Тайна К-8

Владилен Елеонский
  Двенадцатого апреля тысяча девятьсот семидесятого года северо-западнее Испании в Бискайском заливе в пятистах километрах от побережья погибла советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А Кит, которая до сих пор, как официально считается, покоится на глубине четыре тысячи шестьсот восемьдесят метров с четырьмя атомными торпедами на борту. Вначале она находилась на боевом дежурстве в Средиземном море, а затем была направлена в Северную Атлантику для участия в крупнейших за всю историю советского военно-морского флота учениях Океан-70.
 
  По легенде учений К-8 изображала подводные силы условного противника, прорывающиеся к советскому побережью из Северной Атлантики. Начало учений было запланировано на четырнадцатое апреля, а окончание должно было состояться двадцать второго апреля, в день столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина.
 
  Вечером восьмого апреля субмарина, находясь севернее Азорских островов, поднялась с глубины сто шестьдесят метров под перископ, чтобы провести плановый сеанс радиосвязи, и в этот момент в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту, по неустановленным причинам возник пожар. Одновременно поступило сообщение о том, что в седьмом отсеке горит оборудование по регенерации воздуха.
 
  Через пять минут лодка поднялась на поверхность и встала в надводное положение, однако борьба с огнем затянулась, и с рассветом положение не изменилось, – внутри субмарины бушевал пожар, море сильно штормило, а сообщить о себе подводники не могли, – рубка связи выгорела полностью.
 
  Проходившее мимо канадское судно сообщило в эфир координаты терпящей бедствие субмарины, члены экипажа которой, увидев канадский рудовоз, вначале подали сигнал бедствия, а затем, когда корабль приблизился, столпились на корпусе и угрожающе вскинули автоматы. Создавалось впечатление, что они ждали какое-то другое судно.
 
  После этого несколько раз прилетали разведывательные самолеты НАТО и производили фотографирование. 
Позже в квадрат зашел болгарский сухогруз «Авиор», перевозивший кубинский сахар. С помощью импровизированного рупора, сделанного из жестяной банки из-под сухарей, удалось установить с ним связь, капитаном оказался соотечественник  родом из Мурманска.

  Кружным путем через Варну весть об аварии пришла в Главный штаб советского Военно-морского флота. Москва по каким-то причинам медлила, видимо, необычный канал передачи информации вызвал настороженность, опасались провокации.
 
  В конце концов, приказ всем советским судам, находящимся поблизости от места аварии, следовать на помощь, был отдан. К-8 стала терять плавучесть и погружалась в воду, когда, наконец, прибыла помощь. Вскоре потеряв остойчивость, субмарина в течение короткого времени затонула и унесла с собой на дно добровольно задраившую себя изнутри боевую смену в полном составе, успевшую заглушить ядерный реактор.
 
  По другим данным погибло не тридцать, а пятьдесят два человека, в том числе сам командир капитан второго ранга Всеволод Борисович Бессонов. Лодка якобы не просто затонула, а был взрыв ранним утром двенадцатого апреля, причем спасатели едва не выловили мертвое тело Бессонова, однако высокая океанская волна навсегда унесла его с собой, в последний момент удалось лишь вырвать список экипажа, который был зажат в его окоченевшей руке.
 
  Правительственная комиссия, созданная для расследования причин катастрофы, в конце концов, признала действия экипажа правильными. Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Обстоятельства гибели К-8 правительство СССР не освещало, поэтому многие до сих пор не слышали об этом подвиге наших моряков.

10 апреля 2018 года