если человек, которого ты хочешь вдохновить, уже и так сделал абсолютно все возможное, а тут ты такая: «Да ну, ты можешь лучше», то тогда можно случайно забрести на территорию наведённого синдрома самозванца, а вот там всё очень неловко и неуклюже.

А иногда они на самом деле хотят контролировать тебя. И, с учётом всего того, что мы обсудили ранее, разобрать механику этого реально несложно.

Если я отберу твою радость, ты будешь зависеть от меня, чтобы получить её назад. Как я могу отнять у тебя радость? Например, я могу запереть тебя в подвале, в прямом или переносном смысле. Или я могу манипулировать тобой посредством «ты не заслуживаешь радости»/ «есть вещи поважнее радости» / «твоя радость дурацкая» / любой другой твоей уязвимой слабостью.

Если я отберу у тебя силу, ты будешь пассивной и послушной. Как я могу отобрать твою силу? Опять же, закрыть в подвал. Или поступить более тонко и разыграть карту «ты можешь сделать лучше», которую мы только что обсудили. Или быть более прямолинейным и использовать «ты недостаточно хороша» с примерно таким же результатом. А еще есть «знай свое место», в иерархических структурах омерзительно хорошо работает.

Если я отберу у тебя фокус, ты не будешь думать так же чётко, как раньше, и станешь достигать меньших результатов. Если я хочу не столько контролировать тебя, сколько того, чтобы ты просто потерпела неудачу, офигенный вариант. Как я могу отобрать твой фокус? Постоянно отвлекая тебя от того, что ты делаешь, и заставляя тебя думать о незначительных вопросах.

Если я отберу у тебя благодать, ты будешь больше хотеть и больше делать, и я могу использовать это в своих интересах. Как я могу отобрать твою благодать? Убедив тебя в том, что ты ленивая неудачница.

Я даже близко не утверждаю, что это исчерпывающе полный список возможных тактик. Это так, чисто привести пример того, что люди творят друг с другом. Хотя кое-чему полезному из него всё-таки можно научиться.

Во-первых, на какие предупреждающие знаки следует обратить внимание, когда люди пытаются лезть тебе в голову.

Во-вторых, как не тупить и с чем следует быть осторожным, чтобы не лазить людям в головы непреднамеренно.

В-третьих, очевидно, как морочить головы целенаправленно. Я считаю, что в общем случае это очень гадко, но иногда гадкие поступки должны быть совершены, так что тут тебе самой решать.

Ладно. Нам надо где-то завершить этот разговор, и у меня практически закончились идеи, которыми я хотел поделиться, так что сейчас будет небольшой эпилог, да и на этом всё.

В общем, мы же начали с краткого обзора, ну давай ещё одним кратким обзором и закончим.

Короче. Если ты хочешь быстро проверить, находится ли твоя душа (или душа человека, с которым ты только что познакомилась) в равновесии, задай себе (или ему/ей) простой вопрос.

«Как ты считаешь, погода бывает плохой?»

Правильный ответ – «нет».

И, как ты, я надеюсь, можешь понять из всего нашего предыдущего разговора, для этого не требуется какой-то сверхчеловеческой выносливости или сверхстоического терпения. На самом деле для этого надо всего лишь:

* иметь, чем заняться, когда на улице холодно, жарко, сухо, мокро или как-то ещё (это радость);

* подготовить свой дом и свой гардероб соответствующим образом (это сила);

* не париться тем, что ты не на тропическом острове, и просто быть счастливой там, где ты находишься сейчас (это благодать);

* либо, если тебе действительно очень важно жить на тропическом острове, найти способ туда перебраться (это - сила, а также фокус);

* игнорировать людей, которые ноют о том, что им слишком холодно, слишком жарко, слишком сухо, слишком мокро или слишком как-то ещё (это, в основном, фокус, но, по большому счёту, все четыре).

И вот теперь у меня точно закончились идеи.

К слову, если тебе особенно понравилось что-то из написанного мной, или особенно не понравилось что-то из написанного мной, или тебе просто до слёз надоела фигура речи, что «мы тут разговариваем», притом, что, очевидно, говорю тут я один, а ты только ругаешься на монитор, то ты всегда можешь написать мне на ivan.appel@gmail.com и поделиться всем, чем хочешь поделиться.

А иначе, я желаю тебе замечательного дня и очень счастливой жизни.

Пока.