Об основах нашей православной веры и культуры. гл

Татьяна Уралова
Глава 34. Воскресение и Вознесение

Свершилось.
Людское сообщество, заключающее в себе все грехи мира, казнило  жестоким и постыдным  способом Человека, не совершившего никакого греха, Врача, избавляющего от душевных и телесных болезней, Учителя, показывающего пример Любви и служения  ближнему,  Спасителя, указывающему путь к Спасению Души и бессмертию в Царстве Божьем – Иисуса Христа, Сына Божьего и Господа нашего.
На фоне Cвета ярко проявилась наша тьма.
Зависть, корысть, трусость, ложь, предательство, жестокость, стяжательство, неблагодарность, злоба, жажда  и преклонение перед богатством, силой и властью – целый легион грехов живут и процветают в человеческой среде, погубившей лучшего,  не имеющего   греха,   Человека. 
  Как человек, Христос был отторгнут, как инородное образование, не похожее на всех.
Как Бог – не понят и отринут. Но Христос совершил свою Миссию, посеял семена Любви.
Миссия Христа свершилась, но не завершилась Его гибелью на кресте.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал:

  не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь – Он воскрес, как сказал.
Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее;
там Его увидите.
Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его». (Мтф.28.)

«Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых». (Ин.20.)

40 дней Христос появлялся в разных местах среди учеников, говорил с ними. На 40-й день после Воскресения велел им собраться вместе.

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

И, приблизившись, Иисус сказал им:

дана Мне всякая власть на небе и на земле». (Мтф. 28.)
 ( Иллюстрация)            Воскресение Христово – Пасха.
Пасха - самый главный, великий праздник Православия
«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

И сказал им:

вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами,
что надлежит исполниться всему,
  написанному о Мне в законе Моисеевом
и в пророках и псалмах.

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

И сказал им:

так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

и проповедану быть во имя Его покаянию
и прощению грехов во всех народах,
   начиная с Иерусалима.
Вы же свидетели сему.

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас;
 
вы же оставайтесь в городе Иерусалиме,

доколе не облечетесь силою свыше.

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью». (Лк. 24.)

( Иллюстрация) Вознесение Господне
      Празднуется в Православии  на 40 день после Пасхи.

Глава 35. Рождение Церкви Христа

«Они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати):
мужи, братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
  достоинство его да приимет другой.
Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». (Деян.1.)

Наступил 50 день после воскресения Христа. Этот день у иудеев назывался Пятидесятницей и  праздновался как великий день получения Моисеем Заповедей Божьих.
12 учеников Христа и Богородица «при наступлении дня Пятидесятницы все  были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян.2.)
Свершилось, обещанное Христом –
Отец Небесный послал  ученикам Утешителя, Духа Истины.

И вспомнили они всё, что говорил  Христос,
«призвав двенадцать учеников Своих:
больных исцеляйте,
прокаженных очищайте,
мертвых воскрешайте,
бесов изгоняйте;
даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха,
ибо трудящийся достоин пропитания.

В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него;
если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

истинно говорю вам:
отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». (Мтф.10.)

«Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». (Мтф.10.)
Но наставлял:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Проси;те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». (Мтф. 7.)

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
итак, будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей:
ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
и поведут вас к правителям и царям за Меня,
для свидетельства перед ними и язычниками.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать;
ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в   вас». (Мтф.10.)

Вспомнили, как отвечал Он им на горе Елеонской, когда спросили Его ученики: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Иисус сказал им в ответ:
берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
ибо многие придут под именем Моим,
 и будут говорить: я Христос",
и многих прельстят.

Также услышите о войнах и о военных слухах.
 
Смотрите, не ужасайтесь,

  ибо надлежит всему тому быть,

но это еще не конец:

ибо восстанет народ на народ, и царство на царство;
и будут глады, моры и землетрясения по местам;

всё же это –  начало болезней.

Тогда будут предавать вас на мучения
 и убивать вас;

и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

и тогда соблазнятся многие,

  и друг друга будут предавать,

и возненавидят друг друга;

и многие лжепророки восстанут,
и прельстят многих;

и, по причине умножения беззакония,
во многих охладеет любовь;

претерпевший же до конца спасется.

И проповедано будет сие

Евангелие Царствия по всей вселенной,

 во свидетельство всем народам». ( Мтф. 24.)

Вспомнили,   как говорил Христос  Петру, имя которого, в переводе с греческого,  – камень.

«Я говорю тебе: ты – Пётр,

и на сём камне Я создам Церковь Мою,

    и врата ада не одолеют её;

 и дам тебе ключи Царства Небесного:

 и что свяжешь на земле,

 то будет связано на небесах,

 и что разрешишь на земле,

 то будет разрешено на небесах». (Мтф.16.)

Вспомнили и о том, что на последней перед распятием трапезе, «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое.


И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:

пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая,
во оставление грехов». (Мтф. 26.)

Преломление хлеба и вкушение этого хлеба, опущенного в чашу с вином, как  тела и крови Христова, как научил Христос на Тайной вечери,
 – таинство причащения в Церкви Христовой.
Причащение совершается во время общей молитвы в храме -  литургии -  во очищение души и тела и во оставление грехов.

В этот день Ученики Христа стали Апостолами, представителями Христа,
призванными поведать миру о  пришествии на Христа на Землю, о Его Заповедях и о Его Воскрешении. 
Став Апостолами,  ведомые Святым Духом, они  почувствовали  в себе силы исполнить своё призвание –  продолжить на Земле миссию Христа, неся Слово и показывая Путь в Царство Божие.
Этот день празднуется как День рождения Единой, Апостольской, Православной Церкви, во главе которой стоит Христос.

Глава 36. Троица

Христос воскрес в великий иудейский праздник Пасхи –  праздник исхода евреев  из Египта.  Праздник освобождения иудеев, под руководством Моисея, от власти язычников и обретения иудеями права на утверждение  своей веры в  Единого Бога.
 В честь явленного великого  чуда –Воскресения Христа, свершившегося в день иудейской Пасхи, исхода иудеев из Египта, христиане празднуют  Пасху – Воскресение Христа.

В России  даже седьмой день недели называется  – воскресением. Каждое воскресение – малая Пасха, напоминание о том, что Христос воскрес!

Православная  Апостольская Церковь создалась сошествием святого духа тоже в иудейский праздник пятидесятницы – в  день получения Моисеем от Бога Заповедей праведной жизни.
 День праздника Пятидесятницы иудейской – стал великим праздником Пятидесятницы, Троицы  в православии.

Случайных совпадений в делах Господа нет.
Новое знание – развитие предыдущих Заповедей.
Господь дал нам жизнь, как раскрытую книгу, которую надо уметь увидеть, услышать, прочитать и  понять. Древо познания принесло плод – Христианство, Единосущность Троицы.

  Христос не раз повторял:

 «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мтф. 13)

  Связь этих событий – свидетельство  преемственного развития  дарованного Творцом своему творению, человечеству, знаний о Боге. 
 Понимание законов духовного мира, связано с развитием  нашего познания физических законов материального мира, созданного Богом и – с нашим возрастающим пониманием  взаимосвязи   материального и духовного  миров. Вера идёт  впереди наших научных знаний, которые утверждают нас в вере.

Из многобожья, представления о разбросанности мира, из неодухотворённого хаоса, человечество уразумело существование источника, первопричину Бога, Творца.

Это – великий прогресс в познании места человека, смысла его существования в мире.

Но – не конечная точка познания.
Оказалось, что Единый Бог, начало и сущность вселенной, не простая в своей целостности основа, каким представлялся раньше науке, например, первооснова – атом, а сложная и не постижимая субстанция, которая во время пребывания Христа среди людей, была явлена людям  в своей троичности.

  Научное познание физического мира, его законов – это познание творения Божьего, а через Его творение  – познаём и самого Творца.

Подобно этому и наука на Земле,  надеясь найти простейшую, неделимую, начальную частицу материи,  обнаружила атом. Но оказалось, что в «неделимом» атоме заключена колоссальная, невиданная энергия – света, звука, ударной волны, тепловой энергии и, не воспринимаемой нашими чувствами,  – радиации.  А сам атом – сложнейшая структура. Он состоит из ядра и вращающихся вокруг него протона, нейтрона, электрона, взаимодействия которых напоминают сложные планетарные системы.
Как многого мы ещё не знаем!
Парадоксально, но и закономерно, что познание микромира  помогает человеку изучать  космические процессы.
А изучение физических законов и процессов на Земле и в космосе   помогает человеку лучше понять духовные предания, учения, пророчества и заповеди, дарованные Господом.
Господь, Единый в троичности, впервые проявил себя явно – во время крещения Христа. 
Голос с неба Бога Отца,  свидетельствовал собравшимся людям о Христе, как о Сыне.

  Дух Святой, сошедший с небес на Христа – был третьей, духовной, энергетической силой,  соединившейся во Христе.

Второй раз троичность Единого Бога –ТРОИЦА, была явлена человечеству, когда Христос, вернувшийся к Отцу, послал, как и обещал, Утешителя, от Отца исходящего Святого Духа – в виде языков пламени, непознанной нами энергии. 
В момент создания Церкви Христовой  была явлена воля

ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА –
                ТРОИЦЫ.

Христос  говорил ученикам о себе  и об Отце Небесном:

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; (Ин. 14.)

В этом двуединстве есть ещё и третья, соединяющая составляющая  – Любовь.
Это единство и есть – ТРОИЦА.

Непостижимо Большое находится в малом
 и бесконечно малое – в Большом!
Мы – во вселенной и вселенная – в нас.
 Мы – в Боге и Бог – в нас,
объединённых Святым Духом – Любовью.

Христос  принёс   новое  знание
 о Едином Боге – свидетельство о
 ТРОИЦЕ ЕДИНОСУЩНОЙ.
Пытаясь воспроизвести  невиданное,  православный русский иконописец, Андрей Рублёв, создал в 1411 году, икону «Троица», как гармоничное сосуществование в единстве трёх свойств единой сущности:
Отца и Сына, и Святого Духа.
(Иллюстрация)       Троица.      Андрей Рублёв.

Глава 37. Начало Апостольского        служения

В 33 году Новой эры от Рождества Христова началась  миссия  Апостолов. Началась она сразу после чуда схождения на Апостолов Духа Святого.
 Апостол Пётр (камень) так начал свою проповедь перед собравшимися иудеями в Израиле:
«Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи, братия?

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря:

  спасайтесь от рода сего развращенного.

Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч…

…Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2.)

Началось чудо быстрого и широкого распространения в душах людей христианского учения. Начиная с Иудеи, несмотря на  ужас   публичной казни Христа, на страх быть причисленным к  последователям жестоко казнённого. 
Несмотря на то, что униженный сын плотника, указывая путь к  бессмертию души в Царстве Небесном, отрицал привычное для людей значение богатства, как цели и смысла жизни.
Богатства, которое у бедных порождало зависть, а богатым дарило власть, вместе со всеми смертными грехами, затмевая жизнь души.
 Иисус говорил ученикам Своим:

«Как трудно,
имеющим богатство,
войти в Царствие Божие!

Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ:

Дети! Как трудно,
надеющимся на богатство,
войти в Царствие Божие!» (Мрк. зач.10)
Живая душа человеческая, находясь во тьме  грехов мира, почувствовала Призыв Бога, подобно тому, как всё оживает с приходом весны и тянется к солнцу. И это стремление обладало несокрушимой силой, несмотря на  гонения и казни.

Но большинство  народа, священнослужителей и властителей стали гонителями Христиан.

Христос учил:

«Входите тесными вратами,
 широки врата и пространен путь, ведущие в погибель,
 и многие идут ими,
 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь,
и не многие находят их». (Мтф.7.)

Первым мучеником за веру во Христа Спасителя  в Иерусалиме стал святой Стефан.

«Его обвинили перед синедрионом в хуле на Моисея и на Бога. Ожесточенная толпа схватила его и побила камнями за городом». (Тальберг Н.  Д. История Церкви. Часть 1.)

(Иллюстрация) Церковь святого Стефана в Иерусалиме.

 Глава 38.  Первые мученики за веру

Апостолы отправились  с проповедями  Евангелия  от Индии до «края земли» – Испании, Малой Азии, Европы, возвращаясь время от времени в Иерусалим, где оставалась Богоматерь, под  сыновьим попечением Иоанна Богослова.
Апостол Иаков (Зеведеев), брат Иоанна Богослова, – стал первым  апостолом, принявшим мученическую смерть.
 «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых принадлежащих Церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». (Деян. 12.).
 Это произошло в 44 году.

(Иллюстрация) Церковь апостола  Иоанна.  Индия. Дели.
В Риме, в 67 году, после нескольких месяцев заточения, апостол Павел был усечён мечом.
Множество христианских общин на пространстве почти всей Римской империи, от
востока до запада, считают его своим основателем.
(Иллюстрация)  Храм апостола Павла в Риме.
В том же  67 году, тоже в Риме, апостол Пётр был заключен в темницу и через несколько месяцев распят на кресте, вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым, как Спаситель.
            (Иллюстрация) Храм Петра в Риме.  Ватикан.
                (Иллюстрация)  Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Апостол Андрей Первозванный отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны.
Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Он сказал бывшим с ним ученикам:
 "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей"
(Иллюстрация)     Церковь Андрея Первозванного в Киеве.
Апостол поднялся на горы и водрузил крест.
Потом он проплыл  выше по Днепру и дошел до поселений славян, где позже был основан Новгород.
Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим  и вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.

Имя святого апостола Андрея Первозванного связывает мать – Церковь Константинопольскую –  с ее дочерью – Русской Церковью.

После этого апостол посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и, наконец, опять вернулся в Грецию, в город Патры, где ему суждено было пострадать и умереть в 67 году за имя Христово.
По сохранившимся  свидетельствам учеников Андрея Первозванного, правитель Патры, сказал апостолу: «Не принесешь жертвы богам — прикажу бить тебя палками и распять на кресте, который так прославляешь».
  Апостол ответил: «Я — раб креста Христова! Не только не боюсь я крестной смерти, но и желаю вкусить ее».
Андрей Первозванный был распят  на особом, диагональном кресте, позже использованном на историческом символе русского военно-морского флота – Андреевском флаге.
(Иллюстрация) Церковь Андрея Первозванного в Греции.  Патры.
Апостола  Фому  жребий направил в Индию.
После многих лет успешного служения, крестя язычников,  в 72 году, Апостол,  после  пыток раскалённым железом и сжиганием в печи, из которой Фома вышел невредимым, он, по приказу местного царя, был пронзён пятью копьями.
Через 3 дня  апостол Фома скончался от ран.
(Иллюстрация) Церковь Апостола Фомы на Кантемировской. Москва.
Апостолы  Филипп и Варфоломей в городе Иераполисе (Турция) осуждены были правителем на распятие.
Языческие жрецы, окружённые многочисленной толпой, распяли на ступенях  капища   87-летнего апостола Филиппа,  вниз головой. Затем распяли у дверей храма и апостола Варфоломея.
В это время грянул гром и случилось великое землетрясение, и многие из язычников погибли.

(Иллюстрация) Руины храма на месте казни  Святого Апостола Филиппа.

Оставшиеся язычники испугались и стали снимать с креста распятых.
Варфоломей был распят позже и невысоко и его быстро сняли ещё живым, а Филиппа сняли уже бездыханным, и Варфоломей  похоронил своего брата  во Христе, Филиппа.

    Затем Варфоломей продолжил свою проповедническую миссию.

В Албане (нынешней Баку) местный правитель, закосневший в язычестве, приказал схватить святого Варфоломея и предать казни, под крики одобрения толпы придворных.

Варфоломей был вторично за свою жизнь распят, но и на кресте не переставал славить Бога. 
 
Тогда злодеи сняли его с креста и, содрав кожу, обезглавили.
(Иллюстрация) Церковь Святого Варфоломея. Лондон.

Глава 39. Матфей, Матфий, Иуда, Симон

Апостол Матфей большую часть своей миссии проповедовал евреям и написал Евангелие на родном языке.
Евангелие от Матфея – первое из 4-х канонизированных апостольских Евангелий.

По позднейшим преданиям, Апостол Матфей проповедовал и исцелял больных не только в Иудее и смежных государствах, не только  внутри  Римской империи, но и за её пределами.

Эфиопский правитель, жену которого Матфей излечил, разгневался на Апостола за то, что  народ, оставляя богов своих, приходит к Апостолу. 

Правитель обвинил Апостола в колдовстве и  приказал его казнить.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли.

Собравшиеся увидели, что огонь не вредит святому Матфею.

Правитель приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь.
Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел.
 Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана.  Фулвиан раскаялся в содеянном,  и хотел вытащить святого из огня, но Матфей, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии.

 По преданию,  кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.
(Иллюстрация) Скульптура Апостола Матфея, пишущего боговдохновенное Евангелие.
              Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.
Апостол Матфий, избранный из 70 учеников Христа на место Иуды Искариотского, проповедовал вне пределов Римской империи, многократно подвергаясь смертельной опасности.
Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питьё, но Матфий остался жив и исцелил других узников, ослепших от этого питья.
Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь.

За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями.

Смерть Матфия относят к 63 году.

                (Иллюстрация) Икона Апостола Матфия.

Апостол Иуда, называемый Леввеем и Фаддеем, был сыном Иосифа Обручника от первого брака, братом  Иисуса Христа. 
По одним сказаниям, проповедовал в Ливии, по другим — в Сирии и Армении.
Святой Апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате.
Он был распят на кресте и пронзен стрелами.
(Иллюстрация) Икона Апостола Иуды, брата Господа.

Апостол Симон Кананит тоже был сыном святого праведного Иосифа Обручника от первого брака  –  брат Иисуса Христа.
Именно на  свадьбе Симона в Кане Галилейской Христос, когда  закончилось вино, превратил в него воду, что окончательно утвердило будущего Апостола Симона в вере.
Известно, что он проповедовал на земле Кавказа, сопутствуя Апостолу Андрею Первозванному. Симон Кананит стал высокочтимым абхазским святым, основателем одной из самых древних в мире христианских общин.
Симон Кананит вызвал негодование начальника римского гарнизона, укрылся от преследований римлян в пещерном гроте в Анакопии и начал крестить  предков современных абхазов, а затем принял там мученическую смерть.
И сегодня местные жители указывают, в 15 километрах от Сухуми, на камни с красными пятнами в русле реки, где запечатлелась кровь Святого.
Скончался Симон Кананит  во второй половине I века.
В XIX веке, в Абхазии, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.
(Иллюстрация)
Глава 40. Богородица и Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов по завету Господа, оберегал Богородицу и заботился о Ней, как сын.
Несколько лет после Пятидесятницы и первой проповеди апостолов, Пресвятая Богородица прожила в Иерусалиме. Она, как апостолы,   принимала христиан и утверждала их в вере.
Когда  гонения на христиан усилились, апостол Иоанн Богослов и Божия Матерь переселились в Эфес, (Турция) который по жребию достался апостолу для проповеди.
Предания гласят, что оттуда они совершали путешествия на Святую гору Афон, а также на Крит, где навещали епископа одного из городов, святого Лазаря Четверодневного.
  На месте пребывания Богородицы   на Соловьиной горе близ Эфеса воздвигнут самый высокий памятник Богородице Деве.
(Иллюстрация)
Когда гонения стихли, Дева Мария вновь вернулась в Иерусалим.

Там Божия Матерь во сне узнала о времени своей кончины.

Тогда все Апостолы, кроме Фомы, чудесным образом оказались собраны в Иерусалиме. 

Она простилась со всеми собравшимися  Апостолами и приготовилась к смерти.

Душа Пречистой  столь тихо и безболезненно покинула тело, что в славянской традиции её кончину принято называть Успением (сном).

Тело же Пресвятой Девы апостолы торжественно погребли в гефсиманской гробнице. Там ранее упокоились Её святые родители, Иоаким и Анна, а также наречённый супруг, Иосиф Обручник.
Апостол Фома прибыл из Индии в Иерусалим, только на третий дней после погребения Пречистой. Апостолы предложили ему проститься с Её телом.

Когда отвалили камень от входа в гроб Богородицы, то убедились, что тело Богородицы  чудесным образом исчезло.

 Остались только погребальные пелены и райское благоухание.

Точная дата Успения Божией Матери неизвестна.

Исторические исследования датируют это событие  с  46 по 57 год.

Богородице в это время было около 70 лет.
(Иллюстрация) Успение Богородицы. Икона.
Апостол Иоанн Богослов после Успения Богородицы прожил ещё долгую жизнь, вернувшись в Эфес.
Около 96 г. принял мучения за веру от  императора  Домициана. Будучи брошен в котёл с кипящим маслом, чудесным образом остался жив.
Затем был  сослан на остров Патмос.
В 96-98 гг. вернулся опять в Эфес.
 Иоанну, так же как и Богородице,  было поведано о времени смерти, и он попросил своих учеников похоронить себя еще до её наступления,  накрыв покровом его лицо.
Ученики похоронили заживо Апостола Иоанна на холме  в могиле в форме креста.

Когда через некоторое время могилу святого Иоанна открыли, тела в ней, как это случилось и с Христом и с Богородицей, –  не оказалось.
(Иллюстрация) Развалины Базилики Иоанна Богослова.
Эфес. Турция.
Иоанн Богослов прожил дольше всех 12-ти Апостолов, около 100 лет, и умер в конце I века. Он –   единственный из Апостолов – умер своей смертью, о которой был извещён во сне заранее.
В этом проявилось особое расположение Господа к своему любимому ученику, хранителю Матери Божьей, о котором Христос говорил, что  он не узнает смерти. Иоанн Богослов был похоронен живым и – исчез.
Отсутствие  тленного тела, тоже объединяет кончину Иоанна Богослова с историей погребения тел Иисуса Христа и Божьей Матери.
  Иоанн Богослов –  автор 4-го Евангелия, самого глубокого текста о начале мира.

(Иллюстрация) Икона Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – автор  Апокалипсиса, Или Откровения – предсказания о будущем конце этого мира.