Молочные реки. 7. Доильно-молочный блок

Голубев Николай
7. ДОИЛЬНО-МОЛОЧНЫЙ БЛОК.
Наконец мы переходим в доильно-молочный блок, где в роли экскурсовода выступает начальник молочного комплекса Дмитрий Дмитриевич Чеканов. Итак, роботизированная доильная установка «Карусель» на 60 мест с внешним обслуживанием, каких в РФ пока только две, а в мире – 3 или 4 десятка.
Преддоильный накопитель, где коровы ждут своей очереди. И сразу заостряем внимание на конструкцию для подгона, автоматизированный, скажем так, «аппарат насилия». Обычно коров в доильный зал, будь то «Карусель», «Тандем», «Ёлочка», «Параллель» или стационарный роботизированный доильный бокс, гонит условный рефлекс, т. е. знание того, что в доильном зале им будет выдана порция любимого лакомства – концентратов. Этот же стимулятор действует на коров при привязном содержании – становиться на свои места при  возвращении с пастбища. Но, поскольку в «Донском» концентрированные корма выдаются не при дойке, а в общем составе монокорма, единственным стимулом для коров быть отдоенными остаётся «внутревымянное давление». Стимул, скажем прямо, не особо надёжный, особенно для первотёлок. Однако, как мы видим - работает, автоподгонщик их особо и не насилуют, служит скорее для регулировки и разделения групп. Коровы движутся практически сами. Залетают в доильные станки в 2-3 секунды, без задержек. Наоборот, сама карусель то и дело останавливается, когда возникают проблемы с отдоиванием той или другой коровы. И очереди приходится ждать. Каким надо быть первоклассным дрессировщиком, чтобы добиться от такого огромного стада, такой слаженной работы! Каким цирковым методом пользовались работники комплекса, признаться, для меня это загадка. Как рассказывает Дмитрий Дмитриевич, первые разы коров в станки буквально заносили, однако не могу себе это представить. Заносчикам просто негде было находиться.
Дойка происходит 3 раза  в сутки – в 4 утра, в 12 и в 20 часов. 3 смены по 8 часов. 4,5 часа продолжается сама дойка, остальное время – чистка и мойка карусели, обслуживание механизмов.
 В целом карусель представляет из себя единую высокотехнологичную систему, все данные работы которой высвечиваются на огромном мониторе. Вместе с тем каждый из 60-ти роботизированных доильных станков является отдельным локальным механизмом, работающим, как в единой системе, так и сам по себе, все данные работы которого можно также отдельно увидеть на мониторе. Все данные, начиная от общей молокоотдачи и особенности коровы, которая сейчас находится в этом станке и кончая функционирования каждой из четырёх долей её вымени. Всё это с ушного чипа переносится на монитор.
Одевание доильных стаканов на соски производит манипулятор. Промывка, дезинфекция, просушка, анализ и сортировка молока, на каждом из сосков, ведёт отдельная робото-компьютерная система, прямо в сверхнавороченном доильном стакане и выдаёт данные на мониторе. Оператор ( один на все 60 станков) вмешивается только если видит на мониторе какие либо сигналы неувязок и патологий.
 Мне не удалось найти точную техническую характеристику карусельной доильной установки на 60 роботизированных станков ( одна восторженная реклама). Но внимательно наблюдая за видео, высчитал, что при безостановочной работе конвейера (карусели) её ритм ( прохождение одного станка с коровой) составляет 6 секунд. Таким образом полный оборот карусель делает за 6 минут. При идеальной работе карусель способна пропустить за 4 с половиной часа 2.700 коров. А не 2 тысячи, как сказал Александр Борисович. Ясно, что он пошутил. Те 1.350 коров, которые доятся сейчас, это «потолок», потому что  отдоить корову ( не «среднюю», а самую «тугодойную», именно они определяют время полного оборота карусели) за 6 минут, и даже за 8, невозможно. К тому же часть станков неизбежно будут пустыми. Во-первых - какая-то их часть в данный момент на ремонте, во-вторых - промежутки между группами, в третьих – при всей чёткости захода в станки коров, какая-то обязательно не успеет. Ну и, как мы видим, остановка карусели по сигналам роботодояров из-за различных неурядиц – нестандартное вымя, подозрение на мастит, неотдоенность, требующих ручного вмешательства оператора, происходят то и дело. Вобщем фактический ритм – 12 секунд. Всё равно очень быстро. Быстрее, чем убой и переработка КРС на, ныне закрытом и превращённом в швейную фабрику, заводе первичной переработки скота московского мясокомбината им. Микояна ( там перерабатывали 1.500 голов в смену).
В соседнем помещении этого же здания заложили фундамент под ещё одну такую же карусель. И, как я понял, будет построен ещё один коровник, таким образом их будет не 3, как сейчас, а 4. Тогда действительно будет возможно отдоить за смену 2.600 коров. Конечно, столько доить не будут. Ведь карусели иногда надо и останов сделать, хотя бы на месяц, для профилактического, а может и капитального ремонта. Да и всех коров доить не будут – есть же и группы сухостоя, и нетелей. Но вот сейчас, одну карусель никак не остановишь, а когда их будет две – пожалуйста. Часть стада можно на время на другой комплекс перегнать. Вобщем резерв помещений и оборудования – вещь необходимая на любом производстве.
Роботизированная карусель на 60 станков – дорогое удовольствие, стоит 300 млн. руб. (примерно 10 годовых зарплат 50 доярок). Однако в хозяйстве считают такое приобретение весьма полезным. Во-первых потому, что сегодня это самое передовое в мире из того, что есть в молочном скотоводстве. Заменяет множество людей, не допускает огрехов, которые может допустить доярка, работает гораздо чище и внимательней. Вобщем исключает человеческий фактор, не зависит от настроения, личных проблем. Очень полезен для здоровья вымени, ведь разные люди работают по разному. Одна доярка прикасается к корове так, другая – иначе. А робот есть робот, он всё делает одинаково. Корова любит стабильность, одинаковость, что в корме, что в дёрганье за соски ( Не забывайте, это не моё мнение, а мнение работников комплекса, точнее – то, что они сказали в интервью корреспонденту фермер.ру).
продолжение следует.