Кондратьевские волны, парад планет и время перемен

Нилов Михаил Борисович
Февральским морозным утром двое студентов четвёртого курса автомобильно- дорожного института;  Лёха и Горик, расставшись утром со своим съёмным жильём, спешили на лекции по организации планирования и управления предприятием.
Заканчивался последний месяц зимы, день стал заметно длиннее, чаще светило солнце, хотя ночью и утром ещё лютовал мороз, а во второй половине дня уже появлялись проталины на кучах неубранного снега, солнечные лучи становились теплее и сразу же чувствовалось приближение весны.
- Лёха, ну, ты молодец, на практику в Ялту собрался... Скажи, как тебе это удалось?
- Да ты знаешь, Горик, в общем-то и ничего проблемного в этом не было, встретился я в коридоре деканата с Шурой Никитенко, а он сам оттуда родом. Вот он мне и рассказал, что пришёл на кафедру и говорит, мол, так и так, мне жилье не нужно в Ялте, значит, институту меньше будет расходов, я буду проживать у себя дома и проходить там же практику. Хочешь иди и ты напиши заявление, ещё одно свободное место есть, я пошёл и написал.
- Тебе очень сильно повезло, я думаю, что у нас в институте было очень много желающих попасть в курортное место на практику, и среди них выбрали бы или самых выдающихся, или самых блатных.
Как известно, ни к тем, ни к другим вы не относитесь.
- Спасибо за комплимент, значит, мы всех их опередили.., а вообще то, нужно регулярно включать свои мозги, и уметь вовремя оказываться там, где в тебе есть необходимость.
Два  друга, продолжая вести между собой разговор, поднялись по лестнице, ведущей ко входу в главный корпус ВУЗа, и затерялись в широком потоке студентов, исчезавшем в дверях серого массивного здания с круглыми белыми колоннами.
С первыми днями весны пришло долгожданное тепло. В лужах играли солнечные зайчики, улицы и тротуары начали освобождается от нагромождений снега, скопившегося по краям, превращаясь со  стороны, обращённой к солнцу в тонкие ручейки, стекающие на асфальт.
В один из таких весенних дней Лёха встретился с Никитенко после обеда в институтской столовой.
- Евсеев, а ты знаешь, что сегодня начался полный парад планет, сразу все девять  планет солнечной системы выстроились в ряд.
- Саня, ты хочешь сказать, что это явление как-то может повлиять на нашу жизнедея- тельность?
- Я думаю, что, несомненно, повлияет, поскольку, такое явление   происходит довольно редко, примерно раз в 180 лет,
и заметь, оно тоже циклично, как и твои кондратьевские волны.
- Ну.., если честно говоря, я в астрономии не очень силен... А ты, к примеру, можешь сказать, чем характеризуются такие явления?
-  Это несомненный знак в первую очередь тем людям, от кого зависит принятие важных решений по развитию нашего общества, им необходимо провести  серьёзную работу над своими ошибками, и если они этого не сделают то время, будет упущено,  впереди нас ждёт время перемен... По крайней мере, так говорят астрологи.
- Вообще-то это становится чертовски интересным, хотя я никогда не верил астрологам, в их знаниях много путанного и непонятного.
- Хочешь верь, хочешь - нет, но явление это явно неординарное и судя по всему, малоизученное...
- Д-а-а-а.., много в нашей жизни малоизученных и малопонятных явлений...
Весна пролетела довольно быстро, вместе со звоном весенних ручьев, пением птиц, цветением первоцвета, закончился учебный семестр. В июне прошла сессия,  все студенты, сдавшие экзамены ушли на каникулы и разъехались по домам...
Алексей Евсеев тоже поехал на каникулы к своим родителям в небольшой городок Спашск Тульской области. Привёз своему отцу бутылку крымского красного вина, Чёрный доктор. Они вместе сидели за кухонным столом, пробовали вино, он рассказывал своему отцу про жизнь в институте, про студенческое конструкторское бюро скоростных автомобилей, про библиотеку имени Короленко, куда он часто наведывался в свободное время, где он и познакомился с циклами Кондратьева, прочитав книгу 1928 года издания: "Большие циклы конъюнкту- ры."
- Представляешь, пап, вся мировая экономика развивается по циклам, циклы бывают большие и малые, большие про- должительностью примерно пятьдесят лет, исходя из этого, можно рассчитать на далёкое будущее, время экономического подъёма и спада. Если в России период экономического подъёма выпал на 1913 год, то через 50 лет, очередной подъем в 1963 году, ещё 50 лет, в 2013 году. Соответствен- но спады: в 1938 году, в 1988 году, в 2038 году, плюс- минус, несколько лет, может быть, небольшая погрешность, всё до чёртиков просто.
Во всех этих знаковых периодах подъемов и спадов происходят различные конфликт- ные явления: войны, революции, распады империй и тому подобное...
Сейчас 1982 год, значит, мы находимся близко к пику экономического спада, который будет примерно в 1988 году.
- Если ты такой умный, за что же руководитель страны и его свита, столько лет подряд зарплаты свои получают и  почести разные...Вот скажи, а где сейчас этот твой Кондратьев?
- Слышал я, что расстреляли его в 1938 году ...
- Вот и я про то ж, у тебя своё видение, а у них видение своё... А то, конфуз получается, он видете ли один умный, а такая огромная масса народу со званиями, орденами, медалями и все дураки...У России всегда был свой поиск истины,  особенный...
-  А законы экономического развития везде одинаковые, поэтому у нас и развития - то нет, сплошной застой...
Скрипнула дверь в прихожей, и на кухню зашла мама:
- Ну что вы опять спорите, был на Руси такой писатель, Грибоедов, так вот он давно в своей комедии  "Горе от ума" прояснил смысл многих российских заблуждений, коротким и точным  выражением: " А судьи кто?".
Долго они дискутировали по этому поводу, но в итоге каждый остался при своём мнении...
  В окне плацкартного вагона скорого поезда Москва - Симферополь , удаляясь за горизонт, исчезали из вида до боли знако- мые пейзажи родных мест, оставленных Алексеем ровно четыре года назад.  Поезд на огромной скорости мчал его в направлении Ялты, где впервые он побывал с другом Женей два года назад, и эти места  навсегда покорили его своей сказочной красотой, мягким климатом, и ласковым, тёплым морем...
 - Добро пожаловать, устраивайтесь, располагайтесь, и милости просим, завтра выходите с восьми утра на работу, в отдел главного механика, - напутствовал прибыв- шего студента мужчина пенсионного возраста - начальник отдела кадров управления.
Комната, в которой поселился Лёша, была
большой и просторной, с высокими потолками, из окон открывался красивый вид на Ялту, в ней стояли три кровати, три тумбочки, шкаф и холодильник. На двух тумбочках лежали чьи-то личные вещи, похоже, что здесь уже кто-то проживает.
Он принял душ, переоделся и пошёл гулять по городу.
Все та же набережная, пальмы, море,  и горы, за два года почти ничего не изменилось, спокойно прогуливаются отдыхающие, из ресторанных окон слышна лёгкая музыка, в перемешку с возгласами купающихся шумит море, разбивая волны, о галичный пляж.
 Вечером пришли с работы соседи по общежитию, они тоже проходили практику на этом же предприятии и трудились на объекте в Никитском ботаническом саду. Поздоровались, протянув друг другу правую руку,  познакомились, и вели до ночи задушевные разговоры. Одного, что повыше, звали Юра, он родом был из Горловки. Второго, что пониже звали  Володя он был из Донецка. Оба учились в Донецком политехническом институте.
Поначалу беседовали на разные темы, потом остановились на экономике и политике:
- Мне кажется, что мы что-то упустили в самой структуре и организации управления государством, нет у нас нормальной сменяемости власти, нет запасного варианта, другой партии, которая может вовремя прийти на смену нынешней, полноценной выборности нет, - говорил Юра, глядя в лицо другу.
- И не будет.., и даже если будет, то это про- изойдёт очень не скоро, у нас не Америка, -
парировал в ответ ему Володя.
- А вы слышали про то что, что есть  циклы Кондратьева, по которым можно рассчитать периоды подъёма и спада мировой экономики?  Вся мировая экономика развивается по общим законам, циклично,
мир сейчас находится на волне спада, что при подходе к его нижней точке, на рубеже конца 80-х, начала 90-х годов в некоторых странах, и у нас в том числе, ожидаются многочисленные катаклизмы и перемены,-
поддерживал дискуссию Алексей.
- Для нас это не впервой, чего у нас только не было: и революции, и войны, всё выдержим, всё пройдём, только вот какую цену нам придётся за это все заплатить, одному Богу известно, - тут Володя очень серьёзно задумался.
Вдоволь наговорившись, ребята вышли из здания во двор, прогуляться, посмотреть на вечернюю Ялту.
С площадки, располагавшейся на высоком месте хорошо просматривалась панорама ночного города, внизу горели уличные фонари, рекламные огни отелей, ресторанов, магазинов. Лёша повернул голову налево, где была одноэтажная застройка, и небо
совершенно чёрное было усеяно небесны- ми светилами разной величины и яркости, и задумался...
Перед его взором сразу же образовалась цепочка из небольших ярких пятен зигза- гом разбросанных по звёздному небу, тут он не сдержался и тут же воскликнул:
- Смотрите, смотрите, это же парад планет! Это же полный парад планет! Он бывает раз в 170 - 180 лет, Мы такого в своей жизни больше не увидим никогда. Это эпохальное знамение, похоже вселенная нам говорит, что мы находимся на пороге великих перемен...
Трое молодых парней, задрав головы вверх смотрели на тёмное, крымское небо и  оживлённо о чем-то спорили...
Быстро пролетел месяц август, за ним стал подходить к концу и сентябрь, ребята разьехались по домам, Алексею, оставалось ещё отработать несколько дней. При возвращении после работы домой в общежитие, часто приходилось стоять в пробках. В Ливадии, на своей государственной даче Глициния в то время отдыхал Леонид Ильич Брежнев, к нему часто приезжали влиятельные лица других зарубежных  государств и Лёха, проезжая мимо этого места, смотрел вниз, в сторону где находилась Глициния, поскольку дорога по которой он ехал проходила несколько выше казённых дач  генеральных секретарей ЦК КПСС, и упёршись локтем в колено, подперев ладонью подбородок, он смотрел и  о чем-то долго думал, а вдалеке плескалось тёплое и ласковое Чёрное море ...