Сурок пойдет по канату?

Елена Ефремова 3
Вы давно научились ходить? По полу, конечно, да и по земле? Да, вижу, кто-то со мной в облаках витает. Не тесно!

А цирковых гимнастов видели? Как здОрово они - по канату! Еще и с трюками! Я в детстве думала, что это - необыкновенные люди, от природы одаренные сверхспособностями, как персонажи западной фантастики. Они без сверхспособностей или техники навороченной ничего не могут, орут и гибнут - в кино, конечно. Это наш человек может из соплей, ржавого гвоздя и нержавеющего мата смастерить что угодно.

Вернемся к канату... СлабО? Да, мне тоже. Высоты в любом смысле - хоть в физическом, хоть в духовном, не боюсь. Лежать в гипсе, терпя боль - тоже не страшно, ломала когда-то руку, через годы - ногу, снова руку. Но идти... в чем дело, если канат - иносказательный?

Дело - в риске ступить. Страховки-то нет. Конечно, на противоположном конце - слава, деньги, движение жизни - полное УРА! Но идти-то по струне, без опоры, без гарантий.

Мой многолетний выбор - "день сурка". Сознаю, что в нем нет и не будет живой воды, а все равно, согласна. Мама жила на канате! На иносказательном. Не побоялась в восемь лет сбежать из интерната домой (в поселке, где служил временно дедушка, не было школы). Не испугалась в восемнадцать лет сознаться жениху, что не любит его, вернее, любит, но как брата, а он заслуживает большего. Не спасовала перевоспитывать воришку, который мог бы избавиться от нее - невольной свидетельницы. Мама рискнула заботать по фене (она была до этого помощником прокурора, потом - адвокатом, так что специфическую речь деклассированных элементов знала), спаслась. В сорок два мама отважилась забеременеть от любимого, не уводя его из семьи. И дерзнула отправиться с туристами-студентами через перевал Дангус-Арун, чтобы как-то рассеять счастье над горами и морем. Не паниковала, когда я разбивала коленки и ссаживала локти, когда я лазила по турникам и деревьям, когда поступала в педучилище, вместо того, чтобы переходить в девятый класс, когда я задерживалась на прогулке с соседом. Мама одолела много переездов, защиту кандидатской диссертации, фазенду, доведение меня до защиты уже моей диссертации, делясь своим задором с внуком и зятем. Все это - сама, одна, при душевной поддержке ее родителей, которые долго были живы. Да было ли хоть что-то, чего она, подросток войны, боялась? Было. Мыши.

А я? А вы? Если уж ходить - то по полу, по гладкому такому и широкому. И лучше в комнате с мягкими стенами. И с пружинисто-мягким ковром. С поручнями и ходунками.

А ведь кто-то решается - по канату! Эти смельчаки видят все лучшее, что впереди - и шагают к славе, деньгам, новым подвижкам. Люди делают себя и мир лучше, когда вылазят из зоны комфорта. И - вперед, подняв подбородок и светя себе своими же глазами!

Мне нужен капитальный ремонт, апгрейд внешности, мужчина для вылепливания из него принца, монетизация моего творчества, карьерный рост и спортивно-музыкально-природоведческие приключения на досуге. Понимаю, но снять с себя и сжечь Обломовский халат и сделать шаг на канат - не могу.

Живу сама по себе: мамы давно нет, муж давно не мой, сын давно не со мной: отучился, отслужил, учится еще и за бабушкой присматривает в другом городе. А я - своя собственная. Могу устроить себе любые "американские горки" - опять же, иносказательно.

А я капитально зацементировалась а анабиозе, и ни на какой пробуждающий поцелуй от принца не рассчитываю. Во-первых, в моем возрасте поместятся две и две третьих принцессы, в моем весе и об'еме - почти столько же. Во-вторых, в ваши супермаркеты принцев не завозили, на полки не выставляли? В наши - тоже нет.

Нет, иногда я делаю шаг туда, где страшно - на ковер к директору, например. Иногда даже и не дают времени опамятоваться и побояться.

И все же, халат - или канат? День сурка неуспешен и безжизнен, но надежен. Канат - соблазнителен в высоком смысле слова, но рисков: а вдруг не достигну ни одной цели, выгорю и сорвусь раньше?

Рассказываю студентам о моих примерах самых отважных людей: Иване Кулибине, Александре Суворове, Михаиле Ломоносове. Казалось бы, такие разные люди и в таких разных областях прославились! Единство их в том, что не разрешали себе бояться рисковать и шли каждый - по своему канату. Они не получили в итоге материального состояния, какого заслуживали, зато их помнят, они сделали много важного для России, сознавая, наверное, это.

Хочу жить в преображенной квартире, где Он сделал мне стеллажи для книг, и там стоят наряду с классикой мои опусы, цитируемые в народе и экранизируемые на самых славных киностудиях, в суперобложках, а я живу на гонорары, не принадлежа больше никакой организации, варю борщи, пишу и мастерю куколок - и себе, и в подарок подругам, их дочкам и внучкам, с которыми в охотку общаюсь иногда, и на продажу, чем занимается мой агент. А я только считаю прибыль с аукционов. Тьфу, на шестом миллионе сбилась! Снова надо пересчитывать!

Только все это - на противоположной площадке, до которой натянут канат, а я-то приду сейчас домой, долго буду ужинать и пялиться в мелодраму, лягу с котейкой, а с утра - как всегда, работа-ужин-сон. День сурка.

А может быть?..

А ваш сурок пойдет по канату?