Игорь Грабарь. Иней

Геннадий Мартынов
  Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

    Как просто. А как трогает душу. И слова всё простые, знакомые и понятные. Вроде бы и ничего особенного. А выстроенные в поэтическом порядке вызывают  в сознании волнующую картину. Вот как эту живописную картину -творение художника Грабаря.
 
     Зима – это снег. Много снега. А ещё – это Россия. Как Россию можно представить без зимы, морозов и снега.
 
    У каждого свои картины зимы. У меня детские воспоминания. Тихий переулок тогда на окраине Москвы. Весь застроенный старыми деревянными домами не выше двух этажей А ещё бараками грязно-зелёного цвета. Мой дом детства совсем старенький. Он уже врастал в землю. Окна первого этажа уже касались земли.
 
  Наша квартира на первом этаже. Зимой переулок весь засыпан снегом. Сугробы выше окон. Все белым-бело. Снег во дворе плотным слоем. На крышах сараев и домов. И на деревьях тоже.

    Везде во всех домах только печное отопление. В морозные солнечные дни дым из печных труб возносится прямыми клубами в небо.
 
 Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

  Кто не знает этот стишок, и в нем  всё правда для меня. Кроме того, что жил я всё-таки не в деревне. В Москв. Пусть и на её окраине. А всё остальное – правда. Был крутой овраг. Он проходил и проходит у стен больницы для душевно больных имени Алексеева (бывшая Кащенко). Или по-простому Канатка.  Мне тогда овраг казался очень глубоким. Спуститься по нему на деревянных  санках – восторженное безумие падения в бездну. Особенно если в конце свернулись санки и хлоп  в глубокий рыхлый сугроб.
 
     А ещё у меня в памяти стойко  держится, как однажды я шел по бульвару от Даниловского рынка к Донским баням. Накануне прошёл снегопад. Небо очистилось, тучи развеялись, появилось солнце и все кругом засверкало. Особенно берёзы с покрытыми снегом ветвями. Снег пригнул ветви к земле. Совсем как на картине Грабаря. Алмазная пыль сверкала разноцветьем. Сказка волшебная. Я шёл вдоль этих волшебно украшенных и покрытых снегом дерев и время от времени ударял с силой по  стволу очередного дерева ногой. Лавина белой массы сверху  обрушивалась на меня. Забыть это невозможно.
 
                *****

   Игорь Грабарь был русином. Ученые этнографы никак не могут до сих пор определить,  что это за народ и какой у русинов  язык. Этнос это или субэтнос.  Некоторые из учёных считают русинов отдельным восточно-славянским народом. Одна часть самих русинов  считает себя отдельным этносом, другая часть — украинцами, ещё одна – русскими. Вот поди и разберись. Но в конце концов,  мы ощущаем себя сами тем , кем мы хотим быть. Да хоть негром преклонных лет.

   А Игорь Грабарь ощущал себя только православным русским, хотя и родился в Венгрии, в Будапеште. Он оставил в нашей национальной культуре невероятно  глубокий след. Как художник, преподаватель, издатель, реставратор, историк искусств и исполнительный  директор Третьяковской галереи.  Он основывал новые музеи из конфискованных произведений  искусства после революции. А ещё после войны он лично консультировал Сталина  по вопросам сохранения архитектурного наследия. Удивительный человек.
 
    Он родился в богатой русинской семье.  Его отец был даже выбран в венгерский парламент. Он не скрывал своих прорусский настроений. Он  поддерживая связи со славянофилами  в Москве и в российском посольстве.

      Ну и как ожидаемое, его заставили вместе с семьей покинуть страну. В 1880 году он поселился вместе с сыновьями в Егорьевске. Игорь учился в средней школе, в которой отец преподавал французский и английский языки. И вот в этой школе мальчик стал рисовать. Как? Просто. Он срисовывал картинки из журнала «Нева». Это был первый толчок к рисованию. Он ещё не знал, что  впоследствии журнал «Нева» будет размещать на своих страницах его собственные иллюстрации.
 
   Позже уже в Москве он поступил в знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества. После революции было время , когда это училище называлось  ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские). В этом дворце, построенным архитектором Казаковым, находящемся на углу Мясницкой и Бульварного Кольца, и ныне студенты изучают живопись.  Называется   оно теперь  не очень благозвучно. РАЖВиЗ. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Вот в стенах этого училища молодой Грабарь постигал искусство рисования. Там он познакомился  с известными всей России  художниками.

   Позже в 18 лет В 1889 году Грабарь поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но ведь надо ещё и жить, и на что-то существовать.  Он  зарабатывал на жизнь, продавая рассказы в журналы. Он получил диплом юриста. Жажда знаний  будет заставлять его учиться и дальше, причем в разных областях.
 
     А вот Императорскую Академию живописи он покинул, не доучившись.  Качество обучения его не удовлетворяло. Поехал учиться живописи в Европе.   
Кстати,  эту его поездку профинансировал журнал «Нева», с которым он сотрудничал.  Тот самый,  со страниц  которого некогда  он срисовывал иллюстрации.
 
   Был он и в Париже. Там он впитал в себя модный в то время  импрессионизм. Позже в России  Грабарь стал самым лучшим художником-импрессионистом. Он был у нас не первым таким художником. Но стал лучшим. Первым, как считают, был В. Серов, благодаря своей «Девочке с персиками».

  Правда, у Грабаря не совсем чистый импрессионизм. Это уже неоимпрессионизм. Этот стиль называют еще дивизионизмом,  от французского слова diviser – делить, разделять. Этот стиль определяется разделением цветов на отдельные точки или пятна, которые взаимодействуют  оптически.

     Это его начинание  получало положительные отклики. Например. от Казимира Малевича. Создатель «Квадрата»  писал, «что всё бы было  хорошо, если бы не линейная перспектива   которую Грабарь сохранил на своих картинах от передвижников».  Сохранил, по выражению Малевича,"как пережиток повествования девятнадцатого века". Лично меня это суждение от шарлатана от живописи не интересует. Он сам дважды пытался поступить в упомянутое Училище живописи в Москве и оба раза провалился. Рисовать не умел. С досады стал рисовать квадраты черные и красные.
 
    Посмотрите ещё раз на эту картину над текстом.  И возможно именно это изображение  однажды вдохновило главного авангардиста Казимира Малевича прийти к максимальному упрощению и составлению объектов из простых форм. Это его слова. И тем самым родились супрематические работы. Хотя я в этом сомневаюсь. Ну что общего между этой снежной сказкой и чёрными и даже красными квадратами.

                *****
   Как уже было сказано выше, Грабарь много занимался музейным делом. И много сделал для этого. Он, будучи директором Третьяковской галереи, произвёл  генеральную перепланировку нашего главного музея отечественной живописи. И правильно сделал. Я это говорю, как  человек, много лет водивших людей по залам музея на экскурсиях. Он расставил картины в хронологической порядке и для каждого художника отвёл отдельный зал.
 
  Он хотел и Кремль превратить в один большой музей, свободный для посещений. Не получилось. Весь Кремль превратился в закрытую территорию особого режима почти сразу после того, как в него заселилось новое правительство во главе с Лениным.  Кремль действительно стал  неприступной крепостью, вход в которую был возможен только по особым пропускам. Открыли входы  для свободного  посещения  только в середине 50-х годов, да и то не весь и только в дневные часы. Можно в Кремль прийти и сегодня. Только сейчас вам придется заплатить. Отдельно за посещение территории, посещение храмов и вход в Оружейную палату.
 
     Но в Москве есть и другие исторические места, которые обязаны своим сохранением Игорю Грабарю.
 
   К примеру, известный всем в Москве  монастырь святого Андроника на берегу Яузы.  Он был закрыт в 1918 году,  как и все прочие монастыри. Вначале в нем находилась тюрьма. Потом колония беспризорников.  Потом бывшие кельи монахов превратили в коммуналки для рабочих завода «Серп и Молот». Кстати,  одну из этих келий в конце 14-го века  занимал самый знаменитый иконописец средневековой   Руси Андрей Рублёв. Он и упокоился в этом монастыре. Но где находится его могила в монастыре , никто не знает. Но ищут до сих пор.
   
     Грабарь убедил Сталина вернуть бывший монастырь, если не церкви, то художественному сообществу. Возможно, что вождь вспомнил свои годы учёбы в семинарии и разрешил. Потом позже в монастыре был открыт музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева. В далёкие годы я водил экскурсии для французов по залам этого музея. Лучшего места для знакомства с иконами трудно придумать. Всё здесь дышит духом древности. В центре монастыря находится каменный Спасский собор – самый древний в Москве.  Он была украшен фресками Рублёва. Пропали фрески безвозвратно.

      Именно Грабарь ещё в 1943 году ( а это было время Курской битвы) предложил компенсацию за советские художественные ценности, уничтоженные или похищенные во время Второй мировой войны, произведениями искусства, которые были  вывезены в Германию.

     Он уже понимал. что СССР выиграет войну. Он выдвигает идею о репарации — компенсации потерь советских музеев за счет конфискации экспонатов из художественных музеев Германии и ее союзников.

      А ценностей было много. Например, вся Дрезденская галерея. Её нашли и  спасли советские солдаты.  А потом всю как есть вывезли в Москву. Корин с целой командой художников реставраторов занимались спасением мировых шедевров. Спасли, а потом вернули немцам. Это было время сумасбродного Хрущёва.   Сегодня говорят, что зря отдали. Я думаю, что Грабарь думал также.

                *****
     Грабарь оставил нам много замечательных зимних пейзажей. Он был певцом русской зимы. Нет,  и до него у нас были пейзажисты, в картинах которых передавались настроения навеянные зимними видами. Вспомним, к примеру, пейзажи Саврасова, Васильева,  Левитана, Кустодиева. Эти виды передавали настроения радости, грусти, будили собственные воспоминания,  обращались даже к философским вопросам. А вот у Грабаря другое. В импрессионистической живописи нет сюжета. И быть не может. Нет и воспоминаний и философии. А что же есть? Есть впечатление. И только. Потому как impression - это в переводе и есть впечатление. Какой-то схваченный миг природы в постоянном движении и изменении. Это главное. И это тоже не мало. И это тоже воздействует на душу.
   
  Но с начала тридцатых годов Игорь Грабарь резко меняет свой художественный стиль и ставит своё творчество в тренд соцреализма. Стиль, который начинает доминировать и только он приветствовался властями. Потому как считалось, что живопись должна быть внятной и понятной простым людям, рабочему классу. Авангардные выкрутасы ему ни к чему. Но в рамках этого стиля – свобода самая широкая.   Грабарь написал очень хорошее реалистическое изображение Ленина. Как раз в Кремле. Ленин просматривает телеграфную ленту. Ему идут фронтовые сводки с фронтов гражданской войны. Картина называется «В. И. Ленин у прямого провода». Известная картина. 
 
  Он пишет портреты известных людей. Один из портретов  «Светлана». Все сразу же подумали, что это было изображение дочери вождя. Этот портрет принёс художнику неожиданную, не очень нужную славу. Сам Грабарь не утверждал, что это та самая Светлана,  и Сталин тоже никак не высказался на этот счёт.
   
               
                *****

  После Октябрьской революции 1917 года Грабарь не покинул Россию, как многие его коллеги из «Мира искусства», а продолжил работать директором Третьяковской галереи. В 1919 году он написал программную брошюру «Для чего надо сохранять и собирать сокровища искусства и старины». При этом , какой бы режим не существовал в стране. Есть ценности, которые являются сутью народа и определяют его бытие. Они устанавливают нашу принадлежность к стране, к своей Родине. Ценности, без который мы не наследники всей нашей истории.

   Многие уехали в надежде быть теми, кем были и стали на Родине. Очень не многие стали тем, кем хотели на чужбине. А у скольких было горькое разочарование и утрата смысла жизни.
                *****

    Картину «Иней» Грабарь написал задолго до революции, в 1905 году.  Маленькими, едва заметными мазками он соткал это бриллиантовое кружево. Высокие березы. Их невероятно длинные ветки свешиваются будто с самого неба к земле, отбрасывая фиолетовые и голубые тени на сугробы. Картина – несомненный шедевр.  Он хранится не в Москве. Один из лучших зимних пейзажей Грабаря находится в Ярославском художественном музее. А в Третьяковской галерее находится другой зимний пейзаж Грабаря. С таким чудным названием «Февральская лазурь». Равный по силе воздействия на зрителя.

    Певец зимней красоты России. Картина «Иней» - это поэзия в живописи или живопись в поэзии. А ещё и музыка. Вы слышите, как чудно позванивают бриллиантовые капельки, свисающие с берёзовых ветвей. Это Россия. Ещё один волшебный вид России. А ещё это и сказка. Вспомним «Морозко» и «12 месяцев».

   В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.


 Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких  моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы. Задача художника-импрессиониста поймать эти моменты. И это удавалось Грабарю лучше, чем у других.
 
                *****

Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств».  Певец морозной солнечной зимы и ранней весны.

     Большой живописец. Он был , скажем, обласкан властями. Он был дважды лауреатом Сталинской премии. Он был лауреатом и Ленинской премии. Он был членом Академии наук. И всё по праву. Но главное даже и не премии. Главное – это то, что он нам оставил. Даже если бы он нам оставил только этот «Иней», то он всё равно запал бы нам в душу. А он оставил нам много больше.
 
Он скончался в Москве 16 мая 1960 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.