Руслан - rus oglan. Глава 5

Рамир Ибрагимов
Россия на самом деле уникальная страна, которая уместила три цивилизационных мышления: догуманистическое, гуманистическое и социоцентристское. Всякий человек, древний либо современный, избирает определённый путь развития. До так называемой даты рождения Иисуса Христа – дата, естественно, условная – индивид ориентировался на год «сотворения мира». Человек той эпохи избирал ту дату, которую считал очень важной, по сути, первое летоисчисление зиждилось на некоем божестве, о качествах которого нам доподлинно неизвестно. Для человека догуманистической цивилизации это не имело особого значения. Он жил, развивался, ориентировался на условную дату, и эта дата никак не влияла на развитие тех или иных в нём качеств. Чаще всего такие люди верили во множество божеств – это цивилиционный выбор. Отсутствие единого Бога лишало человека ориентира, лишало целенаправленного развития в человеке гуманистических качеств.



Потом явился миру Иисус Христос. Как и Мухаммад, еврейский пророк во многом определил человека будущего. Однако здравомыслящий человек не может отделаться от мысли, что, возможно, Христос не был христианином, а Мухаммад – мусульманином. Такое сомнение имеет право на существование хотя бы на одну миллиардную процента от всей веры человечества в единого Бога. Здесь не последнюю роль могли сыграть человеческий фактор, время, политические и иные взгляды учеников и последователей обоих божьих посланников и многое другое. Сегодня незначительные искажения не столь важны, важно другое – цивилизационный выбор. Христианин, взяв за первую дату, «рождение» пророка сконцентрировал своё внимание именно на этой формуле. Для последователя Христа на первом месте были Крещение и Пасха – ключевые, пусть и в каком-то смысле условные, но немаловажные события для человека гуманистической цивилизации. Всякий христианин счёл нужным отдать должное рождению своего пророка, который провозгласил человеколюбие как ключевое качество.



Тем не менее христианское сообщество к седьмому веку не могло не возмутиться, узнав о рождении нового верования. Последователи Мухаммада не повторили христианский путь и избрали для себя важной датой не «рождение» пророка, а «изгнание». Вокруг последней формулы строится всё исламское мировоззрение. Мусульманин сконцентрировал всю свою энергию на «сопротивлении» многобожию и атеизму («священная война» объявлена человеку догуманистических взглядов, однако в некоторых вопросах – и христианству), именно поэтому для принятия ислама произносится шахада: «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Его». Соответственно, для «деоккупации» развивались такие качества, как храбрость и покорность. Для достижения цели по борьбе с недругами для мусульман было важно создать единую общность последователей, предпринимались все усилия для формирования цельного мусульманского сообщества - уммы. Исламская цивилизация – социоцентристская.



Для сравнения двух цивилизаций, христианской и мусульманской, можно обратиться к искусству, посредством которого человек ретранслирует свои взгляды. Эпоха Возрождения – ярчайший тому пример. В это время в Европе создаются работы великих художников, где в центре внимания – Человек, что «переродился» и объявил себя центром Вселенной. Тем временем в исламском искусстве получили развитие миниатюры, где доминируют едва ли не одноликие и маленькие люди. На первый взгляд можно предположить, что христианская цивилизация опережает исламскую. Всё дело в том, что для гуманистической эпохи важен отдельно взятый человек, для социоцентристской  - все люди.



Стык двух цивилизаций произошёл на Руси во время татаро-монгольского ига. При помощи литературных памятников можно проследить влияние околоисламский воззрений на культуру славян. Как известно, так как христианство было человекоцентристким, воин Руси, освобождая земли от противников, соблюдал одну заповедь, тем не менее нарушал другую. Славянин, защищая Родину от врагов, убивал людей. Поэтому долгое время на Руси сохранялась практика исповеди. То бишь человек просил у Бога прощения за содеянное.



По большому счёту, пик развития древнерусской литературы – «Поучение Владимира Мономаха». В нём мы читаем: «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: “Слава тебе, Человеколюбец!”»



Более того, здесь мы впервые в литературных памятниках Руси обнаруживаем снисхождение к простому человеку: «Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину». Мономах не требует в приказном порядке прислушиваться к его наставлениям. Едва ли не впервые мы обнаруживаем в древнерусском тексте чувство долга и ответственности правителя перед каждым жителем Руси.



Что же происходит дальше? Под влиянием околоисламских воззрений утрачивается традиция покаяния воина после каждой битвы ввиду проникновения формулы «священной войны». Более того, в «Домострое» мы больше не наблюдаем человекоцентристских размышлений, напротив, в обществе превалируют ветхозаветные идеи, где роль отдельно взятого человека сводится к минимуму. В памятнике русской литературы шестнадцатого века под воздействием околоисламских формул регламентируется жизнь каждого человека, доминируют бытовые рекомендации.



А какой путь избрали Вы?


КОНЕЦ


20.12.2022