За спиртом

Алексей Першин
Не будет бахвальством отметить тот факт, что обладаю некоторыми способностями попадать в сложные ситуации, а также благополучно, с минимальными потерями выбираться из них, что проявилось во многих моих путешествиях и походах. И отнюдь не в поисках приключений.
Вот один из них.
В середине 1990-ых годов, после службы в милиции я работал в должности заместителя директора Киевского рынка (рынка «Китеж» на Киевском вокзале), затем заместителем директора предприятия платных парковок в Тушинском районе Москвы, потом начальником службы безопасности коммерческих компаний, и параллельно, ещё до обретения статуса адвоката, довольно активно участвовал в судебных процессах по уголовным делам защищая и наших тушинских милиционеров, и других страдальцев в статусе защитника по доверенности. И тогда, и сейчас УПК РФ допускает участие в качестве защитника по уголовным делам и иных лиц, не обладающих статусом адвоката, правда наряду с профессиональным адвокатом.
Участвуя в одним из таких дел, я познакомился с очень интересным коллегой, который в свою бытность в Генеральной прокуратуре (ещё СССР) занимал должность помощника Генерального прокурора СССР А.М.Рекункова.
Мы довольно успешно отработали по защите наших доверителей, настолько хорошо, что уголовное дело было прекращено на стадии предварительного следствия. Видимо за время совместной работы бывший высокопоставленный прокурор проникся ко мне изрядной долей доверия, потому что попросил о помощи в довольно непростом и «щекотливом» деле.
Его сын занимался мелким бизнесом и одной из финансово-хозяйственных операций его компании была закупка четырёх цистерн спирта (два спиртовоза и две прицепные цистерны) в западноукраинском городе Хмельницкий для поставки в Россию.
Деньги на эту операцию были взяты в коммерческом банке по договору займа, своевременно переведены и получены Хмельницким спиртзаводом, но украинская таможня по какой-то причине КАМАЗы-спиртовозы в Россию не выпускала.
А на сына уже вовсю наседали «крышующие» банк бандиты.
Мне предлагалось с сыном прокурора и одним из представителей бандитской «крыши» выехать в этот славный город и разрешить зависший вопрос используя свои юридические, да и просто житейские познания.
Бандит, как я понял, ехал просто для страховки (возможно и как надзиратель, чтобы сынок не убежал и не растворился на просторах самостийной Украины).
Выехав поздним зимним вечером в среду с Киевского вокзала Москвы с весьма пристойным «уважением» для начальника зарубежного госучреждения в виде шикарных спиртных напитков и хорошей закуски (хрен его знает, найдешь ли такое добро в Украине?), следующим вечером мы были уже в Хмельницком. Добрались очень достойно в купе скорого поезда и расположились в частной квартире, с хозяином которой было заранее оговорено наше проживание, а потому передав нам ключи от нее, он съехал на это время в другое жилище.
Утром в пятницу обнаружилась первая неприятность: на двери местной таможни («митницi») висел здоровенный амбарный замок.
Вторая неприятность содержалась в расписании приёма заинтересованных лиц и гласила, что таковые принимаются таможенниками исключительно в четверг (или «четвер» на украинском языке).
Используя оперативные навыки, полученные в Московской милиции, я установил место жительство начальника таможни, куда мы и завалились всей толпой (и отнюдь не с пустыми руками!)
Начальник был несколько озадачен, но не огорчён. Он вообще оказался очень общительным и весёлым человеком и, хотя собирался уже выезжать в село на выходные, за ради нас, таких замечательных гостей из Москвы решил задержаться.
В процессе дружеско-делового общения мы сначала совместно выпили и съели все московское «уважение», которое принесли с собой, потом выпили и слопали все местные запасы хозяина, он играл на баяне, мы плясали, под занавес общения он поклялся:
«Вы мне братья навек! Да приходите не то, чтобы в четверг, а вообще когда пожелаете!», - и пропал ровно на неделю!
В выходные мы двинулись на рынок за продуктами – всё-таки надо было как-то их пережить, чем-то питаться! И тут же столкнулись с первой проблемой: местных украинских купонов у нас не было, а разменять хотя бы сто долларов командировочных оказалось непосильной задачей.
После почти часового блуждания в поисках обменника продавцы двух ларьков над нами сжалились, скинулись и поменяли эту почти неразменную купюру на местные «гроши». (Обоснованно полагаю, что не по самому льготному курсу!) Однако все наши карманы просто разбухли от украинских денег, разделенных на троих и на эти финансы мы впоследствии жили целую неделю ни в чём себе не отказывая!
Интересно, что практически все, с кем мы общались на рынке, при обмене валюты, в магазинах, одним словом – в быту, разговаривали с нами на обычном русском языке, даже не на суржике. Вот тебе и Западная Украина!
В понедельник выяснилось, что начальник на работе и не думал появляться, а без него никто в этой «митницi» решить наш вопрос не то, чтобы не мог, но даже и не брался за него разговаривать. Не пришел он на службу и во вторник, и в среду… У нас закрались опасения, что с начальником могло произойти что-то нехорошее, какой-нибудь несчастный случай, ну, что это за дела: три дня подряд руководителя такого серьезного ведомства нет на рабочем месте и никто не может объяснить – почему?!
В среду уже привыкший к нам (и видимо не лишенный чувства эмпатии) таможенник на проходной поведал: «Та п'є він у селі, у четвер з'явиться!» («Да пьёт он в селе, в четверг заявится!»)
Уже не веря никаким обещаниям сын прокурора с горя забухал! Мы с бандитом поддерживали его, как могли, обходя один кабачок за другим, но не уследили…
В одной из мелькавших перед нами рюмочных, после очередного стакана горилки сознание напрочь покинуло прокурорского сына: для «разогрева» и начала скандала он разбил свой стакан, затем мой стакан и стакан бандита, следом свою тарелку, мою и бандитскую тарелки, и в развитие пьяного дебоша принялся орать всякую гадость в адрес местной «митницi», города Хмельницкого и «хохлов» вообще, своими воплями напрочь заглушая добрые, мелодичные украинские песни звучащие как фон в этом уютном питейном заведении!
После некоторого оцепенения от подобного неспровоцированного хамства обслуживающий персонал пришёл в себя, и я с ужасом увидел, что к нашему столу через весь зал весело несутся два здоровенных бармена и какой-то не менее накачанный тип, очевидно местный вышибала. Который сидел себе у входа, скучал, а тут ему представилась прекрасная возможность проявить себя в ратном деле!
Выскочив вперёд, я немедленно вывалил на свободный столик всю долю своих денег, полученных от размена и раздела сотни долларов и начал скороговоркой рассказывать нашу историю поясняя причину нервного срыва прокурорского сынка.
Удивительно, но меня никто не перебивал и даже не задавал никаких вопросов!
По окончании моего объяснения один из барменов (видимо старший), отсчитал из высыпанной мною горки купонов примерно половину и пояснил, что за то, что я сейчас заплатил, мы можем разбить вообще все остальные стаканы и тарелки в этом кабачке, после чего троица бугаев с достоинством удалилась на свои рабочие места.
(Нет, всё-таки украинцы народ добрый! Что было бы в аналогичном случае с украинцем в российском кабаке, боюсь и представить! Даже в том случае, если бы он после такого оголтелого хулиганства отдал не только свои деньги, но и все деньги своих собутыльников!)
Скомкав и засунув оставшиеся на столе купюры в карман, я крикнул, что больше тут ничего и никого бить не позволю, подхватил неудачливого «бизнесмена», поддержал шатающегося бандита и потащил их на улицу освежиться.
Не тут-то было!
Когда мы, пошатываясь следовали мимо автобусной остановки, на которой маялись в ожидании транспорта трое гражданских лиц, один военнослужащий и один милиционер, что-то в башке заклинило уже у бандита, и он выхватил пистолет (который нелегально и нахально без нашего ведома протащил через две границы)!
- Стреляй!!! – заорал проснувшийся сын прокурора, - Стреляй!!!
Я не успел среагировать, и бандит два раза пальнул вверх.
- Ба-бах!!! Ба-бах!!! - разнеслось по округе.
Народ бросился врассыпную, и я только успел боковым зрением заметить, военный лихо спрятался за остановку, а милиционер, проявив сноровку в три прыжка достиг арки ближайшего дома и затаился там.
Подхватив обоих придурков под мышки, я затащил их в противоположную арку и проходными дворами с матом, пинками, подзатыльниками кое-как дотащил до съемной квартиры. Не хватало нам ещё в местном СИЗО «обжиться»! Эти два идиота хоть за дело, а я-то за что?!

В четверг начальник местной таможни заявился руководить своей «митницнею» ничуть не смущаясь ни нашего присутствия, ни собственных подчинённых, которые очевидно привыкли к его подобным выходкам. Он имел вид свежего огурца, только что покинувшего грядку, в отличии от нас изрядно помятых. Видимо последний день или пару дней перед работой начальник воздерживался и не пил.
Но, отдаю ему должное – какая-то совесть в нём всё-таки осталась: КАМАЗы-спиртовозы были оформлены в кратчайшие сроки, без бюрократических проволочек и в этот же день выпущены в дорогу.
Обратный путь следования в Москву меня порядком удивил и озадачил, но не я «банковал» в этой партии.
Прокурорский сынок намеревался уехать домой в Россию с комфортом, так же, как и приехал в Хмельницкий – поездом. Бандит осуществлял его постоянное сопровождение (практически – конвоирование), а мне выпало сопровождать спиртовозы. Пожелав счастливого пути, бандит буквально всунул мне в руки свой ствол, напомнив о том, что дорога дальняя, а на трассах «шалят» ему подобные «субъекты». В общем, перспектива была «чудесной»!
Тем не менее эту «пушку» (даже не посмотрев газовая она или реально боевая), я, предварительно стерев с нее опечатки своих пальцев и завернув в какую-то ветошь на полном ходу через пассажирское окно КАМАЗа зашвырнул в глухой придорожный лес где-то в Житомирской области, не доезжая города Овруч. 
Ага! Нам еще предстояло проходить две границы и четыре пограничных пункта: украинско-белорусский, белорусско-украинский, белорусско-российский и российско-белорусский! Вот только пистолета мне для этого и не хватало! А если какое «приключение» в пути, так там один пистолет вообще погоды не сделает, в этом случае нам будут противостоять, как минимум две машины и бандитские «экипажи» тоже не с пустыми руками! Тогда только переть вперёд и таранить всё, что мешает дальнейшему передвижению!
Слава Богу до этого не дошло, но хлебнуть горя всё же пришлось!

Украину проскочили без приключений, обе границы тоже прошли довольно быстро, но уже на территории России, ночью под городом Новозыбков Брянской области в «моём» КАМАЗе «полетела» некая «инрегралка»! Хрен его знает, что это за штуковина, но, если она выходит из строя печка салона уже не греет.
Въехав в Новозыбков, мы остановились на площади у автовокзала на ночлег. Экспедитор из «моей» машины с неработающей печкой убежал ночевать во второй, обогреваемый КАМАЗ. А водитель, накидав на себя всю кучу тряпья, что была в кабине обустроил берлогу и как медведь скрылся в ней. Между тем температура за бортом и в кабине вскоре сравнялась.
За бортом – на улице щёлкал двадцати семиградусный мороз, а на мне была какая-то болоньевая куртка «на рыбьем меху», демисезонные ботинки и не было даже свитера!
Ну, кто рассчитывал на такой экстрим?

Установив по расписанию, что автовокзал откроется в пять утра, передо мной встал вопрос: как до этого времени физически дожить? Сейчас почти час ночи, впереди ещё четыре…
Никогда ни до не после время не тянулось для меня столь мучительно.
Я вылезал из кабины, бегал вокруг спиртовозов по часовой стрелке и против нее, вновь забирался в промерзшую кабину, потом опять вылезал и снова бегал, была даже мысль открыть кран цистерны и хлебнуть немного спирта для согрева, но, понимал, что могу отключиться и насмерть замёрзнуть.
Посетила здравая мысль: стучаться в ближайшие частные дома, проситься на ночлег, а если не пустят, долбиться до тех пор, пока не вызовут милицию и добровольно сдаться ей. По крайней мере в отделении (или отделе) я не замерзну, наверняка там даже в камере задержанных температура выше, чем на улице!
Реализовать этот вариант мешали собаки, которые при моем приближении даже к заборам злобно тявкали из утепленных дворовых будок, но при попытке добраться до дверей хижин вполне могли вылезти приступить к исполнению своих прямых «служебных обязанностей».
Готов был разбить витрину магазина, чтобы приехал наряд вневедомственной охраны и заработал на мне «палку» за мелкое хулиганство или, в лучшем случае, отметил бы «случайное падение на витрину» вследствие чертового гололеда! Но, как назло, никаких магазинов поблизости не было, углубляться в ночной ледяной незнакомый город я опасался, а разбивать остекление павильона автовокзала было бы нецелесообразным вандализмом: внимательно осмотрев стекла я убедился в отсутствии на них даже признаков сигнализации…
Сам не пойму, как дождался открытия автовокзала, в котором температура была немногим выше, чем на улице, но всё-таки выше. Там трясся и стучал зубами соперничая в такте «исполнения» с произведением композитора Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями» еще часа три, пока не додумался выйти и обойти эту автостанцию в поисках междугороднего телефона.
К величайшему и удивлению, и огорчению, и радости прямо за автостанцией располагался уютный железнодорожный вокзал, работающий… круглосуточно! Где я совершенно спокойно и без всякого добровольно-принудительного мазохизма мог весьма прилично переночевать.
Если бы я только знал об этом обстоятельстве раньше!
На вокзале был установлен и междугородний телефон, по которому я немедленно известил Москву о том, что я пока живой, спирт пока цел, но один спиртовоз все-таки вышел из строя, а второй в одиночку никуда не поедет!
А потому везите эту чертову «интегралку» (что это такое – сам не знаю, но специалисты разберутся!), организовывайте сопровождение, а мне лично – большую литровую бутылку хорошей водки и даже без закуски, чтобы я её выхлебал и спал до самого конечного пункта разгрузки!
И немного отогревшись в зале ожидания, борясь с усталостью, чтобы как-то занять время до прибытия всех этих «прелестей» вышел на привокзальную толкучку, где на память об этом приключении приобрел комплект хрустальных стопок ближайшего к Новозыбкову Гомельского стекольного завода. Из которых до наших дней дожила только одна стопка…
Примерно в три часа дня до нас добралась группа сопровождения на двух легковых машинах состоявшая из шести типов в спортивных костюмах, примерно таких же по виду и менталитету, что и сопровождавшая прокурорского сынка личность. Группа доставила водителю КАМАЗа загадочную «интегралку», на которую я даже смотреть не захотел, (глаза бы мои на нее не глядели!) А мне, как и заказывал – здоровенную бутылку шведской смородиновой водки «Absolut Kurant», граненый стакан и видимо в качестве премии – палку сырокопчёной колбасы, буханку Дарницкого свежего хлеба и складной нож, типа «лисичка».
«Интегралка» поменялась почти мгновенно, а пока менялась, пока прогревалась машина, я хлопнул подряд три почти полных стакана водки, отгрыз три куска колбасы и три куска хлеба, не прибегая даже к помощи ножа, уже в туманном сознании забрался в спальное отделение КАМАЗа и дальше просыпался только для того, чтобы отлить «отработку» в трехлитровую банку и выплеснуть ее содержимое за боковое стекло.
Для этого даже не останавливались, машины гнали по Киевской трассе в Москву, как на ралли!
Всё кончилось замечательно: спиртовозы доставили алкалоидный содержимый продукт на какую-то базу в районе метро «Черкизовская» без каких-либо проблем и проверок в пути, не считая возможных более серьезных неприятностей и я поехал домой.
Меня даже «наградили» какими-то американскими финансами, но, не сильно существенно, значительно меньше того, на что я рассчитывал и гораздо меньше, чем даже сопровождающих меня и спиртоколонну лиц бандитской наружности. Можно подумать это они всю операцию провернули, а я так, «сбоку постоял»!
На подобное отношение ко мне после всех своих «подвигов» в этом заграничном освободительно-спиртовом «походе» я жутко осерчал, оскорбился, зело разгневался и с прокурорским сынком больше не работал, несмотря на все последующие просьбы.
Себе цену надо знать.

Декабрь 2022. Подмосковье, хутор Мусино.