70. Осень 1380 года, Дмитрий Иванович

Вадим Кириленко
Практически всё это время великий князь находился с семьёй в Костроме. Ему не хватало бойцов для отпора врага без поддержки тестя, новгородцев и всенародного ополчения. Брат сообщал, что старшие Ольгердовичи, верховчане, смоляне и псковичи тоже не пришли. Кажется, Переславльская коалиция распалась.

Дмитрий из Костромы беспомощно наблюдал за разорением своего княжества. Лишь когда Владимир разбил один из отрядов, направляющихся предположительно к Твери, поганые поспешили восвояси. Дмитрий с двором и имеющимися в наличии воинами вернулся в сожжённую Москву. Здесь он узнал подробности произошедшей драмы.

Нанесённый Тохтамышем удар был страшен. Тем не менее, великий князь и остальные нашли в себе силы не пасть духом окончательно. Перво-наперво Дмитрий отправил войска на Рязань, чтобы расквитаться с предателем Олегом. Сам же остался в столице хоронить погибших. Несмотря на потерю казны он пообещал платить по рублю за каждые 80 тел. Всё мероприятие в итоге стоило князю триста рублей.

Разобравшись с неотложными проблемами, собрали совет, на котором предстояло определиться с позицией по отношению к Орде. Тут уж даже самые ярые поборники независимости вынуждены были признать, что в сложившихся обстоятельствах отстаивать прежнюю точку зрения нелепо. Тогда Дмитрий послал в Нижний Новгород сказать находящемуся там Шихомату, что согласен признать свои даннические обязательства перед Тохтамышем.

Вскоре в Москву явился царский посланец по имени Карач. Дмитрий должен был выплатить дань за текущий и прошедшие годы в размере аналогичном джанибековым и отныне неукоснительно придерживаться этой договорённости. Великий князь согласился на все условия, однако наотрез отказался ехать на поклон самолично.

-Дань будут возить мои люди, - настаивал он. - Если царя такой оборот не устраивает, то я откажусь и от остальных выполнений заключаемого договора.

-Хорошо, - поколебавшись, сделал уступку Карач, так как понимал, что второе вторжение на Русь может не закончиться таким триумфом. - Повелитель освободит тебя от посещений своего шатра. Но замещаемое тебя лицо должно иметь высочайший статус, хотя бы на первый раз.

Владимир Серпуховской посла не устроил, Киприан ехать в Сарай отказался (за что Дмитрий, поддержанный многими, изгнал его, ведь владыка своим упрямством подводил ещё и всю церковь, лишая её привычных привилегий от властелинов Сарая). Сошлись на старшем сыне великого князя — Василии.

Всё возвращалось на круги своя. Владимиро-Суздальская, Московская Русь спустя не так уж много лет снова становилась полноценной данницей Джучиева улуса.

Конец второй летописи.