Геологические байки

Алекс Скурихин
                                                             НЕ любо, не слушай,
                                                             А врать не мешай...
   Когда меня спрашивали кем я работаю, я врал, и отвечал, что я геолог. Потому что когда я говорил, что я геофизик, то  большая часть спрашивала, а что это такое? И приходилось долго пытаться объяснять, кто мы такие, и чем отличаемся от геологов.
   А когда говорил, что геолог, а это был еще СССР, где профессия геолога была окутана романтикой, то получал незаслуженную порцию уважения и интересный разговор. И редкий разговор не сводился к одному, всех почему то интересующему
 вопросу:
 -Вот вы ведь в тайге работаете,а медведя видели?
   Мой старший товарищ, не боясь разочарования со стороны вопрошавшего, всегда говорил так:
 -Мне  повезло, я с ним не разу не встречался.
  Мне же пришлось. Хорошо что не встретиться с ним, а видеть медведей. Первый раз встреча была с эротическим подтекстом, где я был, не подумайте, нет, не участником, а невольным свидетелем.
  В 1978 году я проходил преддипломную практику в Бурятском геологическом управлении расположенном в Улан-Уде, откуда меня направили на место практики, в полевую партию. Партия базировалась на северо-востоке озера Байкал в поселке Нижнеангарск.
   В это время как раз шло активное строительство  Байкало-Амурской магистрали и в задачи геологического управления входило поиск и разведка месторождений полезных ископаемых в зоне БАМа.
   Наш участок был где-то в 40-60 км от поселка. Объяснять, что такое магнитометрическая съемка для любознательных конечно могу, но это как раз тот самый случай, когда лучше бы я соврал и сказал, что я геолог.
   Итак, с  выданным мне магнетометром М-27, я двигался по профилю делая замеры через 20 метров. Я был один.
   Следующий  абзац читатель может пропустить, так как медведей в нем еще не будет.
   Хотя еще несколько лет назад на съемку шли двое. Как мы говорили Оператор и Записатор. Оператор, то есть как я, осуществляет все необходимые для замера действия, а Записатор, обычно это были студентки-практикантки, записывают результат в полевой журнал. Почему я на этом остановился? А потому, что тогда оператор был на окладе и получал зарплату независимо от его производительности, ну если немного упрощать. А теперь перешли на сдельную оплату труда, определили стоимость одного измерения и платили, как тогда говорили, с выработки. А раз так, зачем делить деньги на двоих. И оператор уходил на профиль один.
   Устанавливая магнетометр на точку, я сначала услышал достаточно громкие звуки, а потом увидел и сам источник звуков.
   Метрах в двухстах от меня,как мне сначала показалось, боролись два медведя. Затаившись, я стал наблюдать за ними со смешанными чувствами страха и любопытства. Когда же я разобрался в чем дело, то, если бы я был в безопасности, то покатился бы от смеха. То что мне показалось схваткой медведей, было любовной  игрой медведя и медведицы. Но смех все равно душил меня. Медведица лежала на спине головой вниз по склону, а медведь наваливался на нее сверху и двигал чреслами. От каждого его движения медведица скатывалась вниз по склону, а он недовольно рыча, повторял  свои попытки.
   Как мужчина, я понимал его недовольное рычание, но подойти к нему и сказать, что лучше было бы если она была выше по склону а он ниже не мог. Через пару минут их заслонили ветки стланника. Не знаю свалились ли они в речку, которой заканчивался склон или нет, но стараясь оказаться от них подальше, я быстро выполнил замер и поспешил на следующую точку вверх по склону.
   Вторая история с медведем произошла гораздо позднее, на севере Ханты-Мансийского автономного округа, при  выполнении сейсморазведочных работ.
   Этот абзац тоже можно не читать.
   Учитывая наличие большого количества болот в округе, такие работы проводятся в зимний период времени, когда они замерзают. Поскольку для работ используется тяжелое оборудование и домики-балки в которых  мы живем, то сначала готовятся профиля, которые представляют собой просеки от 4 до 6 метров шириной расположенные в определенном порядке. Подготовкой профилей начиная с лета занимается специальный топографогеодезический отряд, или просто «топики».
   Вот с них то и началась эта история.
   Ближе к вечеру к нам приехал начальник «топиков», который привез нам абрисы новых профилей. В это раз он не стал быстро уезжать, а остался у нас на ужин. И все время что-то ерзал, и то ли что-то  порывался нам  сказать, то ли наоборот не сказать. Наконец он решился.
   -Мужики,  мы тут недавно медвежью берлогу нашли. Хотели сами на медведя сходить, так у нас всего два ружья. Может вместе сходим? Только шкуру  нам.
   И достал 2 бутылки водки. И хотя в рабочий сезон у нас обычно «сухой закон», не успела кончиться водка, как все детали будущей охоты были согласованы.
   В нашем отряде набралось еще шесть стволов. Включая карабин начальника отряда, который в то время выдавался  ему предприятием на время работы штатно.
   Охота была назначена через 2 дня. Подготовка в отряде шла полным ходом. Как выяснилось жаканов на медведя ни у кого не было и начались «литейные работы», кто во что горазд. Сверлами  в дюралевых пластинах  готовили формы под отливку, разобрали старый аккумулятор, чтобы добыть свинец и т.д. А по вечерам в балке спорили, сколько пороха нужно "сыпать"  в патрон. Достаточно ли  увеличить его количество в полтора раза или все же в два.
   В назначенный день, вооружившись и захватив с собой трех собак, выдвинулись на Газ-71 к берлоге. Не  доезжая где-то с километр, чтоб не спугнуть медведя, шли пешком.
   У кого ружья не было,  как у меня, оставались в лагере.  Поэтому остальное расскажу только со слов очевидца.
   Итак.
  -Ну, мы подошли, смотрим бугор, снегом присыпанный  и небольшая проталина в снегу из которой идет парок. Мы шестами, которые захватили с собой, начали потихоньку тыкать, чтоб определить саму берлогу и случайно туда не ухнуть. Потом начали пошумливать. Ну, ружья конечно у всех наизготовку. А он ничего, спит гад, или проснулся и затаился.
   Нервы у всех на пределе. Единственно, что потом мы сами вспомнили, что собаки как-то странно себя вели. И не лаяли, и не пытались убежать или хвосты поджать от страха. Короче, шумим дальше и все громче. Опять ничего.
   -Может кто стрельнет, предложил один из нас.
   -Ага, сейчас… я стрельну, а он как выскочит, а у меня ствол пустой! Не, так не пойдет!
   Померзнув еще минут 10 один из нас решил обойти берлогу с другой стороны и попробовать оттуда достать его шестом.
   В то что произошло дальше можно верить или нет. Только добравшись до места он неожиданно  провалился по пояс.
   Представить, что обычный человек в зимней одежде может подпрыгнуть в высоту больше чем на метр – это фантастика. Но именно это и произошло. Он моментально выпрыгнул оттуда, и  яростно работая ногами бросился к нам. Его трясло так, что можно было подумать, что он вот-вот рассыплется на части.
   Ружья моментально нацелились на образовавшуюся яму и все вокруг замерло. Несколько мгновений тишина была такая,  как будто мы все оглохли. Но через некоторое время один из нас начал осматривать нашего товарища. Не ранен ли он. Ощупав его, и поняв, что он целый обратил внимание, что его штаны и унты  мокрые.
   То, что от страха он мог «пустить в штаны» понятно. Но столько, чтоб все это протекло через ватные штаны наружу и попало даже на унты! Врядь ли! А поскольку медведь так и не появился, то потихоньку успокаиваясь, мы стали слышать звук, которой что-то нам напоминал, а напоминал нам он слабый шум текущей воды.
   Осторожно подойдя к образовавшейся яме, на дне ее мы обнаружили родник, который вышел по-видимому наружу  когда упало это дерево, корни которого прикрытые снегом и образовали  бугор. Они то  не только не  дали замерзнуть роднику, но и позволили ему спокойно продышать дырку сквозь снег, которую все приняли за дыхание из берлоги  медведя.
Что было с горе-охотниками, кода они вернулись в лагерь описывать не буду. Но эта «охота» давно обросла столькими подробностями и деталями.  А главное количество участников этой охоты стало намного больше всех тех с кем я работал   в эти годы.
Вот и все!