Высоцкий. Чей кумир?

Дарья Подчуфарова
- Я не люблю Высоцкого, - заявила я как-то в разговоре. На что получила ответ:
- Не вздумай сказать это в приличном обществе.

Я задумалась. Что это за идол "приличного общества", которого я не то что не слушаю, а просто не перевариваю? Понимаю, о мёртвых либо хорошо, либо никак, но я не собираюсь обсуждать личную жизнь поэта. Я проанализирую только его творчество, ведь оно влияет на умы миллионов. Полистала тексты великого таланта для ознакомления. И что я вижу?

"Гляди, вон тот ханыга -
В кармане денег нет,
Но есть в кармане фига -
Взведённый пистолет.

И с ним пройдусь охотно я
Под вечер налегке,
Смыкая пальцы потные
На спусковом крючке."

То есть, "ханыга... без денег,
и с ним пройдусь я... пальцы потные."

И всё остальное в таком же духе. Чёрт! Кто посадил неотёсанного мужика в поэты? А это:

"Ведь мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят!"

Какие-то очереди, кто-то ест, кто-то нет... Это смысл жизни что ли? Дорваться до пайки?

Восторженные поклонники умиляются некой страстью, мол, человек пел с душой. Какой страстью? Страстью пролетариев-Шариковых?

Одни нервы и дёргание. Всё.

Поэт так или иначе говорит про себя. Если поэт, говоря про людей, употребляет "мы", значит, он имеет в виду себя. И что же он про себя говорит?

"Траву кушаем, век на щавеле, скисли душами, опрыщавели, а еще вином долго тешились, разоряли дом, дрались, вешались".

Комментарии нужны?
Это что - совесть нации? Представитель культуры, искусства?

Для сравнения возьмите Игоря Талькова. Страсти как раз у него, возможно, маловато, зато какой смысл, музыка! И как он говорит?

"Кроме той, роковой,
В которой ВЫ все не живёте,
Не живёте, потому что нельзя
Это жизнью назвать".

Тальков поёт "вы". Из чего можно сделать вывод: люди живут неправильно, плохо, а он - правильно (как-то по-другому). И невольно ты совершаешь выбор: сидеть ли дальше там, в болоте со всеми, или отделить себя от этого болота. Тебя заставляют задуматься: где я? Как надо жить?

Или:

"В страну не дураков, а гениев."

И ты опять выбираешь - дурак ты или гений.

Высоцкий задуматься не заставляет. Он такого выбора не даёт. У него другой выбор:

"Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница у экрана собралась."

Либо жрать и бухать, либо пялиться в ящик. Всё остальное на ту же тему, переливание из пустого в порожнее и никакого выбора. Мы здесь сидели, сидим и будем сидеть. Аминь.
Про что эта песня? В чём её смысл? Это смешно, умнО, взывает к тонким чувствам?
Нет.

А это:
"Парня в горы тяни, рискни..."
Автор всерьёз полагает, что тот, кто с тобой в походе не ныл и помогал забраться на камушек, - тот свой и ему можно верить.
Слишком примитивное мышление для поэта, не находите? Говорит о том, что он в людях не разбирается, ему обязательно тащить всех в горы, проверять на прочность, поесть из одной, как говорится, миски. И всё, дело сделано. Да мало ли какие могут быть причины того, что вам помогли и протянули руку! Может, в целях дальнейшей выгоды. Но Высоцкий гений, он открывает истину: "этот человек - ваш друг".

Поэт должен вести за собой, поднимать людей к чему-то высокому, умному. К мудрости, счастью, наконец. А не сидеть вместе с обывателями и  дёргаться в конвульсиях.

Да хотя бы даже вспомните детскую песенку Пьеро:

"Солнышко низко висит над землёй,
И я бы хотел для вас с небес
Его достать.
Но как мне быть,
Ведь утром трудно встать?"

Здесь видно как раз стремление поэта донести людям что-то большое, недостижимое, но приходится для этого бороться с собой, преодолевать самого себя, бытовуху, общество, суету и т.д... И если вы тоже хотите к Солнцу, то нужно бороться со своими слабостями.

Это в детской песенке, Карл!

А у взрослого "поэта" что?

"Мы дрались, разоряли и вешались". Это себя описывает герой нации.

Поклонники толкуют об уникальной мужской харизме Высоцкого. Нет, это не мужская харизма, а мужицкая. Разгульная, трактирная и залихватская. Харизма урки, алкаша. Хотите такого мужа - слушайте Высоцкого.
Сначала упиваются всяким блатняком, а потом не понимают, почему муж алкоголик.
Высоцкий вызывает у меня ассоциацию с соседом дядей Васей, наколками и шпротами на газете. Если это идеал мужчины, то идеал женщины - Маша Распутина. Два сапога пара.

Песни то шутовские, то какой-то надрыв-разрыв... А мозг где?

Да и голоса эти хриплые, прокуренные слушать невозможно. Вульгарщина, и только, кроме тошноты, ничего не вызывает.

Также поклонники вещают о некой "жизненности" песен. Под этим принято подразумевать песни про бытовуху, застолья, про то, как кто-то нарвался на гоп-стоп и как Людка наставила рога.
"Жизненная песня" - это вообще что значит? Для одного жизненная - это про зону и колдырей, для другого - про старушку-мать, а для третьего - это про смысл жизни и поиск своего пути.
Какие у человека ценности и интересы, такая песня для него и будет жизненной.

Но неужели же Высоцкий совсем о духовном ничего не пел? А как же, вот:

"Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал".

То есть, чтобы тебя заметил Бог, надо покрыть золотом купола в христианской церкви. И всего делов.

Вот уж воистину, "Родина моя, ты сошла с ума".

Но я так понимаю, что простой народ, что называется, от сохи, работяги, иного мира, кроме своего, воспринимать просто не в состоянии. Им близко то, что им соответствует. И если вся эта толпа начнёт вдруг вылезать из своих питейных заведений и потянется к высокому, то работать будет некому.

Кто будет мести дворы, чинить унитазы, водить такси, крутить провода? А такие люди любят Маш Распутиных, Трофимовых и Высоцких.

Всех поднять наверх невозможно, но я пишу это для тех людей, которые сомневаются, которые растеряны популярностью того или иного "гения", и раздумывают: это я что-то не понимаю в жизни или всё-таки с гением что-то не так?

Успокойтесь, с вами всё хорошо, если вы задаётесь таким вопросом. Если вы тоже не понимаете, как можно млеть от  похабщины, грубости, сальности и прочей грязи.